Структура машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Факторы, определяющие развитие машиностроения
1.2 Тяжелое, общее и среднее машиностроение России
1.3 Машиностроение в структуре экономики России
2.МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
2.1 Статистические методы оценки структурных пропорций машиностроения
2.2 Оценка уровня развития машиностроения
2.3 Специализация и кооперация как формы организации
машиностроительного производства
3.ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Оценка специализации регионов РФ
3.2 Предприятия машиностроения Курской области
3.3 Факторы размещения и развития конкретного машиностроительного
предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

география1).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

содержание

 

Введение

1. теоретические основы изучения структуры машиностроения в России

1.1 Факторы, определяющие развитие машиностроения

1.2 Тяжелое, общее и среднее машиностроение России

1.3 Машиностроение в структуре экономики России

2.Методы изучения структуры общего машиностроения

2.1 Статистические методы  оценки структурных пропорций машиностроения

2.2 Оценка уровня развития машиностроения

2.3 Специализация и  кооперация  как формы организации

машиностроительного  производства

3.Оценка структуры общего машиностроения в России и Курской области

3.1 Оценка специализации регионов РФ

3.2 Предприятия машиностроения Курской области

3.3 Факторы размещения  и развития конкретного машиностроительного

предприятия

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

Введение                                                   

 

Машиностроение по праву  считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень  научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21% промышленной продукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Главная задача машиностроения — обеспечение всех отраслей народного  хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение  технического уровня, качества и конкурентоспособности  продукции на внешнем рынке и  достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

 

Цель, задачи, предмет, объект, обзор источников

 

 

1. теоретические  основы изучения структуры машиностроения в России

 

1.1 Факторы,  определяющие развитие машиностроения

Машиностроительный  комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной  продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше. По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы. Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает  машины и оборудование, применяемые  повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

-отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

-отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

-отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

Основными факторами, способствующими  приросту физического объёма машиностроительного  производства являются следующие:

1) наращивание физических  объёмов производства в топливно-сырьевых отраслях с целью увеличения экспортных поставок;

2) относительная стабилизация  реальных денежных доходов населения;

3) резкое замедление  темпов спада инвестиций в  основной капитал по объектам  производственного назначения;

4) активизация в ряде производств импортозамещения за счёт выпуска взаимных продуктов совместными предприятиями;

5) увеличение производства  некоторых видов продукции, вызывающее  по технологической цепи рост  производства другой машиностроительной  продукции;

6) значительное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики.

Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему  развитию экономических районов  страны, целесообразному использованию  богатых природных ресурсов. 
Промышленность является основой укрепления обороноспособности страны, так как производит все виды и средства современной военной техники. 
Несмотря на то, что в процессе реформирования постсоветской экономики доля промышленных предприятий в общей численности предприятий и организаций существенно снизилась (прежде всего за счет резкого роста их числа в сфере торговли и услуг), она и в настоящее время остается весьма значительной.За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня [1].

 

1.2 Тяжелое, общее и среднее машиностроение России

 

Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка — механическая обработка — сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления. Классическим примером служит Урал, где сложились крупнейшие «гнезда» тяжелого машиностроения (Екатеринбург, Орск и др.) во главе с таким гигантом, как «Уралмаш». В этом районе производятся также энергетические машины и оборудование, например паровые турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург).

Тяжелое машиностроение возникло на основе новых металлургических центров в Сибири. Здесь действуют  предприятия по производству металлургического  и горного оборудования (например, в Иркутске, Красноярске) и турбин (Новосибирск). В стороне от источников сырья находится исторически сложившийся и значительный по масштабам сгусток тяжелого машиностроения, представленный заводами Санкт-Петербурга, где особенно велика роль турбостроения: производство паровых и гидравлических турбин (Металлический завод) и турбогенераторов («Электросила»). 
Новый центр тяжелого машиностроения, связанный с производством атомных реакторов, возник на Северном Кавказе — в Волгодонске («Атоммаш»). Реакторы выпускаются также в Колпине (Ижорский завод). 
Введена в действие первая очередь Красноярского завода тяжелых экскаваторов. Это предприятие можно считать аналогом «Уралмаша». Оно выпускает технику для освоения Канско-Ачинского бассейна. 
На производстве паровых котлов специализируются Центральный (Подольск) и Центрально-Черноземный (Белгород) районы, Северный Кавказ (Таганрог) и Западная Сибирь (Барнаул). Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования тяготеют к сырьевым базам или находятся в стороне от них. Они размещены в Центральном (Коломна) и Центрально-Черноземном (Воронеж) районах, а также в Поволжье (Ульяновск) и Западной Сибири (Новосибирск).

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %. Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

- производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

- производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).

Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске. Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности [1].

 

1.3 Машиностроение в структуре экономики России

 

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит 7,5 тыс. предприятий. Из них 92% акционированы, основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др. [2]

Информация о работе Структура машиностроения