12 источников педагогической этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:21, шпаргалка

Описание работы

Элементы педагогической этики встречаются в учениях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические проблемы педагогической морали ее возникновение связано с появлением педагогической профессион ной деятельности, обусловленной социально-экономическими причинами и духовным развитием личности и общества

Файлы: 1 файл

12 источников педагогической этики.docx

— 32.82 Кб (Скачать файл)

12 источников педагогической  этики

 

 

 Элементы педагогической  этики встречаются в учениях  древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические  проблемы педагогической морали  ее возникновение связано с  появлением педагогической профессион  ной деятельности, обусловленной  социально-экономическими причинами  и духовным развитием личности  и общества Потребность общества  передавать опыт и знания подрастающим  поколением привела к появлению  с истема школьного образования  и профессиональной педагогической  деятельности как вида общественно  необходимой деятельности, что является  следствием процесса разделения  труда и возникает на определенном  этапе исторического развития  обществва.

 

 В первобытном обществе  не существовало социальных институтов, которые бы воспитывали детей  Этим занимались взрослые, привлекая  подрастающее поколение к коллективному  труду С развитием производственных  сил, накоплением трудового опыта  расширялись знания людей и  усложнялись умения и навыки  Возникла необходимость организованного  обучения и воспитания подрастающего  поколения Воспитание начали  поручать найдосвидчен Ишим членам  родовой общины К ним выдвигали  определенные требования: они должны  обладать теми умениями и навыками, которым следует учить детей, знать религиозные обряды, сказки, игры и песни, которые являются  источником нравственности Таким  образом в условиях родового  строя воспитание начало выделяться  в особую форму общественной  деятельностиьності.

 

 Важную роль в истории  педагогической этики сыграло  учение древнегреческого философа  Сократа (ок 470 - 399 до н.э) Применяя  метод самопознания, он пришел  к выводу, что сущность человеческого  бытия по олягае в нравственности  Познавая человеческую сущность, Сократ основным в ней считал  не то, что данное ей природой, а то, что человек приобрел  под влиянием культуры, воспитания  Его просветительско-воспитательная  деятельность бу а направлена ??на совершенствование личности, в чем важнейшую роль играли  знания, которые делают человека  свободным не по ее природе, а за социальную сущностьтністю.

 

 Сократ утверждал, что  воспитание может преодолеть  уродливое, аморальное, то есть исправить  природные недостатки Он ставил  высокие требования как к учителей, так и учеников Прежде учитель  должен иметь неоспоримые й  авторитет, а ученик - последовательно  освобождаться от духовного рабства: быть выдержанным, образованным, \"познать  самого себя\", во всем соблюдать  меру, гордиться не внешними признаками, а добродетельными с правами  В основе общения, дружбы, взаимопонимания  между учителем и учениками  должны быть духовность, взаемовидпови-дальность  и любовь Сократ учил и воспитывал  во время диалога и не был  профессиональным преподавателем  чем Мета \"Сократ-ского метода\" - найти истину, определить, что такое  добродетель, благо, ответственность, мужество По его мнению, выяснив  для себя, что такое мужество, человек будет действовать в  соответствии В ажливим принципом  формирования нравственных качеств молодого человека для Сократа был принцип единства слова, знания и делості слова, знання і справи.

 

 Одним из лучших  учеников Сократа был древнегреческий  философ Платон (428 или 427 - 348 или 347 до  н.э), который воспитывал учеников  путем устного изложения идей  В произведениях \"Федр\", \"Пир\" философ высказывает мнение, обя  дно которой человеческие души  существуют отдельно, соединяются  только в желании познавать  Привычные для греков союзы  между мужчинами возникают в  возвышенной, образцовой форме Дружба  учителей и учеников, стремящихся  одной цели, лишена прагматизма, они морально и умственно поддерживают  друг друга Часто у греков  взаимоотношения между зрелым  мужчиной и юношей у Платона, как и у Сократа, отрицают (исключают) чувственное, зал ишаеться духовную  связь, которая заключается в  том, чтобы давать и брать, побуждать  и развивать Сущность дружбы  и любви, которые имеют объединить  людей между собой, у Платона  состоит в том, чтобы с помощью  совместных мыслей и желаний  приводить друг друга к истине  В академии, созданной Платоном, придерживались принципа, согласно  которому одну науку свободный  человек не должен изучать  как раб Считалось, что телесные  упражнения выполнены против  воли, не вредят телу, а в душе  пригноблювальна наука прочно  не закрепляется Выкладывать  следует с помощью игры: так  можно определить истинные способности  детей Учитель, по мнению Платона, имеет быть очень осторожным  и сдержанным в своих оценках  и высказываниях Поэтому на  эту должность следует брать  только устойчивых нату слід  брати тільки стійких натур.

 

 Из академии Платона, которая просуществовала более  тысячи лет, вышло много педагогов, в частности древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н.э), который определил предмет и  признаки этики как науки Занимаясь  са Самостоятельно исследованиями  этических проблем, он отошел  от Платона, демистификуючы науку  этику В работах \"Евдемова  этика\", \"Никомахова этика\", \"Большая этика\", \"О добродетель\" Аристотель наголошува в на  практически-поведенческой ориентированности  этики Он утверждал, что каждый  человек, а особенно учитель, должен  обладать высокими моральными  добродетелями, среди которых выделил  десять основных: мужество рассудительность (сдержанность, умеренность), щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, справедливость (равенство), правдивость, дружелюбие, любезность Каждая из  них является общественным мере  поведения в определенных сферах  общественной жизни совершенной  добродетелью Аристотель считал  справедливость, которой \"удивляются  больше, чем свету вечерней и  утренней зари\" Она тождественна  законности и касается в сих  моральных добродетелей, ведь закон  заботится о мужество, умеренность, равенство и т.п. Вместе справедливость  связана с отношением человека  к другим людям, ведь есть добродетелью  по др. й особи до інших людей, адже є доброчесністю стосовно  іншої особи.

 

 Аристотель в \"Афинской  политике\" (330-340 до н.э) описал  торжественный ритуал выборов  афинянами учителей, имеющих закалять  молодежь физически и духовно  На них возлагались большие  обязанности, что свидетельствовало  о том, что в рабовладельческом  обществе педагогическую деятельность  популяризировали и придавали  ей важного социального значения  Человек, избрана на должность  учителя и воспитателя юношества, проймалася чувством гордости  и благодарности соотечественников, которые доверили ей \"судьбу  государства\" По мнению Аристотеля, судьба государства зависит от политической и моральной закалки молодого поколения самым законы не ДАД ут пользы, если граждане не научатся государственного порядка, не будут воспитаны в государственном духе Недисциплинированность одного члена общества - это недисциплинированность всей государствиплінованість усієї держави.

 

 Воспитание молодежи  является основным способом сохранения  государственного Его организация - дело, имеет не только образовательное, но и прежде всего государственное  значение Аристотель первым в  истории философской мысли наг  громко, что педагогическая этика  обусловлена ??социальными отношениями  Он считал, что государство имеет  одну конечную цель, поэтому всех  необходимо воспитывать одинаково  и заботиться о воспитании  должны всвсі.

 

 Греческая культура  и педагогика оказали значительное  влияние на культуру и педагогику  Рима Несмотря на то что  римский сенат и римский цензор  приняли декреты, направленные против  распространения греческого образования  в Риме, это не дало желаемых  результатов Напротив, в Риме  в I в н е было начато гуманную  педагогику, в которой взаимоотношения  учителя и учеников имели важное  значениечення.

 

 Источниками педагогической  этики стали труды Марка Аврелия \"Наедине с собой Размышления\", Луция-Аннея

 

 Сенеки \"О благодеяниях\", \"Нравственные письма к Луцилию\", Марка-Фабия Квинтилиана «О воспитании  оратора\" и др. Так, римский оратор  Марк-Фабий Квинтилиан (ок 35 - ок 96) обосновал  мысль, согласно которой все дети  от природы способны к обучению  Поэтому важным является выбор  такого учителя, у которого нравственность  на первом месте, ведь аморальный  педагог воспитывает подобную  себя аморальное ребенка Опытный  учитель прежде изучает умственные  и природные склонности, способности  ребенка, чтобы знать, как обращаться  с ней, избежав телесных наказаний  Насилие, издевательство над ребенком  показывают недостаточный духовный  связ зок педагога со своим  учеником, продуцируют моральное  унижение ученика и учителя, формируют  рабскую психологиивчителя, формують  рабську психологію.

 

 

 Марк-Фабий Квинтилиан  разработал кодекс педагогической  этики Его соблюдение должна  воспитывать уважение и почет  к учителю К основным положениям  кодекса относятся:

 

1 Пусть учитель вызовет  в себе отцовские чувства к  своим ученикам и постоянно  представляет себя на месте  тех людей, которые доверяют ему  своих детей

 

2 Пусть он сам не  имеет изъянов и ие переносит  их на других

 

3 Пусть суровость его  не будет удручающей, а благоволение - розслабливою, чтобы отсюда не  возникли ненависть или презрение

 

4 Да будут длительными  беседы о нравственном и хорошо, ведь чем чаще будут уговоры, тем меньше - потребность в наказаниях

 

5 Да учитель не будет  раздраженным и одновременно  не потакает тем, кто нуждается  в исправлении

 

6 Пусть он будет доступен  в преподавании, терпеливым в  работе, более усердным, чем требовательным

 

7 Да с желанием отвечает  тем, кто спрашивает, и пусть спрашивает  молчаливых

 

8 На похвалу пусть не  будет слишком скупым, поскольку  это уничтожает желание к труду, но и не будет слишком щедрым, что порождает беспечность

 

9 Наставляя ученика, он  не должен быть слишком суровым, тем более сварливым Ведь во  многих появляется отвращение  к педагогу за то, что упреки  некоторых учителей превращаются  в ненависть

 

10 Пусть он каждый день  скажет ученикам что-нибудь такое, что в них навсегда останется  в памяти

 

 Квинтилиан подчеркивал, что педагогическая этика учителя  не способна воспитать достойного  человека, если не будет соответствующего  морального окружения Особенно  важную роль в этом процессе  играет семья, в которой часто  уничтожается нравственность еще  в раннем возрасте разными  попустительством ребенку со  стороны взрослых Снисходительность  ослабляет силы духа и тела, изменяя природу ребенка, и она  становится безвольной, беспричинной, что негативно сказывается на  отношениях с другими.

 

 Власти Рима ставили  высокие требования к моральным  качествам учителя и проявляли  заботу о его материальное  и социальное положение Так, в  Указе императора Константина  о привилегиях для учителей  было отметь чено, что педагогов  вместе с их семьями освобождали  от уплаты налогов и выполнения  общественных и официальных обязанностей, не подселяли в их квартиру  посторонних лиц, не приглашали  в суд Того, кто обра зив  учителя, ожидало наказание по  усмотрению судьи Плата и вознаграждение  должны быть такого размера, чтобы  усиливалось желание учить свободных  наук и различных мистецтцтв.

 

 В эпоху Средневековья  существовала евангельская нравственная  доктрина, а обучение и воспитание  имели преимущественно богословский  характер Раннехристианские мыслители-педагоги (Арий, Ориген, Тертуллиан, Пелагий) ро  озробилы педагогическую этику  на началах добра, милосердия  и любви Идеалом воспитания  для них был человек, которая  отказывалась от удовольствия  и искушений земной жизни, стремилась  к небу Этот идеал описан  в п рацях Августина Блаженного \"Исповедь\", \"О воспитании  донатистов\", \"Письмо Донат\", \"Апология гонений\", \"Письмо  к Лети\", \"Учитель\" и инінь", "Лист до Лети", "Учитель" та ін.

 

 В \"Исповеди\" христианский  богослов Августин Блаженный (354-430) призывает реформировать господствующую  римскую школу и вернуться  в основной средства воспитания - Священного Писания грамматико-аллегорические  приемы фону умачення его текста  можно использовать из старой  школы, но приспособив к христианским  потребностям новой эпохи Это  сделал Августин в труде \"Христианская  наука\" (416-420), создав собственную  теор ию аллегории на основе  учения стоиков о знаковой  природе языка Язык у него  существует не для чувственного  наслаждения слуха, а для наслаждения  ума, ибо подлинная язык является  языком смысла - духа К Слова  Божьего учитель м ае обращать  учащихся молитвой Молитва - основное  средство самосовершенствования, самопознания, самовоспитания христианина Благодаря  ей человек искупает свои грехи  перед Богом, другими людьми и  собоом, іншими людьми та собою.

 

 Учителя Августин советовал  выбирать старшего по возрасту, опытного и мудрого Такой наставник  не ругать ребенка за медлительность, а хвалить и побуждать ее  старания Воспитатель прежде  долж жен заботиться о том, чтобы не вызвать у ребенка  ненависти к себе и к обучению  Нужно учить и воспитывать  так, чтобы ребенок не только  понимала содержание добродетелей, но и способна была найти  хорошо в плохо в Учитель  должен относиться к ученику, как к Божьему созданию, что  обеспечит постоянное самовоспитание  и самосовершенствование педагога  Так, в работе \"Учитель\" описано  необходимые черты педагога: искреннюю  любовь к Богу доброту, скромность, владения разносторонними знаниями  Если учитель чего-то не знает, он признаться в этом, а не  демонстрировать мнимое знание  Августин осуждал нетребовательных  к ученикам педа гогов, предпочитающих  деньгам, а не науке Это представляет  опасность как для личности, так  и для государства По его  мнению, воспитать настоящую личность  можно только в школе радости  Ребенок в семье имеет раз  виватися гармонично: закаливать  свою душу и тело, чтобы стать  мужественным и ответственным  перед вызовами жизни Ведущее  место в школе радости должен  занимать эстетическое воспитание  По мнению Августина, Бог проявление  м совершенного, прекрасного Любовь  к нему делает человека нравственно  безупречной и неповторимоздоганною  й неповторною.

Информация о работе 12 источников педагогической этики