Свободные экономические зоны в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вместе с рыночными преобразованиями, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда

Содержание работы

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие свободной экономической зоны…………………………………..5
1.2. Цели создания свободных экономических зон..……………………………9
1.3. Классификация свободных экономических зон……….…..……………...12
1.4. Нормативно-правовая база особых экономических зон РФ
Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны в России………………………………………………………………….…………18
2.1.Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области…………………………………………………………..………………..18
2.2. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Социальные  цели:

  • комплексное развитие отсталых регионов;
  • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
  • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
  • насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические цели:

  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
  • приобщение к новым формам управленческого труда;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
  • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Все эти и  другие цели организации СЭЗ могут  быть реализованы при целой системе  условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной. В  этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • очень важным условием является природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система  льгот инвесторам. Каждая страна или  тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот [42, с. 131]:

1. Внешнеторговые  льготы предусматривают введение  особого таможенно-тарифного режима, льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления, а также создание особого валютного режима, в частности, – сведение до минимума валютного контроля, предоставление возможности свободной реализации прибыли.

2. Фискальные  меры содержат нормы, связанные  с налоговым стимулированием  конкретных видов деятельности  или поведения предпринимателей. Льготы могут касаться налоговых  баз различных налогов (прибыль  или доход, стоимость имущества,  др.), отдельных компонентов налоговых баз разных видов налогов (амортизационные отчисления, затраты на НИОКР, на заработную плату и др.), уровня налоговых ставок, вопросов постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые  меры включают различные формы субсидий, предоставляемых через систему низких цен на коммунальные услуги, через понижение арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями (включая возможность долгосрочной аренды и субаренды), а также льготные государственные кредиты.

4. Административные  меры предоставление инвесторам  права использования средств  инфраструктуры (включая объекты  коммунального пользования), упрощения  процедур регистрации предприятий  и режима въезда-выезда иностранных  граждан, а также оказание различных содействующих бизнесу услуг, таких как, например, предоставление оперативной информации по конъюнктуре рынка, подготовка бизнес-планов и т.д.

Все указанные  льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых  различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.

 

1.3. Классификация свободных экономических зон

 

Со времени  подписания в 1973г. Киотской конвенции [13], определяющей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах – более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.

Выделяют следующие  типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные  зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.

СЭЗ – это  часть национальной территории, имеющая  расширенную самостоятельность  в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей [3, с. 96].

Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

  1. По характеру деятельности;
  2.   По степени интегрированности в мировую и национальную экономику;
  3. По отраслевому признаку;
  4. По характеру собственности.

I. По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

2. Экспортно-производственные  или промышленно-производственные  зоны. Их относят к зонам 2-го  поколения, возникли в результате  эволюции торговых зон, когда  в них стали ввозить не только  товары, но и капитал, заниматься  не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами.

3. Научно-промышленные парки  или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения  (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются 

национальные  и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее  число таких зон функционирует  в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой  технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной  наукоемкой продукции.

          4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных  зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них  все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все  или некоторые виды деятельности.

В настоящее время в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

Компании в  ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины  для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении  дополнительных капиталов, получении  дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.

II. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:

1. СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

2. СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем,  что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

По характеру  собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные [7, 8, с. 89].

 

1.4. Нормативно-правовая  база особых экономических зон  РФ

 

Правовое регулирование российских особых экономических зон осуществляется главным образом на основе индивидуальных нормативных актов, имеющих различную юридическую силу, от положений, утвержденных распоряжением Верховного Совета РФ, до федеральных законов, регламентирующих создание и деятельность отдельных зон.

Общие вопросы, касающиеся режима свободных (особых) экономических зон, находят отражение  в распоряжениях и постановлениях правительства, указах Президента РФ, международных договорах и других нормативных актах.

Важное и  определяющее значение в сфере правового  регулирования деятельности иностранных инвесторов в ОЭЗ имеют указы Президента и постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

В первую очередь  это Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В нем рассматриваются типы ОЭЗ, условия их создания, управление особыми экономическими зонами (органы управления, их полномочия), правовое положение резидентов особой экономической зоны (понятие резидент, порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, деятельность органов государственного контроля на территории ОЭЗ), соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности, соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, налогообложение резидентов ОЭЗ и таможенный режим в ОЭЗ.

Постановления правительства Российской Федерации о создании особых экономических зон:

- на территории Грязинского района Липецкой области (особая экономическая зона промышленно-производственного типа) (Постановление Правительства РФ от 21.12.2005);

- на территории Елабужского района Республики Татарстан (особая экономическая зона промышленно-производственного типа) (от 21.12.2005);

- на территории г. Санкт-Петербурга (особая экономическая зона технико-внедренческого типа) (от 21.12.2005);

- на территории г. Москвы (особая экономическая зона технико-внедренческого типа) (от 21.12.2005);

- на территории г. Дубны (Московская область) (особая экономическая

зона технико-внедренческого типа) (от 21.12.2005);

- на территории Алтайского района Алтайского края (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа) (от 03.02.2007);

- на территории Зеленоградского района Калининградской области (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа) (от 03.02.2007);

- на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа) (от 03.02.2007);

- на территории Краснодарского края (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа) (от 03.02.2007);

- на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа) (от 03.02.2007);

- на территориях муниципального образования "Майминский район" и

муниципального  образования "Чемальский район" Республики Алтай (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа) (от 03.02.2007);

- на территории  Ставропольского края (особая экономическая  зона туристско-рекреационного типа) (от 03.02.2007);

- на территории  Ульяновской области (портовая особая экономическая зона) (от 30.12.2009);

- на территории Хабаровского края (портовая особая экономическая зона) (от 31.12.2009);

- на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края (туристско-рекреационная особая экономическая зона) (от 31.03.2010).

 

 

Глава 2. Анализ деятельности свободной экономической зоны  в России

2.1. Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области

 

Калининградская область – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов  Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство природных ресурсов, геостратегическое положение – все это является надежной базой для эффективного решения социально-экономических вопросов, укрепления связей России с другими странами Европы

Информация о работе Свободные экономические зоны в Российской Федерации