Пищевая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:22, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении закономерностей территориальной организации и обосновании путей оптимизации территориальной концентрации отраслей пищевой промышленности Курской области.
Основными задачами, решаемыми в работе, являются:
1) изучение и оценка природных и социально-экономических условий и ресурсов, обусловливающих территориальную дифференциацию пищевой промышленности;
2) анализ развития и состояния отраслей пищевой промышленности в других регионах РФ и зарубежных странах, для определения возможных перспектив и направлений данной индустрии в Курской области;
3) анализ сравнительной экономической эффективности основных отраслей пищевой промышленности в изучаемом регионе.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

За 1960-2005 гг. менялась структура морского и пресноводных промыслов: доля последнего увеличилась  и достигла 18% (1980 г. -- 11%). Уменьшение доли морских промыслов в улове (за 1980--2005 гг. с 77 до 66%) сохранило основные пропорции в структуре вылавливаемой  рыбы, основную часть которой (48%) составляют сельдь и треска.

Индустриализация  рыбного промысла оказала большое  влияние на роль отдельных стран  и акваторий в рыбной промышленности мира. Особенно изменилось значение отдельных  стран и регионов

Основной результат  пространственных сдвигов отрасли -- ее рост в Азии и Южной Америке: на эти два региона приходится почти 3/4 добываемых в мире морепродуктов. Примечательно, что государства, имеющие выход в Тихий океан, дают более 70% продукции отрасли. Среди 10 ведущих государств по добыче рыбы и морепродуктов в мире 9 расположены в Тихоокеанском бассейне. Среди них нет ни одной западноевропейской страны, хотя они ведут активный лов в этом отдаленном океане. Беспрецедентным стало лидерство КНР в этой отрасли, давшей более 1/5 ее продукции в мире. Происшедшие сдвиги в отрасли отражают и роль государств Азии, где проживает большая часть населения планеты, и значение Тихого океана как важнейшей рыбопромысловой акватории.

Резко упала  доля государств Восточной Европы, которая оказалась вдвое ниже уровня 1950 г., когда только шел процесс  формирования комплекса. Наибольший удар в развале отрасли в регионе  пришелся на Россию, которая давала основную часть продукции. В настоящее  время Россия отброшена на уровень  улова в РСФСР в 1966 г., т.е. на 30 лет назад.

Маслосыродельная  промышленность дает наиболее ценные продукты питания, обеспечивающие глубокую переработку исходного сырья -- молока, а также, в отличие от кисломолочных, выдерживающих хранение и дальние перевозки. В 60-е гг. начались глубокие структурные изменения в соотношениях получения двух самых массовых продуктов -- животного масла и сыра. В 1950 г. мировое производство масла в 1,5 раза превысило получение сыра, а в 1980 г. сыра делали в 1,6 раза больше, чем масла (в 2005 г. более чем вдвое). Сыр стал ведущим продуктом отрасли, его изготовление и потребление имеет тысячелетние традиции.

География производства сыра характеризуется постоянно высокой Долей Западной Европы, где он всегда был одним из самых важных и любимых продуктов питания. Роль этого региона как продуцента сыра меняется, но он остается лидером мирового сыроварения: в 1950 г. регион давал более половины продукции в мире, в 2005 г. -- 44%. Северная Америка --второй по значению регион (2005 г. -- 26%). Таким образом, на оба региона приходится 70% получения сыра в мире. Доля Восточной Европы снижается (1990 г. -- 16%, 2005 г. 12%). Сыр -- преимущественно продукт потребления населения развитых стран мира в северном полушарии. Его высокая калорийность обеспечивает достижение рационального питания в условиях умеренного климатического пояса.

Уровень производства и потребления сыра на душу населения  сильно отличается по странам. При среднем  в мире производстве на душу населения 2,6 кг в 2005 г. в отдельных странах  оно гораздо выше: во Франции -- 27 кг, а в Греции, Дании, Новой Зеландии -- более 50 кг. Это обусловливает экспортную специализацию последних, как и ряда других стран. Крупнейший продуцент сыра -- США (около 25% мирового производства), вдвое меньше доля Франции (11%), ФРГ -- третья (9%). Россия вырабатывает около 5 кг сыра надушу населения в год, уступая даже Египту (6 кг).

Разнообразие  сортов сыра (более 700) обусловило широкое  участие этой продукции во внешней  торговле. Поэтому многие страны даже в Западной Европе традиционно ввозят сыры из целого ряда государств региона  и даже других регионов (Новая Зеландия). Некоторые сорта приобрели мировые  стандарты (голландский сыр, швейцарский  сыр и др.), они вырабатываются во многих странах мира.

Продуктом отрасли  является и масло коровье {животное). Его производство претерпело во второй половине XX в. сильные колебания. За послевоенным ростом изготовления в 80-е гг. последовала стабилизация, обусловленная резким сокращением его потребления в целом ряде стран, особенно в США. Это отразилось и на сдвигах в размещении производства масла по регионам и странам мира.

Региональные  сдвиги в размещении производства масла  приняли после Второй мировой войны и в 90-е гг. большой размах. В первый период они ознаменовались мощным ростом отрасли в Восточной Европе, а затем -- в Азии, которая стала лидером в получении этого продукта. Причины происшедших сдвигов заключаются в изменении структуры питания в США, резком уменьшении как производства, так и потребления масла. В прошлом, вплоть до Второй мировой войны, США были крупнейшим в мире его продуцентом. В Западной Европе традиции питания сохранили роль масла до настоящего времени, но его производство практически не растет. Бурный рост производства и потребления масла в Восточной Европе обусловлен, как и в северных странах Западной Европы, необходимостью восполнения энергетических затрат человека в условиях сурового климата. Поэтому вплоть до 90-х гг. СССР был лидером в изготовлении животного масла. Превращение Азии (особенно Индии и Пакистана, дающих 1/4 масла в мире) в лидера по производству обусловлено необходимостью переработки молока (Индия -- третий в мире его производитель) в более ценные продукты питания. Технология изготовления масла проще, чем сыра. Однако уровень потребления масла в Индии (1,4 кг на человека) остается все еще на среднемировом уровне (1,2 кг).

Самым важным результатом  развития масложировой промышленности был рост маргаринового производства. Маргарин -- пищевой продукт, смесь животных жиров, растительных масел, молока, ароматических веществ. Сырьевая база для его получения очень широкая, а технология переработки сырья позволила изготовлять продукт, равноценный по всем показателям животному маслу, и разных сортов и областей применения. Небольшие затраты на его производство сделали маргарин конкурентом животного масла.

Структурные изменения  в производстве этих продуктов отразились и на географии изготовления маргарина  в разных регионах мира: в 1950 г. главными продуцентами были Западная Европа -- 61%, Северная Америка -- 21 и Восточная  Европа ---15%. Смена структуры потребления  масел в этих регионах проходила  неодинаково, и к 2005 г. Северная Америка  стала лидером производства маргарина (36% мирового). Западная Европа заметно сократила его выпуск (22%). Существенный сдвиг в получении этого продукта вывел Азию на второе место в мире (28%). Доля же Восточной Европы за 1950--2005 гг. сократилась более чем вдвое.

Еще более высоки различия по странам даже в пределах одного региона, где проявляется  влияние экономических причин, национальных традиций в производстве и потреблении  масла и маргарина. Так, в Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах  с их развитым молочным хозяйством масла животного вырабатывается меньше, чем маргарина (в Нидерландах  в 3 раза), а во Франции, наоборот, масла  больше, чем маргарина в 3 раза. В  США и Канаде получение маргарина  также опережает изготовление масла. Примечателен сдвиг маргариновой промышленности в Индию, ставшую после США  вторым продуцентом (7% мировой продукции).

Сахарная  промышленность. Сахар -- один из важнейших продуктов питания, производство которого продолжает устойчиво возрастать, несмотря на рекомендуемые диетические ограничения в его потреблении. Средний показатель получения в мире в 2005 г. составлял 21 кг на душу населения, но потребление сахара по странам мира сильно различается: от нескольких килограммов (КНР) до 40-50 кг (Великобритания, Австралия, Канада, Куба). В ряде стран на потребление сахара все больше влияет конкуренция подслащивающих веществ.

Производство  сахара основано на использовании двух видов сырья: сахарного тростника  и сахарной свеклы. Развитие сырьевой базы оказало дальнейшее воздействие  в 1950-2005 гг. на размещение сахарной отрасли. В 1950 г. из сахарной свеклы получили 47% сахара и 53% -- из сахарного тростника. В 2005 г. сахарный тростник стал главным  видом сырья -- на его основе произвели 71% сахара в мире. Таким образом, характер сырьевой базы изменил и размещение всей сахарной промышленности мира.

Важнейший результат  сдвигов в размещении производства сахара в 1950-2005 гг. -- лидирующая роль Азии, дающей более 1/3 продукции в мире. В целом два региона -- Азия и Южная Америка -- суммарно дают около 60% сахара, а Индия и Бразилия заняли ведущие места в отрасли. Следствием распада СССР и СЭВ явилось резкое падение производства сахара на Кубе, которая до 1991 г. была одним из лидеров мировой сахарной промышленности. В 2005 г. она не вошла даже в десятку ведущих продуцентов сахара, ибо потеряла рынки сбыта в Восточной Европе, а США сохраняют эмбарго на торговлю с Кубой.

Внешняя торговля продукцией пищевой промышленности имеет преимущественно характер ассортиментного обмена разными  ее видами. Исключение составляет сахар, экспорт и импорт которого определяется балансами потребления и производства в каждой стране. Это обусловило специализацию отдельных государств на производстве и внешнеторговых поставках  тех или иных видов продукции, например, Новая Зеландия -- крупнейший экспортер (20% мирового экспорта) животного масла -- вывозит 83% этого продукта, а Нидерланды -- даже 136% (включая реэкспорт масла).

В пищевкусовой промышленности большинство ее продуктов (чай, кофе, какао, различные специи) имеют свои потребительские достоинства. Их производство растет, и оно обычно привязано к определенным природным зонам планеты, где сельское хозяйство многих стран специализируется на их получении.

Экологические, социальные и экономические проблемы обусловлены в данной отрасли  только изготовлением алкогольных  напитков и табачной продукции. Их влияние  на здоровье людей вызывает все большее  беспокойство медицинской науки, общественных движений (например, «зеленых»); принимаются  административные меры по регулированию  этой продукции в рекламе, продажах и т.д.

Тенденция сокращения потребления алкогольных напитков затронула не только крепкие, но и  слабоалкогольные -- виноградные вина. Их производство после Второй мировой войны росло, а затем стало снижаться (1960 г. -- 24 млрд л, 1980 г. -- 35 и 2005 г. -- 25 млрд л). География виноделия за эти десятилетия не изменилась: Италия, Франция и Испания стабильно дают более 1/2 виноградных вин в мире.

Производство  пива, наоборот, быстро росло (1960 г. -- 40 млрд л, 2005 г. -- 126 млрд л). География отрасли также мало изменилась: основное количество пива вырабатывают США и многие западноевропейские государства (суммарно до 1/4 мировой продукции). Очень быстро развивалось пивоварение в КНР, которая вышла на второе место среди продуцентов напитка после США.

Особенно быстро увеличивается потребление минеральной и родниковой воды, различных соков и тонизирующих напитков типа «Кока-Кола». В наиболее развитых государствах их потребление на душу населения уже превышает традиционные алкогольные напитки, включая пиво (в США -- до 100 л пива и более 200 л вод и соков).

Вопреки задачам  экологии, охране здоровья людей продолжается быстрое увеличение выпуска табачных издели', за 1950--2005 гг. производство сигарет в мире выросло с 1267 до 5410 млрд шт., т.е. около 1 тыс. шт. на каждого жителя планеты (а в некоторых странах с экспортным значением продукции -- до 8 тыс. шт.). Эта продукция относится к одной из самых доходных в экономике: ее выпуск растет как в странах с невысоким уровнем жизни (КНР -- лидер производства сигарет в мире), так и в США. Однако в этой стране ведется энергичная борьба с курением, а 30% сигарет идет на экспорт. Та же ситуация в ФРГ, где очень мощное движение «зеленых». Крупнейшим импортером сигарет стала Россия: в 2005 г. она «поглотила» около 12% мирового импорта этой продукции.

Россия по выпуску  многих пищевых продуктов в расчете  на душу населения значительно отстает  от ряда развитых стран. Это подчеркивает остроту и актуальность продовольственной  проблемы в нашей стране. Продукции  сельского хозяйства не хватает. Поэтому приходится импортировать  значительное количество зерна, мяса, плодов, овощей, сахара, растительного  масла и некоторых других продуктов.

Пищевая промышленность характеризуется сложной структурой. В ее состав входит свыше двух десятков отраслей с их многочисленными специализированными  производствами, общий признак которых  при всех различиях (используемое сырье, характер технологии и т.д.) - назначение выпускаемой продукции. Однако если одни отрасли заняты производством  готовых пищевых продуктов, непосредственно  потребляемых населением, то другие, например, мукомольная, масложировая и т.п., дают изделия, которые подвергаются дальнейшей переработке и одновременно могут  служить предметами личного потребления.

Используя сырье  растительного и животного происхождения, пищевая промышленность теснейшим  образом взаимодействует с сельским хозяйством, рыбным, китобойным и другими  промыслами. Особое значение имеет  связь с сельским хозяйством, обеспечивающим пищевую промышленность наиболее массовыми  видами сырья (зерно, картофель, сахарная свекла, масличные культуры, мясо, молоко и т.п.). Достаточно упомянуть, что  свеклосеющие районы страны одновременно являются и районами сосредоточения сахарной промышленности. В свою очередь  пищевая промышленность влияет на сельское хозяйство, стимулируя развитие новых  сырьевых баз, расширение сферы применения земледельческой и животноводческой продукции, рост товарности сельскохозяйственного  производства.

Информация о работе Пищевая промышленность