Свободные экономические зоны в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5
1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9
1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12
1.4. Нормативно-правовая база особых экономических зон РФ
Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны в России………………………………………………………………….…………18
2.1.Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области…………………………………………………………..………………..18
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Благодаря, прежде всего, действию режима Особой экономической  зоны, особенности социально-экономического развития Калининградской области  за последние несколько лет отмечены опережающими по сравнению с остальными регионами Северо-Западного федерального округа Российской Федерации темпами роста индекса промышленного производства за счет обрабатывающих отраслей промышленности, динамичным ростом жилищного строительства, денежных доходов населения, оборота розничной торговли.

Правительство Калининградской  области предприняло ряд антикризисных  мер, которые позволили стабилизировать  доходы населения и поддержать достаточно высокий уровень платежеспособного  спроса населения. Основными из них стали: сохранение уровня регионального финансирования по всем целевым программам на прежнем уровне; инвентаризация действующих и принимаемых расходных обязательств Калининградской области и органов местного самоуправления Калининградской области и сокращение излишних расходов; предоставление государственных гарантий предприятиям, осуществляющим социально важное жилищное строительство; активное участие в реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области; повышение целого ряда выплат гражданам, наиболее подверженным социальным рискам.

 

 

 

2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ

 

Действующий Закон  об ОЭЗ в Калининградской области, безусловно, играет большую роль в  экономическом развитии региона. С  помощью предоставляемых налоговых и таможенных льгот стимулируется активизация бизнеса и инвестиционная привлекательность области.

Но главное, на что должно быть направлено действие закона об ОЗЭ это обеспечение  постепенного повышения среднего уровня зарплат и пенсий, реальных доходов населения Калининградской области. Несмотря на финансово-экономический кризис, который наша страна пережила с наименьшими социальными и экономическими потерями, именно за счет Закона об ОЭЗ в регионе удалось не допустить экономического коллапса и стабилизировать ситуацию в целом. К примеру, индекс промышленного производства за 9 месяцев 2010 года по области составил 129,8% к 9 месяцам 2009 года, тогда как в среднем по России он равен 108,9%. Что касается эффективности и перспектив развития, то здесь есть над чем поработать.

Необходимо  понимать, что Закон об ОЭЗ в  том виде, в котором он существует, не должен быть панацеей и замороженным законодательным актом. Реалии жизни  и происходящие глобальные процессы на территории России, стран Таможенного Союза, ЕС и мира в целом заставляют искать новые пути решения в вопросах управления и регулирования экономических и инвестиционных процессов в регионе, который является форпостом России на ее западной границе.

Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также демонстрацией международных успехов России, а также скорое вступление России во Всемирную торговую организацию на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые требуют приступить к работе по пересмотру положений закона об ОЭЗ уже сейчас.

Депутат Государственной  Думы ФС РФ от Калининградской области, Председатель Комитета по экономической  политике и предпринимательству Е.А. Федоров предложил создать в Калининграде экспертную группу специалистов, которые совместно с органами власти и всеми заинтересованными лицами продолжат работу по оценке существующей ситуации и подготовке нового Закона об Особой экономической зоне в Калининграде.

Только после  проведенного исследования и глубокого  анализа можно будет сказать, что нужно сделать, чтобы сделать  из Калининградской области регион высочайшей инвестиционной привлекательности  и деловой активности, чтобы новый  Закон отвечал современным интересам граждан, государства и бизнес сообщества.

На мой взгляд, в экономическом плане Калининградскую  область необходимо развивать как  постиндустриальную территорию путем  создания предприятий с наукоемким производством и современными технологиями, как это с успехом сделал у себя наш северный сосед - Финляндия. Там всего за шесть лет экономика перешла на постиндустриальный тип. При том, что в Финляндии практически отсутствует собственная наука, они сумели создать и развить рынок новых технологий. Примером здесь может быть продукция компании Nokia, которая известна и уважаема во всем мире. Если наша страна пойдет этим же путем, мы не хуже наших соседей сможем производить качественные и конкурентоспособные товары.

Мы должны использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире. Но до сих пор мы не имеем рынка интеллектуальной собственности и не получаем дохода от научного прикладного бизнеса, который является самым прибыльным. А базой для развития такого бизнеса может и должно стать малое и среднее предпринимательство в сфере производства, высокотехнологичный, высокоэффективный инновационный малый бизнес.

Что касается развития транспортных узлов и особенно морских портов в регионе, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции.

Не надо забывать и о том, что географические, климатические  и исторические особенности Калининградской  области – это хорошая площадка для развития туристических и  санаторно-лечебных услуг.

И поэтому, сегодня стоит главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом региона.

 

 

Заключение

В современной ситуации, сложившейся в нашей стране СЭЗ  могли бы сыграть одну из главных  ролей в восстановлении и развитии экономического потенциала России. Для этого необходимо создать и законодательно оформить необходимую проработанную правовую базу, разработанную с учётом мирового опыта создания СЭЗ (в том числе в развивающихся странах и странах с переходной экономикой), и с учётом российских особенностей. 
Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон является  система льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных комбинациях.

Повсеместное распространение  в мире свободных экономических  зон вызвало интерес к ним  России. В самом начале реформ российские политики и экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу к рыночной экономике.

Свободные экономические  зоны можно рассматривать как  эффективный механизм по минимизации  налогов. Классические оффшоры (зарубежные «налоговые гавани») обычно ориентируются на предоставление стандартного комплекса услуг и льгот. Свободные экономические зоны (часто называемые «внутренними оазисами») часто ориентируются на предоставление преимуществ национальным налогоплательщикам. Количество льготных территорий в России и странах СНГ постоянно возрастает.  

 Несмотря  на то что, СЭЗ в Калининградской  области на сегодняшний день  успешно развивается, есть ряд  проблемных вопросов в экономике  и управлении Калининградской  области, требующих, по крайней мере, начала каких-либо действий по улучшению ситуации.

Основной проблемой  для развития экономики Калининградской  области является то, что все соседи Калининграда, будучи государствами, имеют  возможность принятия управленческих решений любого уровня, а власти нашей области, не имея достаточных полномочий, теряют в оперативности принятия решений, согласовывая их с федеральными органами. Поэтому Калининградская область проигрывает в конкурентной борьбе странам Балтии.

Кроме того, в экономическом плане Калининградскую область  необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством  и современными технологиями.

Также необходимо использование научного потенциала России.

Требуется развитие транспортных  узлов и  особенно морских портов в регионе.

Обязательно развитие туристических и санаторно-лечебных услуг.

Экономика Калининградской  области очень современная в  отличие от российской в целом. В  Калининградской области нет  моногородов, все предприятия высокотехнологичные, практически все не полного цикла, с высокой производительностью труда. Это экономика малого бизнеса, которая опережает российскую на несколько лет. Этот проект позволяет России конкурировать с Западом напрямую. Это лицо России перед Европой, и развитие этого региона должно показать, что наша экономика может на равных конкурировать с самыми развитыми странами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2008.
  2. Авдокушин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны мира. - М.: Наука, 2007.
  3. Андрианов В. Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал. - М.: ОАО «Экономика». -2009.
  4. Вардуль Н. Приморская находка. - Коммерсантъ, 2006, № 10, с.46-47.
  5. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: Инфра-М, 2001.
  6. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 2008, № 3, c.53-54.
  7. Данько Т. П. Окрут З. Н. Свободные экономические зоны Учебное пособие - М.: ИНФРА 2002.
  8. Друзик Я. С. Свободные экономические зоны - М.: 2009г.
  9. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  10. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Свободные экономические зоны. - М.: Ось-89, 2007.
  11. Кузнецов Ю. И. Дрофа М. Свободные зоны и национальная экономика, - М.: 2008.
  12. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. М.: Деловые люди, 2007. 107 с.
  13. Михеев Л.Д. Проблемы СЭЗ сегодня. М., 2007. 126 с.
  14. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»). Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. № 497.
  15. Свободные экономические зоны в России: возможности и реальность. // Экономика и жизнь. - 2006. - № 12.
  16. Семенов Г. Н. Развитие свободных экономических и оффшорных зон. // Российский экономический журнал. 2009. № 11.
  17. Семенов К. А. Международные экономические отношения - М.: 2008.
  18. Смородинская Н. В, Капустин А. Е. СЭЗ: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. - 2007. - № 12.
  19. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 2007, № 12, с.1.
  20. Территория и общество / Гл. ред. М.Д. Шарыгин. Пермь, 2002. – С. 116 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рисунок 2. Особая Экономическая зона Калининградской  области

 


Информация о работе Свободные экономические зоны в Российской Федерации