Свободные экономические зоны в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5
1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9
1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12
1.4. Нормативно-правовая база особых экономических зон РФ
Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны в России………………………………………………………………….…………18
2.1.Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области…………………………………………………………..………………..18
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты свободных  экономических зон в Российской Федерации…………………………………………………………………………5

1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5

1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9

1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12

1.4. Нормативно-правовая  база особых экономических зон  РФ

Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны  в России………………………………………………………………….…………18

2.1.Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области…………………………………………………………..………………..18

2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  литературы………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………………34

 

 

Введение

 
         Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда.

В условиях приобретения политической и экономической  независимости увеличение открытости экономики России является объективной  необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.

Несмотря  на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ  в России, они остаются в отечественной  экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении более десяти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. 

Судя  по остроте этих дискуссий, а также  по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских свободных экономических зон, до сих пор нельзя считать вполне ясным.

Актуальность  темы обосновывается необходимостью развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной организации  свободного предпринимательства, международных  связей, участия регионов в территориальном  разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные экономические зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать методы повышения эффективности функционирования СЭЗ.

Цель  работы состоит в том, чтобы показать развитие СЭЗ в России. Указанная цель предполагает решение таких задач, как: 

  • изучение теоретических аспектов СЭЗ; 
  • провести анализ деятельности СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области;
  • дать рекомендации по совершенствовании СЭЗ в Калининградской области.

Объектом  исследования в данной работе является свободная экономическая зона в Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые и организационные  основы функционирования СЭЗ на территории России.

В главе  первой будет раскрыто понятие свободной экономической зоны, цели и классификация свободных экономических зон России.

Во  второй главе данной темы проведен анализ деятельности и даны рекомендации по совершенствованию свободной экономической зоны России. 

В ходе проведения работы было изучено большое количество нормативных актов, имеющих предметом регулирования свободные экономические зоны, литература, статьи отечественных авторов, источники в Интернет, посвященные СЭЗ, на основании чего был сделан вывод, что в Российской Федерации на данный момент отсутствует единый специальный закон, который регулировал бы процедуру создания, функционирования и ликвидации различных зон.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  свободных экономических зон  в Российской Федерации

1.1. Понятие свободной экономической зоны

 

Термин «свободная экономическая зона» и его модификации, которых известно довольно много, в разных странах и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны. Поэтому необходимо, прежде всего, определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления. Ведь в своей сущности каждый из терминов выражает определенное функциональное назначение и степень сложности необходимых условий функционирования СЭЗ.

СЭЗ относятся к древнейшим хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось  сравнительно недавно.

В Киотской конвенции 1973г. свободная зона определяется как «часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля» [13, с. 127].

Размышляя над  таким определением СЭ3, профессор  К.А. Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокушин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами» [23, с. 181].

В то же время  профессор К.А. Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства» [23, с. 25].

В. Игнатов и  В. Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны – ограниченные территории, морские и авиационные  порты, в которых действуют особые льготные экономические условия  для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [10, с. 5].

Поясняя столь  пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее» [7,  с.8]. Такое определение СЭЗ воплотило в себя территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. Но определение не уточняет, что, же именно включает в себя этот специальный механизм регулирования. Видимо, он предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор, и т.д. Но это не конкретизируется в определении СЭЗ.

Разнообразие  понятий и терминов, применяемых различными авторами для определения сущности СЭЗ, в значительной степени связано с тем, что первоначально возникшая новация («порто-франко») по мере своего развития и распространения постоянно приобретает новые черты и особенности. Это обуславливается как самим объективным процессом развития, так и воздействием ряда специфических факторов: уровнем экономического развития страны-учредителя, научно-техническим и экспортным потенциалом того или иного региона, состоянием его экономики или отдельных отраслей, транспортной, сервисной и другой инфраструктуры, географическими особенностями.

Несмотря на многообразие разновидностей СЭЗ, можно  выделить те общие черты, которые  позволяют объединять эти организационно-экономические  образования под общим термином – свободные экономические зоны – независимо от целей их создания, функциональной специализации и сложности экономического механизма функционирования.

К их числу относятся:

  • локальность территории;
  • наличие благоприятных исходных экономических, социальных, политических, транспортно-географических и климатических условий для формирования СЭЗ;
  • хозяйственная специализация в сфере предпринимательской деятельности;
  • установление на этой территории особого правового и экономического режима, более льготного по сравнению с условиями, действующими за пределами этой территории;
  • всесторонняя поддержка и гарантии государства;
  • многоуровневая система управления, адекватная целям и задачам территории.

Как организационно правовая форма СЭЗ представляют собой, как правило, отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала, интернационализацией производства и специфическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами.

Экономическое содержание СЭЗ – форма развития производительных сил и производственных отношений, адекватных рыночной экономике. Она основана на сочетании различных  форм собственности хозяйствующих  субъектов СЭЗ, равноправно участвующих во всех сферах предпринимательской деятельности. Экономическим принципом функционирования СЭЗ являются самостоятельность и самофинансирование, как всех ее резидентов, так и зоны в целом. СЭЗ – это не политическое, а хозяйственное образование. Ее границы и задачи определяются с позиции экономической целесообразности, а ее территория остается частью территории страны-учредителя. Здесь действует государственное законодательство, хотя и с определенными корректировками в области правовых, хозяйственных и социальных взаимоотношений.

Анализ и  обобщение существующих точек зрения на понятие СЭЗ показали, что в  большинстве определений сущность СЭЗ сводится к особому преференциальному  режиму, установленному на какой-либо территории. При этом управленческие аспекты и другие элементы экономического механизма СЭЗ остаются за рамками исследований. Однако во многих теоретических работах, анализирующих мировой и российский опыт организации свободных экономических зон, последние, как правило, определяются как инструмент избирательного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. При таком подходе это понятие охватывает широкий спектр разных институциональных явлений, объединяемых в силу действия преференциального режима хозяйствования. Исходя из этого, под СЭЗ понимается часть национального экономического пространства, где введены особый режим хозяйствования, система управления и определенный набор льгот и стимулов, не используемых в других частях государства, которые создают благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

1.2. Цели создания свободных экономических зон

 

Мировой опыт свидетельствует, что разные страны, обладая какими-либо географическими, экономическими или  другими преимуществами, ставят различные цели при организации СЭЗ.

Одни страны используют зоны в качестве интеграционного  экономического механизма, другие –  с целью привлечь иностранную  технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать  свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были «содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».

Но несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические цели:

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
  • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
  • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
  • увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Информация о работе Свободные экономические зоны в Российской Федерации