Структура машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Факторы, определяющие развитие машиностроения
1.2 Тяжелое, общее и среднее машиностроение России
1.3 Машиностроение в структуре экономики России
2.МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
2.1 Статистические методы оценки структурных пропорций машиностроения
2.2 Оценка уровня развития машиностроения
2.3 Специализация и кооперация как формы организации
машиностроительного производства
3.ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Оценка специализации регионов РФ
3.2 Предприятия машиностроения Курской области
3.3 Факторы размещения и развития конкретного машиностроительного
предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

география1).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

              
     

Результаты проведенного нами исследования показывают следующее:

Во-первых, наличие сформированных и активно развивающихся инновационных кластеров, а также высокую вероятность их зарождения и развития в таких регионах, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Томская и Самарская области. При этом лидерами инновационной специализации и активности являются традиционно привлекательные для международных и крупных отечественных инвесторов регионы, это г. Москва и Московская область (реализация проекта иннограда «Сколково»), г. Санкт-Петербург (создание инновационно-технологического кластера машиностроения и металлообработки). 

Во-вторых, Нижегородская область, Томская область и Самарская область – это территории либо с обозначившимися признаками формирования региональных инновационно-промышленных кластеров, (как Томская область), куда с целью развития кластерных инициатив (например, Учебно-научно-инновационного комплекса) привлекаются средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, либо территории с явно выраженными признаками развития подобного рода кластерных структур. Так, на территории Нижегородской области располагается Федеральный технопарк в сфере информационных технологий «Анкудиновка», включающий сеть инкубаторов. В Самаре в рамках областной целевой программы ведется развитие инновационно-внедренческого кластера.

В-третьих, недостаточную активность инновационного сектора экономики подтвердили следующие регионы: Ульяновская, Свердловская, Ярославская, Челябинская, Воронежская и Калужская области и Пермский край. Процесс формирования и активного развития инновационных кластеров в указанных регионах сдерживается наличием ограниченных возможностей по их созданию.

В-четвертых, Тульская, Орловская и Волгоградская области, а также Республика Мордовия, несмотря на то, что имеют низкий уровень инновационной специализации и активности к 2009 году, могут быть отнесены к территориям с инновационной направленностью, так как уровни инновационной специализации и активности в предыдущие периоды соответствовали высоким значениям. 

С учетом этого к каждой из полученных групп применяются различные стратегии поддержки и формирования условий развития инновационных кластеров, которые должны быть положены в основу приоритетов региональной кластерной политики. Тем не менее неверно толковать полученные результаты однозначно. Дело в том, что процесс кластерного развития требует предусмотреть временной лаг. Например, чтобы получить эффект от инвестиций в развитие условий инновационного кластера, необходимо время. Следовательно, существует некая инерция, которая откладывает общее и немедленное получение выгод от подобного рода инвестиций. Это в первую очередь касается территорий приграничной зоны В, куда входят регионы со средней инновационной специализацией и активностью. Подчеркнем, что рейтинговые характеристики инновационной специализации и активности регионов получены из сравнительного анализа субъектов РФ друг с другом. Если в качестве базы сравнения использовать аналогичные показатели развитых стран, то позиции российских регионов в рейтинге могут существенно регрессировать. 

Оценка уровня инновационной  специализации и активности регионов представляет собой важную информационную базу для региональных органов власти, которые призваны регулярно и  активно действовать в направлении  развития, поддержания и наращивания  конкурентных преимуществ территорий. В связи с этим полученные результаты являются основанием для разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня инновационности регионов, в том числе развертывание и поддержание в них кластерных инициатив. Безусловно, создание эффективно функционирующего кластера является трудоемким и длительным процессом, который требует заинтересованности со стороны бизнес-сообщества и власти, а также сопряжен с финансовыми вложениями. Учитывая, что крупнейшие корпорации не заинтересованы в финансировании инновационных программ развития, а рыночная среда не в состоянии обеспечить прогресс в желаемом направлении, только управляющее и регулирующее воздействие со стороны региональных властей может внести реальный вклад в эффективное инновационное формирование регионов. [6]

 
3.2 Предприятия машиностроения Курской области

 

ЗАО "Курское машиностроительное производство" является одним из крупнейших производителей подшипников  качения для комплектации автомобильной  и сельскохозяйственной техники, изделий станкостроительной и электротехнической промышленности для России и стран СНГ. Из работающих в России 12 подшипниковых заводов ЗАО "Курское машиностроительное производство" по объемам производства входит в первую пятерку. Предприятие обеспечивает высококачественными подшипниками все автомобильные заводы России, а также тракторные, станкостроительные моторные, электротехнические предприятия машиностроительного комплекса - всего более 2000 потребителей. Курские подшипники поставляются более чем в 50 стран мира. Основной программой производства ЗАО "Курское машиностроительное производство" являются, прежде всего, шарикоподшипники радиальной, радиально-упорной и упорной групп как стандартного, так и спецназначения. Подшипники шариковые радиальные однорядные и подшипники шариковые радиально-упорные устанавливают в редукторах, коробках передач автомобилей, тракторов и металлорежущих станков, электродвигателях малой и средней мощности, транспортерах и многих других машинах и механизмах. Подшипники шариковые упорные применяются в узлах следующих машин: в вертикальных центрифугах, тихоходных редукторах, передающих большие крутящие моменты, в крановых крюках, шпинделях металлорежущих станков, опорах поворотных кранов, домкратах и др. Упорные подшипники являются разборными, поэтому кольца могут быть смонтированы отдельно, облегчая тем самым сборку узла.

ЗАО "Курское машиностроительное производство" - известный производитель  стальных мелющих шаров и цилиндров (цильбепсов). Отличительной их особенностью является то, что изготавливаются они из подшипниковой стали ШХ15, обладающей повышенными износостойкими характеристиками. Стальные мелющие шары изготавливаются диаметром 25х40 мм. По требованию заказчика могут быть изготовлены цилиндры других размеров. ЗАО "Курское машиностроительное производство" изготавливает более 550 типоразмеров подшипников массой от 2 г до 8 кг с наружным диаметром от 11 мм до 220 мм. По заказу потребителей на основе базовых типов могут изготавливаться подшипники: классов точности 0, 6, 5, 4; с регламентируемым уровнем вибрации (Ш, Ш1, Ш2...); с защитными металлическими шайбами и резинометаллическими уплотнениями; с различными марками смазочных материалов. В качестве непрофильной продукции ЗАО "Курское машиностроительное производство" также производит мелющие шары и цильбепсы к шаровым мельницам, детали крепления железнодорожного полотна, изделия собственного станкостроения (станки, средства механизации и автоматизации и др.). Стратегической задачей в области качества ЗАО "Курское машиностроительное производство" считает завоевание и сохранение полного доверия своих заказчиков. Для достижения этого компания изготавливает конкурентоспособную продукцию по качеству и цене, поддерживает систему качества на уровне требований МС ИСО серии 9001. По требованию заказчика ЗАО "Курское машиностроительное производство" имеет технологические возможности быстрого освоения новых типоразмеров подшипников. Базой этих возможностей служит насыщенность завода современным технологическим оборудованием и освоенными технологическими процессами изготовления деталей подшипников на уровне самых современных предприятий. В компании работают опытные высококвалифицированные специалисты всех необходимых профессий, существует система подготовки и обучения кадров.[7]

3.3 Факторы размещения и развития конкретного машиностроительного

предприятия

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние  оказывают следующие факторы:

  • материалоёмкость продукции;
  • транспортабельность продукции;
  • габаритные размеры изделий;
  • наличие трудовых ресурсов;
  • фондоёмкость производства;
  • энергоёмкость производства.

Эти условия служат основой  для формирования рекомендаций по расположению машиностроительных предприятий, а  именно:

1) специализированные машиностроительные заводы, выпускающие готовые машины, детали и узлы широкого общественного потребления, необходимо располагать в крупных промышленных центрах, на транспортных магистралях, удобно располагать относительно потребителей машиностроительной продукции. К таким предприятиям относятся заводы, производящие велосипеды, мотоциклы, автомобили;

2) специализированные  машиностроительные заводы, выпускающие  агрегаты, узлы, детали по стадиям  технологического процесса, наиболее  рационально размещать вблизи  от сборочных заводов. Например, авиационный завод является сборочным, поэтому он должен кооперировать с другими предприятиями;

3) заводы, выпускающие  готовые машины больших габаритов,  требующие специальной транспортировки  для перемещения, целесообразно  размещать преимущественно в  центрах и районах их потребления. 

Таким образом, приближение  производства машиностроительных изделий  к местам их потребления целесообразно  для снижения транспортных расходов, упрочения связей с потребителями  продукции и, в этой связи, обеспечения  более высокого качества продукции. Вся совокупность предприятий машиностроения должна подразделяться на группы с учётом их экономических особенностей в целях размещения на территории страны. Выделяют следующие группы машиностроительных предприятий:

1. Машиностроительные  предприятия ремонтного характера, осуществляющие ремонтно-механические, сварочные работы, а также изготовляющие несложное машиностроительное оборудование (например, в г. Воронеже ОАО «ВРТТЗ»). Они не испытывают ярко выраженного тяготения к сырьевой базе, а также не требуют высокой технологической культуры, т.е. могут размещаться повсеместно.

2. Горнорудная, угольная, металлургическая отрасли, а также  производство подъёмно-транспортного  оборудования (например, ОАО «ВАСО», ОАО «Рудгормаш»). Эти предприятия  выпускают крупногабаритные и металлоёмкие машины, и географически тяготеют к металлургическим базам. Для обеспечения сырьём и материалами такие заводы функционируют передельные чугунно-литейные цехи (для воронежских предприятий удобство создаёт наличие Курской магнитной аномалии).

3. Предприятия нефтяного,  химического, дорожного, строительного  машиностроения, которые характеризуются  невысокой трудоёмкостью, малой  или средней металлоёмкостью,  малой электроёмкостью и средней  фондоёмкостью (например, ФГУП «ВМЗ»,  ФГУП «КБХА»). Они тяготеют к районам потребления готовой продукции.

4. Предприятия, выпускающие  машины большой номенклатуры, или  предприятия, продукция которых  потребляется периодически. Они  характеризуются малой материалоёмкостью,  средней и малой электроёмкостью и достаточно высокой трудоёмкостью. Такие заводы размещаются в развивающихся промышленных районах, где есть необходимые трудовые и электротехнические ресурсы, а также достаточный уровень технической культуры.

5. Приборостроительные предприятия, радиотехническая промышленность, электронная и электротехническая промышленность (например, ОАО «Электросигнал», завод «Электроника»). Они характеризуются высокой трудоёмкостью, низким использованием металла, но повышенной электроёмкостью и фондоёмкостью.

 Такие заводы целесообразно размещать в промышленных и машиностроительных центрах с высоким уровнем технической культуры, имеющих высококвалифицированные кадры, необходимые трудовые ресурсы, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро.

Современная экономическая ситуация в России такова, что строительство машиностроительных предприятий приостановлено, а уже существующие заводы пытаются удержаться на рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию, однако проблема размещения в машиностроении всегда актуальна.

Государственное регулирование  экономики размещения и развития машиностроения включает:

  • анализ современного состояния отрасли;
  • основные условия, факторы, концепцию и варианты перспективного развития и размещения машиностроительных предприятий;
  • выбор оптимального варианта развития и размещения предприятий по областям и регионам, а также размещения отрасли машиностроения по стране.

Важная роль государства  в регулировании машиностроения заключается также и в том, что проблемы размещения отрасли существенно отличаются от проблем размещения отдельных предприятий машиностроения. Это проявляется в двух аспектах:

1) размещение отрасли  определяется на стадии перспективного  планирования, ограничивается выбором  района;

2) экономическое обоснование  размещения отрасли предусматривает распределение плановых отраслевых заданий по производству определённых видов продукции.

Задача выбора оптимального варианта размещения, как многовариантная  задача, наиболее успешно может быть решена методами математического программирования (линейного или динамичного) с применением электронных вычислительных машин. Указанные методы основаны на нахождении максимума или минимума (экстремума) целевой функции при соответствующих ограничениях. Для выбора размещения одно продуктовых отраслей и предприятий обычно используются модели транспортной задачи, решаемой методами линейного программирования. Оптимальным вариантом развития и размещения производства является такой вариант строительства новых и расширения действующих предприятий, выбор объема и ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции и применяемой технологии производства, а также перевозок и использования продукции, при котором в течение некоторого периода выполняются необходимые условия деятельности системы, а значение целевой функции достигает экстремума. Минимум приведенных затрат указывает на эффективность того или иного варианта размещения производства при прочих равных условиях. Если сравниваемые варианты размещения производств более или менее равны, по результатам расчета приведенных затрат, принимаются во внимание перспективные социально-экономические задачи, которые решаются в том или ином варианте.[5]

Информация о работе Структура машиностроения