12 источников педагогической
этики
Элементы педагогической
этики встречаются в учениях
древних философов и педагогов,
пытавшихся осмыслить специфические
проблемы педагогической морали
ее возникновение связано с
появлением педагогической профессион
ной деятельности, обусловленной
социально-экономическими причинами
и духовным развитием личности
и общества Потребность общества
передавать опыт и знания подрастающим
поколением привела к появлению
с истема школьного образования
и профессиональной педагогической
деятельности как вида общественно
необходимой деятельности, что является
следствием процесса разделения
труда и возникает на определенном
этапе исторического развития
обществва.
В первобытном обществе
не существовало социальных институтов,
которые бы воспитывали детей
Этим занимались взрослые, привлекая
подрастающее поколение к коллективному
труду С развитием производственных
сил, накоплением трудового опыта
расширялись знания людей и
усложнялись умения и навыки
Возникла необходимость организованного
обучения и воспитания подрастающего
поколения Воспитание начали
поручать найдосвидчен Ишим членам
родовой общины К ним выдвигали
определенные требования: они должны
обладать теми умениями и навыками,
которым следует учить детей,
знать религиозные обряды, сказки,
игры и песни, которые являются
источником нравственности Таким
образом в условиях родового
строя воспитание начало выделяться
в особую форму общественной
деятельностиьності.
Важную роль в истории
педагогической этики сыграло
учение древнегреческого философа
Сократа (ок 470 - 399 до н.э) Применяя
метод самопознания, он пришел
к выводу, что сущность человеческого
бытия по олягае в нравственности
Познавая человеческую сущность,
Сократ основным в ней считал
не то, что данное ей природой,
а то, что человек приобрел
под влиянием культуры, воспитания
Его просветительско-воспитательная
деятельность бу а направлена
??на совершенствование личности,
в чем важнейшую роль играли
знания, которые делают человека
свободным не по ее природе,
а за социальную сущностьтністю.
Сократ утверждал, что
воспитание может преодолеть
уродливое, аморальное, то есть исправить
природные недостатки Он ставил
высокие требования как к учителей,
так и учеников Прежде учитель
должен иметь неоспоримые й
авторитет, а ученик - последовательно
освобождаться от духовного рабства:
быть выдержанным, образованным, \"познать
самого себя\", во всем соблюдать
меру, гордиться не внешними признаками,
а добродетельными с правами
В основе общения, дружбы, взаимопонимания
между учителем и учениками
должны быть духовность, взаемовидпови-дальность
и любовь Сократ учил и воспитывал
во время диалога и не был
профессиональным преподавателем
чем Мета \"Сократ-ского метода\"
- найти истину, определить, что такое
добродетель, благо, ответственность,
мужество По его мнению, выяснив
для себя, что такое мужество,
человек будет действовать в
соответствии В ажливим принципом
формирования нравственных качеств молодого
человека для Сократа был принцип единства
слова, знания и делості слова, знання
і справи.
Одним из лучших
учеников Сократа был древнегреческий
философ Платон (428 или 427 - 348 или 347 до
н.э), который воспитывал учеников
путем устного изложения идей
В произведениях \"Федр\", \"Пир\"
философ высказывает мнение, обя
дно которой человеческие души
существуют отдельно, соединяются
только в желании познавать
Привычные для греков союзы
между мужчинами возникают в
возвышенной, образцовой форме Дружба
учителей и учеников, стремящихся
одной цели, лишена прагматизма,
они морально и умственно поддерживают
друг друга Часто у греков
взаимоотношения между зрелым
мужчиной и юношей у Платона,
как и у Сократа, отрицают (исключают)
чувственное, зал ишаеться духовную
связь, которая заключается в
том, чтобы давать и брать, побуждать
и развивать Сущность дружбы
и любви, которые имеют объединить
людей между собой, у Платона
состоит в том, чтобы с помощью
совместных мыслей и желаний
приводить друг друга к истине
В академии, созданной Платоном,
придерживались принципа, согласно
которому одну науку свободный
человек не должен изучать
как раб Считалось, что телесные
упражнения выполнены против
воли, не вредят телу, а в душе
пригноблювальна наука прочно
не закрепляется Выкладывать
следует с помощью игры: так
можно определить истинные способности
детей Учитель, по мнению Платона,
имеет быть очень осторожным
и сдержанным в своих оценках
и высказываниях Поэтому на
эту должность следует брать
только устойчивых нату слід
брати тільки стійких натур.
Из академии Платона,
которая просуществовала более
тысячи лет, вышло много педагогов,
в частности древнегреческий
философ Аристотель (384-322 до н.э),
который определил предмет и
признаки этики как науки Занимаясь
са Самостоятельно исследованиями
этических проблем, он отошел
от Платона, демистификуючы науку
этику В работах \"Евдемова
этика\", \"Никомахова этика\",
\"Большая этика\", \"О добродетель\"
Аристотель наголошува в на
практически-поведенческой ориентированности
этики Он утверждал, что каждый
человек, а особенно учитель, должен
обладать высокими моральными
добродетелями, среди которых выделил
десять основных: мужество рассудительность
(сдержанность, умеренность), щедрость,
великолепие, величавость, честолюбие,
справедливость (равенство), правдивость,
дружелюбие, любезность Каждая из
них является общественным мере
поведения в определенных сферах
общественной жизни совершенной
добродетелью Аристотель считал
справедливость, которой \"удивляются
больше, чем свету вечерней и
утренней зари\" Она тождественна
законности и касается в сих
моральных добродетелей, ведь закон
заботится о мужество, умеренность,
равенство и т.п. Вместе справедливость
связана с отношением человека
к другим людям, ведь есть добродетелью
по др. й особи до інших людей,
адже є доброчесністю стосовно
іншої особи.
Аристотель в \"Афинской
политике\" (330-340 до н.э) описал
торжественный ритуал выборов
афинянами учителей, имеющих закалять
молодежь физически и духовно
На них возлагались большие
обязанности, что свидетельствовало
о том, что в рабовладельческом
обществе педагогическую деятельность
популяризировали и придавали
ей важного социального значения
Человек, избрана на должность
учителя и воспитателя юношества,
проймалася чувством гордости
и благодарности соотечественников,
которые доверили ей \"судьбу
государства\" По мнению Аристотеля,
судьба государства зависит от политической
и моральной закалки молодого поколения
самым законы не ДАД ут пользы, если граждане
не научатся государственного порядка,
не будут воспитаны в государственном
духе Недисциплинированность одного члена
общества - это недисциплинированность
всей государствиплінованість усієї держави.
Воспитание молодежи
является основным способом сохранения
государственного Его организация
- дело, имеет не только образовательное,
но и прежде всего государственное
значение Аристотель первым в
истории философской мысли наг
громко, что педагогическая этика
обусловлена ??социальными отношениями
Он считал, что государство имеет
одну конечную цель, поэтому всех
необходимо воспитывать одинаково
и заботиться о воспитании
должны всвсі.
Греческая культура
и педагогика оказали значительное
влияние на культуру и педагогику
Рима Несмотря на то что
римский сенат и римский цензор
приняли декреты, направленные против
распространения греческого образования
в Риме, это не дало желаемых
результатов Напротив, в Риме
в I в н е было начато гуманную
педагогику, в которой взаимоотношения
учителя и учеников имели важное
значениечення.
Источниками педагогической
этики стали труды Марка Аврелия
\"Наедине с собой Размышления\",
Луция-Аннея
Сенеки \"О благодеяниях\",
\"Нравственные письма к Луцилию\",
Марка-Фабия Квинтилиана «О воспитании
оратора\" и др. Так, римский оратор
Марк-Фабий Квинтилиан (ок 35 - ок 96) обосновал
мысль, согласно которой все дети
от природы способны к обучению
Поэтому важным является выбор
такого учителя, у которого нравственность
на первом месте, ведь аморальный
педагог воспитывает подобную
себя аморальное ребенка Опытный
учитель прежде изучает умственные
и природные склонности, способности
ребенка, чтобы знать, как обращаться
с ней, избежав телесных наказаний
Насилие, издевательство над ребенком
показывают недостаточный духовный
связ зок педагога со своим
учеником, продуцируют моральное
унижение ученика и учителя, формируют
рабскую психологиивчителя, формують
рабську психологію.
Марк-Фабий Квинтилиан
разработал кодекс педагогической
этики Его соблюдение должна
воспитывать уважение и почет
к учителю К основным положениям
кодекса относятся:
1 Пусть учитель вызовет
в себе отцовские чувства к
своим ученикам и постоянно
представляет себя на месте
тех людей, которые доверяют ему
своих детей
2 Пусть он сам не
имеет изъянов и ие переносит
их на других
3 Пусть суровость его
не будет удручающей, а благоволение
- розслабливою, чтобы отсюда не
возникли ненависть или презрение
4 Да будут длительными
беседы о нравственном и хорошо,
ведь чем чаще будут уговоры,
тем меньше - потребность в наказаниях
5 Да учитель не будет
раздраженным и одновременно
не потакает тем, кто нуждается
в исправлении
6 Пусть он будет доступен
в преподавании, терпеливым в
работе, более усердным, чем требовательным
7 Да с желанием отвечает
тем, кто спрашивает, и пусть спрашивает
молчаливых
8 На похвалу пусть не
будет слишком скупым, поскольку
это уничтожает желание к труду,
но и не будет слишком щедрым,
что порождает беспечность
9 Наставляя ученика, он
не должен быть слишком суровым,
тем более сварливым Ведь во
многих появляется отвращение
к педагогу за то, что упреки
некоторых учителей превращаются
в ненависть
10 Пусть он каждый день
скажет ученикам что-нибудь такое,
что в них навсегда останется
в памяти
Квинтилиан подчеркивал,
что педагогическая этика учителя
не способна воспитать достойного
человека, если не будет соответствующего
морального окружения Особенно
важную роль в этом процессе
играет семья, в которой часто
уничтожается нравственность еще
в раннем возрасте разными
попустительством ребенку со
стороны взрослых Снисходительность
ослабляет силы духа и тела,
изменяя природу ребенка, и она
становится безвольной, беспричинной,
что негативно сказывается на
отношениях с другими.
Власти Рима ставили
высокие требования к моральным
качествам учителя и проявляли
заботу о его материальное
и социальное положение Так, в
Указе императора Константина
о привилегиях для учителей
было отметь чено, что педагогов
вместе с их семьями освобождали
от уплаты налогов и выполнения
общественных и официальных обязанностей,
не подселяли в их квартиру
посторонних лиц, не приглашали
в суд Того, кто обра зив
учителя, ожидало наказание по
усмотрению судьи Плата и вознаграждение
должны быть такого размера, чтобы
усиливалось желание учить свободных
наук и различных мистецтцтв.
В эпоху Средневековья
существовала евангельская нравственная
доктрина, а обучение и воспитание
имели преимущественно богословский
характер Раннехристианские мыслители-педагоги
(Арий, Ориген, Тертуллиан, Пелагий) ро
озробилы педагогическую этику
на началах добра, милосердия
и любви Идеалом воспитания
для них был человек, которая
отказывалась от удовольствия
и искушений земной жизни, стремилась
к небу Этот идеал описан
в п рацях Августина Блаженного
\"Исповедь\", \"О воспитании
донатистов\", \"Письмо Донат\",
\"Апология гонений\", \"Письмо
к Лети\", \"Учитель\" и инінь",
"Лист до Лети", "Учитель"
та ін.
В \"Исповеди\" христианский
богослов Августин Блаженный (354-430)
призывает реформировать господствующую
римскую школу и вернуться
в основной средства воспитания
- Священного Писания грамматико-аллегорические
приемы фону умачення его текста
можно использовать из старой
школы, но приспособив к христианским
потребностям новой эпохи Это
сделал Августин в труде \"Христианская
наука\" (416-420), создав собственную
теор ию аллегории на основе
учения стоиков о знаковой
природе языка Язык у него
существует не для чувственного
наслаждения слуха, а для наслаждения
ума, ибо подлинная язык является
языком смысла - духа К Слова
Божьего учитель м ае обращать
учащихся молитвой Молитва - основное
средство самосовершенствования, самопознания,
самовоспитания христианина Благодаря
ей человек искупает свои грехи
перед Богом, другими людьми и
собоом, іншими людьми та собою.
Учителя Августин советовал
выбирать старшего по возрасту,
опытного и мудрого Такой наставник
не ругать ребенка за медлительность,
а хвалить и побуждать ее
старания Воспитатель прежде
долж жен заботиться о том,
чтобы не вызвать у ребенка
ненависти к себе и к обучению
Нужно учить и воспитывать
так, чтобы ребенок не только
понимала содержание добродетелей,
но и способна была найти
хорошо в плохо в Учитель
должен относиться к ученику,
как к Божьему созданию, что
обеспечит постоянное самовоспитание
и самосовершенствование педагога
Так, в работе \"Учитель\" описано
необходимые черты педагога: искреннюю
любовь к Богу доброту, скромность,
владения разносторонними знаниями
Если учитель чего-то не знает,
он признаться в этом, а не
демонстрировать мнимое знание
Августин осуждал нетребовательных
к ученикам педа гогов, предпочитающих
деньгам, а не науке Это представляет
опасность как для личности, так
и для государства По его
мнению, воспитать настоящую личность
можно только в школе радости
Ребенок в семье имеет раз
виватися гармонично: закаливать
свою душу и тело, чтобы стать
мужественным и ответственным
перед вызовами жизни Ведущее
место в школе радости должен
занимать эстетическое воспитание
По мнению Августина, Бог проявление
м совершенного, прекрасного Любовь
к нему делает человека нравственно
безупречной и неповторимоздоганною
й неповторною.