Свободные экономические зоны в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5
1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9
1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12
1.4. Нормативно-правовая база особых экономических зон РФ
Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны в России………………………………………………………………….…………18
2.1.Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области…………………………………………………………..………………..18
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Калининградская область - самый западный регион России. Она образована в 1945 г. и занимает третью часть территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшей от Германии на основании решений Ялтинской и Потсдамской конференций. Калининградская область омывается водами Балтийского моря, незамерзающего у ее берегов. В Калининградской области высокий удельный вес городского населения (78%).

Для области характерен мягкий, влажный климат, моренный ландшафт, обилие болот. Ископаемые богатства - бурый  уголь, торф, строительные материалы и янтарь. Поисковые работы выявили запасы нефти, природного газа и каменной соли. Ежегодная добыча нефти составляет более 800 тыс. т. Около 1/5 всей территории занято лесами, состоящими преимущественно из хвойных и широколиственных пород - ели, сосны, дуба, граба и бука; 1/3 площади области занята лугами и пастбищами.

Уникальные ландшафтные  зоны - Куршская и Вислинская косы, отделяющие Куршский залив от открытого моря, с их песчаными дюнами и сосновыми  лесами, представляют интерес для  туризма и отдыха. Здесь образованы национальный парк и заказник.

Экономика области тесно  связана с морем. Роль области  велика как в рыболовстве страны, так и в осуществлении торгово-экономических  экспортно-импортных связей. За короткий срок своего существования Калининградская область стала высокоиндустриальной с развитым сельским хозяйством. Основными отраслями рыночной специализации области являются рыбная, машиностроительная, целлюлозно-бумажная и янтарная, причем треть всей промышленной продукции дает рыбная промышленность.

Развитие Калининградской области на протяжении последних 20 лет нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила социально-экономический спад еще более глубокий, чем другие регионы Российской Федерации.

В 1991 году в Калининградской  области была создана свободная  экономическая зона «Янтарь». В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе был закреплен федеральным законом за номером 1356-1.

1 апреля 2006 года  вступил в силу Федеральный  закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в регион, развития в регионе капиталоемких экспортно-ориентированных производств.

Федеральный закон предусматривает  введение специального статуса резидента Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.

К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:

  • реализация инвестиционных проектов на территории Краснодарского края;
  • осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;
  • объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 миллионов рублей;
  • объем капитальных вложений в сумме не менее 150 миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобыче на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом,- режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.

Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны.

Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.

За время  действия закона с 2006 года достигнуты следующие результаты: 

Рисунок 1. Реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области

 

Таблица 1 - Количество рабочих мест на предприятиях-резидентах, тыс. чел.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

Количество  рабочих мест на предприятиях-резидентах, тыс. чел.

-

1.65

2.65

4.67

5.47


 

По данным территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Калининградской области, начиная с 2006 года объем инвестиций в основной капитал в Калининградской области имеет положительную динамику. Если в 2006 году объем инвестиций составил 29,9 млрд. рублей, то в 2007 году - 33,1 млрд. рублей, в 2008 году - 42,3 млрд. рублей, в 2009 году - 70,8 млрд. рублей (таблица 2).

В пересчете  на душу населения Калининградская  область с 2007 года постоянно улучшала свои позиции и находилась в 2009 году на 5-м месте среди субъектов Северо-Западного федерального округа (далее - СЗФО), превышая среднероссийский уровень, а в 2007 и 2008 годах Калининградская область занимала 2-е место по темпу прироста инвестиций в основной капитал среди регионов СЗФО.

Таблица 2 - Динамика инвестиций в основной капитал

за период 2006-2011 годов

N  
п/п

Наименование  показателя

2006 
год

2007  
год

2008  
год

2009  
год

2010 
год

2011   
год

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Инвестиции  в основной   
капитал, млн. рублей  

29959

33148

42302

70812

60463

54564

2

Индекс физического      
объема инвестиций       
в основной капитал, % 

 

130,5

 

93,8

 

112,6

 

134,3

 

78,8

 

82,7


 

По росту промышленного производства в январе-ноябре 2010 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте.

Таблица 3 – Индекс производства, в % к предыдущему году 

Показатель

Территория

2007

2008

2009

2010

2011

Индекс промышленного

производства

Калининградская область

127,4

166,6

134,8

104,3

89,5

Российская  Федерация

105,1

106,3

106,3

102,1

89,2

Индекс обрабатывающих производств

Калининградская область

106,3

131

190,7

111,1

80,9

Российская  Федерация

107,6

108,3

109,5

103,2

84


 

В целом, за период с 2007 по 2011 год индекс промышленного производства в области вырос в 2,7 раза (в среднем по РФ данный показатель вырос на 8,2%). За этот же период обрабатывающие производства в области выросли в 2,4 раза (в среднем по РФ – на 10,6%). Вместе с тем, за 2009 год предприятия обрабатывающей промышленности допустили снижение объемов производства в среднем на 19,1% (в среднем по РФ - на 16%), причем основное падение производства было зафиксировано в первом полугодии 2009 года.

Вывозящаяся в  остальные регионы Российской Федерации  продукция, выпущенная на предприятиях, являющихся участниками переходного периода, традиционно составляет более 70% от общей стоимости отгруженных товаров собственного производства в обрабатывающих производствах. Эта доля выросла с 79,7% в 2009 году до 76,7% в 2011году.

Таблица 4 –  Стоимость отгруженных товаров  в региона РФ, млн.руб.

Показатель

2009

2010

2011

Стоимость отгруженных  товаров собственного производства в обрабатывающих производствах

164536

193985

149018

Стоимость товаров, произведенных в режиме СТЗ участниками  переходного периода и выпущенных в РФ, в млрд. долл. США 

5,34

6,52

3,6

Стоимость товаров  и услуг, произведенных предприятиями  – резидентами ОЭЗ 

6502,5

20103

27213


свободный экономический бизнес инвестиция

Внешнеторговый  оборот Калининградской области  вырос в 2009-2011 годах в 1,53 раза (в Российской Федерации – 1,37 раза), при этом начиная с 2009 года, в экспорте не учитываются обороты от экспорта нефти.

Таблица 5 -

Показатель

Территория

2009

2010

2011

Внешнеторговый  оборот,  млн. долл. США 

Калининградская область

8457

10122

5805

Российская  Федерация

551684

734681

469277

Экспорт, млн. долл. США 

Калининградская область

598

697

563

Российская  Федерация

351930

467581

301801

Импорт, млн. долл. США 

Калининградская область

7857

9425

5242

Российская  Федерация

199754

267101

167476


 

В период 2005-2008 годы сохранялись высокие темпы роста оборота розничной торговли. В 2009 году объем розничного товарооборота не снизился, в отличие от среднероссийского, а сохранился на уровне 2008 года, в среднем по СЗФО снижение составило 7,2%.

Таблица 6 – Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году

Территория

2007

2008

2009

Калининградская область

118,9

115,1

100,3

Российская Федерация

116

113

94,5


 

В то же время, в связи  с влиянием мирового финансового  кризиса, некоторыми решениями федеральных  властей и неконструктивной в  отдельных случаях позицией Федеральной  таможенной службы Российской Федерации  в отношении калининградских предпринимателей, падение темпов промышленного производства (особенно в обрабатывающих отраслях) было более существенным, чем в среднем по Российской Федерации и по Северо-Западному федеральному округу.

Наибольшее падение  по итогам 2009 года зафиксировано в следующих видах деятельности обрабатывающих производств: в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 69,5%, целлюлозно-бумажном производстве – на 61,9%, производстве машин и оборудования – на 57,1%, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – на 44,6%, производстве транспортных средств и оборудования – на 44,3%.

Учитывая специфику  производимой в Калининградской  области продукции, и направленность местных предприятий, прежде всего, на российский рынок, ритмичная и продуманная работа таможенных органов является важнейшим условием выживания многих калининградских предприятий в условиях финансово-экономического кризиса.

Вместе с тем, постоянные проблемы оформления товаров, следующих  в калининградском направлении, а также неконструктивная позиция отдельных федеральных органов исполнительной власти привела в конце 2009 – начале 2010 года к сокращению объема производства в электронной промышленности региона на 80% и увольнению более 10 тыс. сотрудников предприятий данной отрасли, а также более чем 40% спаду в автомобильной  промышленности региона.

В электронной отрасли  ситуация продолжает оставаться напряженной. На настоящий момент в Калининградской  области на 9 предприятиях электронной  отрасли не заключено ни одного долгосрочного контракта, заводы загружены лишь на 10-20 процентов.

Информация о работе Свободные экономические зоны в Российской Федерации