География легкового автомобилестроения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Автомобильная промышленность играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.
Целью проекта является изучение истории формирования легкового автомобилестроения в России, а также современное состояние российского легкового автомобилестроения и география легкового автомобилестроения России.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 127.94 Кб (Скачать файл)

Горьковский автозавод получает большой объем заявок на новую ‘‘Волгу’‘, но не торопится удовлетворять их, пока не будет налажено производство качественного автомобиля. Цена новой ‘‘Волги’‘ – в пределах 10 тысяч долларов исходя из экономических условий, сложившихся на данный момент в России. Новая ‘‘Волга’‘ будет комплектоваться бензиновым двигателем ‘‘ЗМЗ’‘ 4052 с электронным впрыском топлива или дизельным 4 цилиндровым двигателем ‘‘Стейер’‘, изготавливаемом в Нижнем Новгороде по лицензии австрийской фирмы. Автомобили с импортными двигателями планируется поставлять на экспорт. Для выполнения производственных заказов по выпуску новой ‘‘Волги’‘ привлечены более 60 предприятий России и СНГ, что позволило значительно снизить долю применения импортных комплектующих.

В 2000 году производство автомобилей в России увеличилось на 23% по сравнению с 1999 годом (таблица 3 в Приложении А) – автомобильные предприятия постепенно выходили из кризиса, вызванного обвалом рубля в 1998 году. В 1999 году было произведено 764754 легковых автомобилей. В 2000 году среднемесячное производство легковых автомобилей составило 81348 штук. Для сравнения, в 1999 году среднемесячное производство легковых автомобилей составило 63730 штук. Объем производства в 2000 году составил 976176 легковых автомобилей. Если рассмотреть производство автомобилей за год, то вырисуется следующая картина:

На ‘‘АвтоВАЗе’‘ выпущено более 705 тысяч автомобилей, что на 27 тысяч больше, чем в 1999 году. Завершено освоение модельного ряда ‘‘десятого’‘ семейства: и седаны ‘‘ВАЗ’‘ 2110, и универсалы ‘‘ВАЗ’‘ 2111, и хэтчбеки ‘‘ВАЗ’‘ 2112 теперь сходят с главного конвейера. За год собрано 161878 машин этого семейства, план на 2001 год – 220000 автомобилей. Цех опытно–промышленного производства (ОПП) покинуло 10000 автомобилей. В 2001 году здесь планируют сделать почти в два раза больше – 18000 машин; из них 10800 минивэнов ‘‘ВАЗ’‘ 2120 и внедорожников ‘‘ВАЗ’‘ 2131. Кроме того, на ОПП собирают пикапы ‘‘ВАЗ’‘ 2329, седаны ‘‘ВАЗ’‘ 21108 ‘‘Премьер’‘, хэтчбеки ‘‘ВАЗ’‘ 2113 и ‘‘ВАЗ’‘ 2114. Сборка седана ‘‘ВАЗ’‘ 2115 перенесена на главный конвейер. На дочернем предприятии в Сызрани собрали 31669 автомобилей ‘‘ВАЗ’‘ 2106 и ‘‘ВАЗ’‘ 21093.

‘‘Завод Микролитражных Автомобилей’‘ при ‘‘КамАЗе’‘ и ‘‘СеАЗ’‘ общими усилиями выпустили 48000 автомобилей ‘‘Ока’‘ против 42 тысяч в 1999 году. Могли бы сделать и больше, но ‘‘АвтоВАЗ’‘ не смог увеличить объемы производства силовых агрегатов. В 2001 году тольяттинцы обещают отгрузить 54000 моторов – столько же будет собрано и автомобилей, часть которых будет оснащена системой впрыска топлива и каталитическими нейтрализаторами.

На ‘‘АвтоГАЗе’‘ сбавили темп, выпустив лишь 116319 автомобилей (в 1999 году – 125486), в их числе – 53 новые ‘‘Волги’‘ ‘‘ГАЗ’‘ 3111. Главная причина падения объемов производства – отказ от бартерных схем оплаты комплектующих, что повлекло увеличение цен автомобилей для дилеров и снижение объемов продаж. Правда, в январе 2001 года темпы выпуска выросли: сейчас ежедневно с конвейера сходит 280 легковых автомобилей. В 2001 году будет увеличен объем выпуска новой модели ‘‘ГАЗ’‘ 3111 и дизельных двигателей ‘‘Стейер’‘7.

У «АвтоУАЗа» хорошие итоги года: 39930 легковых и 45000 коммерческих автомобилей (прирост 4.6%). На конвейер встали длиннобазный ‘‘УАЗ’‘ 3162 ‘‘Симбир’‘ и ‘‘УАЗ’‘ 3159 ‘‘Барс’‘. В ноябре начались поставки внедорожников ‘‘УАЗ’‘ 3160 и ‘‘УАЗ’‘ 3162 (без силовых агрегатов) в Италию, где их оснащают дизелями ‘‘ВМ Мотори’‘. В 2001 году объемы выпуска будут увеличены, а вот новых моделей не появится. В частности, нет денег на освоение производства минивэнов ‘‘УАЗ’‘ 3165 ‘‘Симба’‘.

У ‘‘ИжМашАвто’‘ увеличилось производство: результат 2000 года – 27418 автомобилей, из них 55% – коммерческие машины, а 45% – пассажирские хэтчбеки ‘‘Иж’‘ 2126 ‘‘Ода’‘ (бывшая ‘‘Орбита’‘), в том числе и полноприводные. В начале 2001 года на конвейер поставлен универсал, и ожидается прирост объемов производства до 60000 машин. Окончательное решение о возможной сборке автомобилей ‘‘Шкода’‘ будет объявлено в июле 2001 года.

На ‘‘Москвиче’‘ собрали всего 6468 автомобилей (это около 4% от проектной мощности завода). Озвученных планов на 2001 год нет.

На АМО ‘‘ЗИЛ’‘ собрали 8 пятиместных седанов высшего класса ‘‘ЗИЛ’‘ 41041 для властных структур. Это на 3 машины меньше, чем в 1999 году.

Белорусский завод ‘‘Форд Юнион’‘ был остановлен еще весной 1999 года (там собирались ‘‘Форд Транзит’‘ и ‘‘Форд Эскорт’‘), а строительство нового автозавода ‘‘Форд’‘ в городе Всеволожске (Ленинградская область) идет по графику. Заканчиваются отделочные работы, устанавливается окрасочное и сварочное оборудование, монтируется сборочный конвейер. Общий объем инвестиций уже превысил 100 миллионов долларов. Во Всеволожске будут выпускать автомобили ‘‘Форд Фокус’‘ с кузовами седан, хэтчбек и универсал, оснащенные бензиновыми двигателями объемом от 1.6 до 2 литров. Планируемый объем производства – 25000–37000 автомобилей в год.

На ‘‘ЕлАЗе’‘ собирали седаны ‘‘Опель Вектра’‘ с двигателями объемом 1.6 и 2 литра. В 2000 году ворота завода покинули 252 машины.

Совместное предприятие с участием концерна ‘‘Фиат’‘ и ОАО ‘‘АвтоГАЗ’‘ – ‘‘НижегородМоторс’‘ не озвучивает своих планов на 2001 год. Смена руководства на Горьковском автозаводе повергла итальянцев в шок, тем более что иностранные инвестиции в СП уже превысили 30 миллионов долларов. Но если новые хозяева ‘‘АвтоГАЗа’‘ откажутся от прежних планов, то итальянцам придется достраивать завод в одиночку, а это потребует от ‘‘Фиата’‘ гораздо больших инвестиций, чем было запланировано. Ясность будет внесена в июле 2001 года в ходе совместных консультаций участников совместного предприятия.

На Калининградском ‘‘АвтоТОРе’‘ собрано 2787 автомобилей ‘‘БМВ’‘ и ‘‘КИА’‘. В лидерах – ‘‘пятерка’‘ ‘‘БМВ’‘ (1242 машины), ‘‘КИА Кларус’‘ (641) и внедорожник ‘‘КИА Спортаже’‘ (519). В середине января 2000 года цех сборки автомобилей ‘‘БМВ’‘ был сертифицирован по стандарту ‘‘ИСО’‘ серии 9000 (цех по выпуску ‘‘КИА’‘ уже имеет такой сертификат). С 2001 в Калининграде начинается сборка ‘‘тройки’‘ ‘‘БМВ’‘ (‘‘БМВ’‘ 318i и ‘‘БМВ’‘ 320i с автоматическими коробками передач), а в конце осени 2001 года будет запущен цех сварки и окраски кузовов автомобилей ‘‘КИА’‘.

‘‘Донинвест’‘ приступил в выпуску грузопассажирского автомобиля ‘‘Ситроен Берлинго’‘ (он же ‘‘Донинвест Орион М’‘), который оснащается только 75–сильным бензиновым двигателем. Летом 2001 года ‘‘Донинвест’‘ освоит выпуск дизельных машин, а осенью – полноприводных модификаций.

В первой половине 2000 года на ‘‘Автофрамосе’‘ собрали около 1000 автомобилей ‘‘Рено’‘, после чего предприятие закрыли на модернизацию. Все работы по монтажу и отладке нового оборудования завершены, но конвейер по–прежнему простаивает: руководство ‘‘Автофрамоса’‘ приняло решение не возобновлять сборку до тех пор, пока российские власти не предоставят предусмотренные подписанным в 1998 году инвестиционным соглашением льготы по оплате таможенных пошлин и налогов.

Учитывая, что на крупнейших российских заводах не произошло значительного снижения производства, а многие продолжали демонстрировать рост, можно ожидать, что итоговые показатели будут не сильно отличаться от прогнозируемых. В то же время российское производство автомобилей все еще значительно отстает от потребности населения в легковых машинах. По оценкам специалистов маркетингового агентства ‘‘АСМ–Холдинг’‘, потребность в легковых автомобилях на сегодняшний день составляет около 1.7 миллиона штук в год, в течение последующих 5 лет специалисты ‘‘АСМ–Холдинга’‘ прогнозируют увеличение потребности в легковых автомобилях на 2 миллиона штук ежегодно.

Рис.2. Производство легковых автомобилей в России с 1990 года и прогноз развития легкового автомобильного рынка до 2005 года8

 

В настоящее время в средствах массовой информации и различных государственных организациях непрерывно говорится о том, что отечественное автостроение отстало по техническому уровню от мирового, что при нынешних условиях обеспечить его нормальное существование невозможно. Многие предлагают отказаться от мер по развитию отечественного автостроения и ориентироваться целиком на облегчение условий работы в России мировым автомобильным фирмам.

Действительно, техническое отставание отечественного легкового автомобилестроения имеет место в значительной степени. Сейчас из всех российских автопроизводителей на проектном уровне продолжает работать единственный завод – ‘‘АвтоВАЗ’‘. На достаточно высоком уровне за счет очень инициативной и активной позиции по освоению новых моделей, действует Горьковский автозавод. Осознавая необходимость в полноприводных машинах для условий сельского хозяйства и бездорожья, пока сохраняет выпуск Ульяновский автозавод, хотя здесь техническое отставание очевидно. Необходимость развития отечественного автомобилестроения в любой стране подтверждается мировой практикой. Все государства в начальный период автомобилизации страны организовывали массовое производство машин малого размера, которые могли бы удовлетворять потребности населения с низким уровнем доходов. А с другой стороны, развитие собственного автомобилестроения приводит к оживлению в целом всех других отраслей промышленности и народного хозяйства. Эти выводы нет смысла оспаривать. Их можно считать аксиомой.

Поскольку уровень зарплаты и материального обеспечения населения России во много раз ниже, чем в западных странах, нужно реально учитывать те цены приобретаемых в России автомобилей, которые имеются сейчас и будут в ближайшее время. Безусловно, высший класс российского общества будет ориентироваться на автомобили высшего представительского класса фирм ‘‘Мерседес’‘, ‘‘Ауди’‘, ‘‘БМВ’‘, ‘‘Лексус’‘ и других. Это автомобили, как правило, стоимостью свыше 30 тысяч долларов. Существует и более многочисленная группа обеспеченных покупателей, которые будут ориентироваться на приобретение иномарок среднего класса стоимостью 14–30 тысяч долларов.

В среде промышленных и коммерческих предприятий формируется, постоянно увеличиваясь, слой служащих, которые начинают составлять средний класс населения по своему материальному обеспечению. Очевидно, эта категория также будет ориентироваться на достаточно комфортабельные и надежные иномарки, но уже средней стоимостью 10–14 тысяч долларов. Если говорить об основной части населения, то пенсионеры просто не смогут приобретать автомобили. Рабочие и служащие, месячная зарплата которых близка к 5 тысячам рублей, смогут купить машину ценою до 5 тысяч долларов, что соответствует примерно тридцати месячным заработкам (такая практика была в нашей стране и раньше). Другой слой трудящихся, имеющих зарплату 3.5–4 тысячи рублей, сможет приобретать автомобили класса ‘‘Ока’‘ и ‘‘Жигули’‘ классической компоновки или подержанную иномарку той же ценовой категории.

Покупательская способность населения ограничивают розничные цены, и их увеличение может быть только пропорционально росту благосостояния населения, а этот процесс в нашей стране идет достаточно медленно.

 

3. География легкого автомобилестроения в России

 

В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин . Только "старые" заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины. Все остальные специализи-руются на выпуске отдельных видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе (Москва, Брянск), в Вол-го-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе (Уль-яновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Кур-ган). Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, средне-го - Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский (Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы.

Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где имелись наиболее благоприятные условия для органи-зации внутри- и межотраслевой кооперации , автомобилестроение в годы войны и послевоенные годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо Центрального района в важный район автомобильной промышленности превратился Поволж-ский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в 1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные Челны.

Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральный-главным образом на производстве грузовых машин, а Поволжский - преимущественно легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале (Ижевск, Миасс, Курган). В восточных заураль-ских районах страны автомобилестроение только начинает складывать-ся (Чита). Роль зауральских заводов в производстве автомашин ещене велика. В этих районах только формируются те предпосылки , ко-торые обусловили создание районов автомобильной промышленности в европейской части страны.

Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов , электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятель-ных предприятиях.

Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд специализированных заводов (Ярославский - для грузовиков, За-волжский - для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский - для "Москвичей").

Информация о работе География легкового автомобилестроения России