12 источников педагогической этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:21, шпаргалка

Описание работы

Элементы педагогической этики встречаются в учениях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические проблемы педагогической морали ее возникновение связано с появлением педагогической профессион ной деятельности, обусловленной социально-экономическими причинами и духовным развитием личности и общества

Файлы: 1 файл

12 источников педагогической этики.docx

— 32.82 Кб (Скачать файл)

 

 Подобных взглядов  на педагогическую этику придерживались  такие мыслители, как Боэций, Алкуин, Абеляр, Ельфрик, Фома Аквинский  и др. Так, христианский богослов  Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), пред  онувавшы систематизацию этики  в трудах \"Комментарии к\" Никомаховой  этики \"\", \"Сумма против  язычников\", \"Сумма теологии\", \"О душе\", отмечал, что формирование  индивида должно происходить  на приоритетных тетних перед  наукой принципах - принципах веры  Он считал, что потребность исследовать  истину обусловливают труд и  совесть Человек верит своему  уму, приобщаясь таким образом  к познанию Бога \"несомненно  и ошибкитакий спосіб до пізнання  Бога "без сумніву і помилки".

 

 Через веру, ум, добродетель, справедливость учитель должен  привести ученика к пониманию  сущности Бога время ему необходимо  связывать развитие личности  с ее индивидуальными способностями  инди ивидуализация воспитания  основывается на выборе таких  средств воздействия, которые соответствуют  особенностям индивида, а также  состояния, в котором находится  его душша.

 

 Гуманные идеи ученых (Иоанн Златоуст (ок 347-407), Анаций-Манлий-Торкват-Северин  Боэций (ок 480 - 524), Пьер Абеляр (1079-1142)) в эпоху Средневековья не всегда  воплощались в жизнь в средневековом  их университетах будущим учителям  закладывали мнение, что успех  обучения и воспитания детей  в школе зависит от строгости  и умения наказать ленивых  и непослушных По окончании  университета учителю вруч али  резкую и так называемую palm - палку  с диском на конце для ударов  по детских ладонях Выпускник  должен был продемонстрировать  перед экзаменационной комиссией  свои умения \"воспитывать\" с  помощью этих орудий ь В  Кембриджском университете платили  мальчикам, которые подвергались  пыткам будущими воспитателями  во время экзаменов Такая система  образования породила оторванность  обучения от жизни и основывалась  на схол астицы Церковь поддерживала  и теоретически обосновывала  необходимость физических наказаний  детей в процессе воспитания  процесі виховання.

 

 Первые сведения о  школах и училища в Киевской  Руси связаны с принятием и  распространением христианства (988) Это отражено в тогдашних письменных  памятниках Проблемы педагогической  этики отражены в \"Р Русской  правде \", Изборник Святослава,\" Повести временных лет \", Киевской  летописи, работах Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Илариона Киевского, Кирилла Туровского и ирила  Туровського та ін.

 

 По свидетельству летописцев, матери оплакивали детей, которых  отдавали в обучение, как мертвецов  Плач этот был обусловлен не  только отбором детей в школу, но и тем, что они становились  проповедниками новой веры Прежде  вые учителя - южнославянские, болгарские  и сербские священники, язык которых  была понятной, чем греческая, тем, кого нужно учить Эта традиция  воспитывать и приучать к делу  служителей церкви сохранялась  до конца XVII в и определила  характер обучения в школе, педагогические  идеалы, которых она стремилась  достичь на основе изучения  Библии Однако в Библии наблюдаются  неодинаковые педагогические подходов ди Так, в Ветхом Завете царит патриархат, при котором глава семьи имеет неограниченные права, а все члены ему подчинены Отношение главы к членам семьи очень строгое В новозаветной христианской педагогике и господствуют другие начала - любви, смирения, ценности каждой личности Дети имеют не только обязанности, но и определенные права Поэтому необходимо было определиться, какого мировоззрения - ветхозаветного или новозаветного - необходимо придерживаться в воспитании и обученииа навчанні.

 

 

 Предпочтение оказывали  ветхозаветном педагогическом идеала  Педагогическая этика основывалась  на принципах Книги притч и  Книги премудрости Иисуса, сына  Сирахового Под их влиянием  сформировалась система жестоких  Покар рань ребенка как со  стороны учителя, так и со стороны  отца Они одновременно вызывать  любовь и страх, прибегать к  избиению детей резкой как  основным средством воспитанияння.

 

 С Нового Завета  педагогическая этика прежде  позаимствовала идеалы Послание  святого апостола Павла, а из  сочинений отцов церкви - книги  Иоанна Златоуста Приоритет в  воспитании молодого поколения  предоставляли не шк кругу, а  семьи Правила и нормы порядочной  жизни, христианской добродетели  мудрые родители пытались передать  детям на примере собственной  жизни, путем наставлений и руководств  Так, в \"Наставлении\" Владимир  Моно мах (1053 - 1125) призывает детей  через раскаяние, слезы и молитву  встать на путь праведности, в  нем также изложены обязанности  человека перед Богом и ближними, ведь любовь к Богу обязывает  человека любить ближних, иметь  страх перед ним, быть милостивой  Владимир Мономах учит детей  не забывать о бедных, помогать  сиротам, вдовам: \"Не убивайте  ни невинного, ни виновного; даже  когда заслужат насмерть не  губите души ни христианина  От епископов и попов, и игуменов  с любовью принимайте благословение, и не усувайтеся от них, а  по силе любите их и заботьтесь  о них, чтобы вы получили их  молитву от Б ОГА Прежде  всего не имейте гордости в  сердце и в уме Старых чтите, как отца, а молодых, как братьевька, а молодих, як братів".

 

 Описав тип добродетельного  человека, Владимир Мономах подал  автобиографические сведения, чтобы  собственным примером его продемонстрировать  и стать образцом для подражания

 

 В эпоху Возрождения  и Нового времени педагогическая  этика потерпела расцвета, повлекшее  самоутверждения человека как  творческой, деятельной, мыслящего  и гуманной существа время  человек эпохи Возрождения и  ее ет тика демонстрируют несовершенство  человеческого существа, поэтому  Ренессанс предстает как постоянный  и непрерывный поиск обоснования  антропоцентризма, чем отличается  от антично-средневековой культури.

 

 Педагоги-гуманисты отрицают  средневековую схоластику, утверждая, что ребенок заслуживает уважения, уважительное отношение к его  индивидуальности В философско-этических  произведениях К-А Гельвеция, Т  Гоббса, Д Д Дидро, Т Кампанеллы, и Канта, Б Спинозы и в чисто  педагогических И-Ф Гербарта, А Дистервега, Я-А Ко-менском, Дж Локка, И-Г Песталоцци, Ж-Ж Руссо идея гуманного отношения к ребенку с рытье, самоосвобождения, самосовершенствования связывается с общественным развитиемспільним розвитком.

 

 Мыслитель эпохи позднего  возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536) в работе \"Похвала глупости\" разоблачил общественные недостатки  воспитания человека, утверждал, что  только просветительская сила  ума педагога и е ого гуманистическая  культура способны идейно и  морально изменить человека и  общество В работе \"Жестокие  учителя\" Е Роттердамский отмечал, что учитель не должен отбить  у ребенка желание к обучению, а осн овним на пути образованности  есть симпатия к наставнику  Как противник телесных наказаний, он предостерегал: \"Нельзя приучать  ребенка к побоям Жестокие  телесные наказания приводят  к тому, что гордая природа  становится недоступной для воздействия, а низкая отдается отчаяния  Тело постепенно делается нечувствительными  к пинков, а дух - к Картана Нашей  нагайкой да будет уговоры, сделано  благоразумным тоном, иногда и  дога на, по мере кротости, а  не ядовитой едкостьюагідності, а не отруйною їдкістю".

 

 Французский философ  Мишель-Эйкем де Монтень (1533-1592) также  был убежден, что грубым принуждением, строгости невозможно воспитать  настоящего человека Поэтому  он обратился к учителей и  воспитателей с просьбой нием  отказаться от насилия и принуждения, поскольку они могут исказить  ребенка, у которого есть природные  способности Успех в формировании  ответственной личности обеспечит, по его мнению, снисходительность  и мы лостивисть педагога к  детям М де Монтень предостерегал  от адаптации к жестокости, насилия, призвал быть милосердными и  выполнять \"обязанность гуманности\" У настоящего педагога чувство  справедливости наказания не  проявляться как возмущение, гнев  и ненависть, они характерны тем  учителям, которые не способны  придерживаться своего обязателсвого  обов'язку.

 

 Значительный вклад  в разработку проблем педагогической  этики сделал чешский мыслитель-гуманист  Ян-Амос Коменский (1592-1670) Он отмечал, что не каждый педагог гуманно  относится к ребенку Произнося  пост тулаты о справедливости, достоинство, они кажутся ученикам  ангелами, однако в повседневной  жизни ведут себя как несдержанные, грубые, завистливые, слово в них  не соответствует делу Такие  педагоги не являются настоящими  но Сиям педагогической этики, они повсюду \"ищут закона, на  бумаге написанных правил, как  поступать\", тогда как следует  руководствоваться совестью Педагогическая  этика, по мнению Я-А Коменского, устраняет явления в педа гогичному  коллективе, например когда ошибка  или неудача одного педагога  вызывает радость и насмешки  других Любовь к делу, детей, общая  цель объединяют педагогический  коллективыгогічний колектив.

 

 В \"Великой дидактике\" (1632), \"Законах хорошо организованной  школы\" (1653) Я-А Коменский акцентировал, что учителями должны быть  люди набожные, честные, деятельные  и трудолюбивые, которые являются  образцом добродетели и обязаны  привить ее другим Эти требования  совпадают с взглядами педагогов  Киево-Могилянской академии, братских  школ Украины - Стефания Зизания, Кирилла Ставровецкого, Симеона  Полоцкого, Григория С ковороды  и др. Так, в уставе Львовской братской школы отмечено, что \"Дидаскал, или учитель этой школы должен быть благочестивый, рассудительный, смиренно мудрый, мягкий, сдержанный, не пьяница, не блуд ник, не взяточник, не сребролюбив, не гневлив, не завистливый, не смех-творец, не сквернословие, не чародей, не баснописец, не сторонник ересей, но сторонник благочестия, который во всем будет образцом добрых делму буде взірцем добрих справ".

 

 В творческом наследии  профессоров Киево-Могилянской академии  было пять философских курсов, у которых 5-й курс \"Моральная  философия, или Этика\" их авторы (Стефан Калиновский, Сильвестр Кулябко, Михаил в Козачинский, Конисский, Феофан Прокопович) не только  рассматривали общие философские  вопросы морали, но и уделяли  значительное внимание проблеме  педагогической этики, подчеркнув, что учитель должен бы ути  лишен человеческих пороков и  морально возвышаться над обществосуспільством.

 

 Постулаты педагогической  этики развивали представители  французского Просвещения (К-А Гельвеций, П Гольбах, Д Дидро, Ж-Ж Руссо) Идею  высокой духовности, нравственности  воплощал в учебно-воспитательном  процессе си швейцарский педагог-гуманист  Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) Он считал, что учитель должен  быть \"миллионером\" нравственности, ума и физической силы Однако  в своих работах \"Лингард и  Гертруда\" ( 1781-1787), \"Как Гертруда  учит своих детей\" (1820), \"Что  дает метод уму и сердцу\" (1805), \"Книга для матерей\" (1803), \"Лебединая песня\" (1826) акцентировал  важную роль за низкий уровень  педагогического такта большинства  воспитателей неправовое государство  не способно обеспечить надлежащий  уровень нравственности учителя, следовательно, она искажает человечество, распространяя зло в мирральності  вчителя, отже, вона спотворює людство, поширюючи зло у світі.

 

 И-Г Песталоци подчеркивал, что ответственность за то, что  у власти находятся \"интеллектуально  развитые обманщики\", эгоисты, бессердечные  хищники, \"умные ослы\", \"аморальные  типы\", в определенной степени  возлагает ется на односторонность  обучения и воспитания Итак, недостатки  профессиональной деятельности  педагогов, прежде всего в сфере  нравственного, интеллектуального  и физического воспитания отрицательно  сказываются на личности ее  деятельности и отношениях с  другими По его мнению, именно  педагог призван спасти человечество  от нравственного дикости, сохранить  человеческое в человеке, воспитать  такую ??личность, которая не была  бы духовной кале кой, а помнила  об ответственности перед Богом, людьми и совестьюд Богом, людьми  та власною совістю.

 

 Педагогические взгляды  немецкого мыслителя Адольфа  Дистервега (1790-1866) сформировались под  влиянием идей Ф Бэкона, И-Г  Фихте, Г-Е Лессинга, Ф Шилле-ра, и  Канта и особенно И-Г Песталоцци  Он утверждал что в формировании  педагогической морали личности  учителя важную роль играет  самосознание В статье \"О самосознание  учителя\" А Дистервег выделил  такие ее составляющие: высокое  мнение педагога о со ных  ценность и значение своей  профессии; правильное отношение  к ученикам и родителям, уважение  к руководителям и уважение  с их стороны к педагога; доброжелательное  отношение к коллегам, понимание  того, что нужно пополнять свои  знания и совершенствовать собственные  умения; осознание необходимости  принимать участие в событиях, современником которых он есть; осознание себя субъектом нации и воспитателем молодежи; глубокое убеждает Ання, что он как педагог нужен народа и заслуживает того, чтобы к нему относились с уважением государство и общество в целом і суспільство загалом.

 

 А Дистервег подчеркивал, что педагог должен не только  в себе, но и в своих учениках  воспитывать общечеловеческую сознание  и ответственность, культивировать  гуманный способ мышления, стремление  к благородным целоей.

 

 Вторая половина XIX - начало XX вв характеризуются активностью  научных поисков в разработке  проблем педагогической этики  украинского философами и педагогами  На западноукраинских землях, входивших  и в состав Австро-Венгерской  империи, этим занимались В Барвинский, О Барвинский, Г Врецьона, И Бартошевский, О Дзерович, Д Дорожинский, М Конрад, и Назарко, С Сирополко, И Слепой, и Франко, М Хавлю к, А Шептицкий, И Ющишин и др. В основе их  педагогической этики основном  была теология, то есть они  творили христианскую педагогическую  этикпедагогічну етику.

Информация о работе 12 источников педагогической этики