География мирового автомобилестроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть текущее состояние автомобилестроения в мире.
Задачи:
1.определить роль автомобилестроения в мировой экономике;
2.изучить основные этапы развития автомобилестроения в мире;
3.проанализировать динамику производства автомобилей в 2000-2009 гг.;
4.рассмотреть влияние кризиса на мировую автомобильную промышленность;
5.определить перспективы развития автомобильной промышленности.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль автомобилестроения в мировой экономике 5
2. Основные этапы развития автомобилестроения в мире 6
3. Динамика производства автомобилей в 2000-2009 гг. 8
4. Кризис и мировая автомобильная промышленность 14
5. Перспективы развития автомобильной промышленности 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

241201 Мировые товарные рынки.doc

— 975.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства

 

 

Контрольная работа  по дисциплине

Мировые товарные рынки и их инфраструктура                       на тему

            География мирового автомобилестроения

 

Выполнила: Жукова Д.К.

(фамилия И.О.)

Студент 1 курса заочного отделения  направление 100700 «Торговое дело»

Специализация магистерская программа «Международная торговля»

(срок обучения)

Группа35/3222№ зачет. Книжки №МГ081/12

Подпись:__________________________

                     Преподаватель: Калиткина О.Д.

(фамилия И.О.)

Должность: доктор экономических наук, профессор  

уч. степень, уч. звание

Оценка:___________Дата:_____________

Подпись:___________________________

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Автомобилестроение - эта та отрасль машиностроения, которая постоянно развивается. Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе: цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а следователь в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка между мировыми лидерами отрасли перешла на качественно новый уровень за счет появления сверхновых технологий, автомобилестроение становится все более науко-, капитало- и ресурсоемким.                                                                                                

В настоящее время автомобильная промышленность выходит на одну из первых позиций в мировой экономике. На это есть причины:

    • во - первых, людям с каждым днем требуется все больше и больше автомобилей для решения различных задач; 
    • во - вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильную промышленность, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а следовательно и экономики в целом; 
    • в - третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы;
    • в - четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой.

Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике.

Цель данной работы – рассмотреть текущее состояние автомобилестроения в мире.

Задачи:

  1. определить роль автомобилестроения в мировой экономике;
  2. изучить основные этапы развития автомобилестроения в мире;
  3. проанализировать динамику производства автомобилей в 2000-2009 гг.;
  4. рассмотреть влияние кризиса на мировую автомобильную промышленность;
  5. определить перспективы развития автомобильной промышленности.

 

 

1. Роль автомобилестроения в мировой экономике

 

Автомобилестроение сегодня - одна из ведущих отраслей машиностроения. Она существенно влияет на развитие не только экономики в целом, но так  же на темпы и направленность научно-технического прогресса в отраслях хозяйства, в какой-то мере связанных с машиностроением.

Автомобилестроение является материальной основой технического перевооружения экономики. В развитых странах эта отрасль является ведущей отраслью машиностроения. На это есть вполне логичные причины:

    • во-первых, в современном мире, для решения хозяйственных проблем человечеству требуется все больше и больше машин;
    • во-вторых, данная промышленность - постоянно развивающаяся. Она как бы «тянет» за собой другие отрасли. Благодаря инновациям, внедряемым в автомобильной промышленности, происходит совершенствование производств других отраслей. В силу того, что других отраслей достаточно много, наблюдается подъем всей промышленности государства, а, следовательно, и подъем экономики в целом;
    • в-третьих, автомобильная промышленность считается наиболее прибыльной отраслью народного хозяйства, из-за того, что приносит в бюджет государства немалые доходы от продаж не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, а так же способствует повышению товарооборота.
    • в-четвертых, автомобильная промышленность, бесспорно, считается стратегически важной отраслью. Значит, развитие данной промышленности делает страну не только экономически развитой, но и независимой. Например, внедрение последних инноваций, выдающихся образцов автомобильной техники в вооруженные силы однозначно повышает оборонную мощь государства. Благодаря всему вышеперечисленному можно сделать однозначный вывод о том, что автомобильная промышленность находится на одной из передовых ступеней в мировой экономике.

В автомобильной отрасли существует ряд тенденций, благодаря которым можно судить о важности ее роли и значимости связанных с ней отраслей в экономиках тех стран, которые промышленно развиты. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, организации и технологии его производства. Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем.

2. Основные этапы развития автомобилестроения в мире

Автомобилестроение зародилось и  получило свое развитие вследствие сильной  общественной потребности в механизации  сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности физической силы животных и людей.

80 — 90 — е годы XIX века - зарождение автомобилестроения как машиностроительной отрасли во Франции и Германии:

1890 год - первый французский автомобиль произвела фирма «Panhard et Levassor», приступившая к производству двухцилиндрового V-образного двигателя «Daimler», установленного в середине кузова автомобиля.

1891 год – «Panhard» закладывает основу конструкции легкого автомобиля, ставшей универсальной на шестьдесят последующих лет: расположенный спереди двигатель и задние ведущие колеса.1903 год - активное производство и модернизация автомобилей «Panhard» , многократно участвовавших в пробегах по Западной Европе. Рабочий объем цилиндров машины составлял 1653 куб.см, максимальная скорость — примерно 52 км/час, двигатель развивал мощность 7 л.с.

конец XIX — начало ХХ веков - развитие автомобилестроения в Англии, Австро-Венгрии (Богемии), США, Бельгии, Канаде, Швейцарии и Швеции. 1930 — е годы - создание автомобилестроения индустриального типа в СССР . 1950 — 1960 — е годы — начало развития автомобилестроения в Японии, Аргентине, Испании, Индии, КНР и ряде других стран.1980 — 1990 — е годы - началось интенсивное развитие автомобилестроения в Республике Корея, а также в других странах азиатского региона, прежде всего в КНР.

2000 — по настоящее время - наиболее бурными темпами развивается именно автомобилестроение континентального Китая (8,88 млн автомобилей в 2007 году, прирост к 2006 году 23,5 %), лидирующее также по объемам привлечения иностранного капитала. При этом лидирующие позиции в мировом автомобилестроении уже на протяжении столетия сохраняет американский автопром, представленный Большой тройкой, а с 1980-х и японский автопром, представленный компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д. Суммарный объем производства автомобилей в мире за 2007 год составил 73,1 млн (+5,4 % к 2006 году).

В настоящее же время, в условиях глобализации, а так же жесточайшей конкуренции и постоянного роста расходов на научные разработки, и, при этом, спада темпов роста продаж на рынках развитых стран, многим автопроизводителям быть совсем независимыми стало нереально. Волна объединения с иностранными фирмами охватила в 90-е г автомобильные предприятия Америки. «Крайслер» объединился с компанией «Даймлер-Бенц». «Форд» установил контроль над компанией «Мазда», кроме того ему стали принадлежать теперь такие фирмы как «Ягуар», «Астон Мартин» и «Вольво». Компания «Дженерал моторс» стал обладать половиной капитала шведской «Сааб».

В то время как основные мировые  рынки переживают застой, вперед выходят  развивающиеся страны, такие как  Корея, Китай, Индия, Мексика. Американский, европейский и японский рынки, у  которых, в общей сложности, 80% мировой реализации автомобилей, фактически утратили темпы роста. Американский рынок автомобилей, например, явно переполнен, ведь туда поставляется продукция европейских, японских, южнокорейских и своих, американских автомобильных компаний. Кроме того, американские компании постоянно наращивают выпуск, чтобы успешно соперничать с иностранными производителями. Автомобилестроительный рынок США переживает не самые лучшие времена. В 2009 году «скончался» один из символов американской экономики-General Motors. Долги GM на 90 млрд долларов превзошли его доходы. Автоконцерн GM объявил о своем банкротстве. Активы его составили 82,29 млрд долларов, а вот долги - 172,81 млрд долларов. До начала мирового экономического кризиса General Motors успешно конкурировала с японской Toyota в поединке за лидерство на мировом авторынке. Концерн выпускал 13 марок автомобилей, владея немецким Opel, британским Vauxhall, а так же шведским Saab и китайским Wuling. Но General Motors не единственный потерпевший от кризиса американский концерн. В мае 2009 года о своем банкротстве заявил и другой крупный американский автопроизводитель - Chrysler LLC.

3. Динамика производства автомобилей в 2000-2009 гг.

Как видно на рис.1, Азия охватывает большую часть мирового рынка производства автомобилей. Разумеется, в основном на это повлияли такие гиганты автомобилестроения как Япония и Китай. Но если в первом зачастую производятся непосредственно Японские марки, то Китай производит и зарубежные марки. Европа наблюдает спад с 2000 года, не столько благодаря снижению качества производства и экономических проблем, сколько из-за продолжающегося роста того же Китая. Наблюдается тенденция переноса производства в Азиатские страны, из-за дешевой рабочей силы и прочих факторов. На рис.2 видно, что, если Китайские производители с годами увеличивают свои показатели в разы, то крупнейший производитель Европы, и один из лидеров начала конца 20го века - Германия практически не прогрессирует. Что касается непосредственных лидеров 2000-го года США и Японии, то они же в свою очередь идут по пути регресса в производстве на своей территории.

Рис.1. Доля мировых регионов по производству автомобилей за 2009г.

Рис.2. Доля мировых регионов по производству автомобилей за 2000г.

Рис. 3. Крупнейшие производители автомобилей за 2000 и 2009гг.

 

Темпы развития и качественные перемены в автомобилестроении в  ХХ веке сравнимы по своим масштабам  с тем, что было достигнуто в целом  за всю его предыдущую историю. Одной  из главных характеристик развития современной мировой автомобильной отрасли является динамика автомобилестроение последнего десятилетие. Безусловно, главное экспортеры на протяжении последних лет - ЕС, США, Япония. О них будет подробнее написано в следующей главе. Но так же следует выделить ряд стран, которые добились больших успехов за небольшой период времени.

Большое внимание стоит уделить  китайскому автопрому. Анализируя статистику, можно сказать, что экспорт китайских  автомобилей неизменно возрастает. Еще в 1990-ом году он экспортировал автомобилей общей сложностью на 228 млн. долларов, а в 2009-ом занимает уже седьмое место, экспортируя  19852 млн. долларов.  Каждый год экспорт увеличивается на 200-300%. В настоящее время китайские автомобили, которые еще совсем недавно никто всерьез не воспринимал, с каждым днем покоряют все новые рынки и сердца автомобилистов. Особенно стоит отметить спрос на китайскую продукцию в России. Китайские автомобили стремительно вытесняют на российском рынке продукцию отечественного автопрома: при сходных технических характеристиках китайцы зачастую дешевле и более богато укомплектованы.

У российского автопрома  активнее получалось торговать с  соседями: странами СНГ, а вот с  покупателями из западного зарубежья, вкусы которых автопроизводители  «испортили» хорошим качеством сборки автомобилей, увы, отношения не складываются. По статистическим данным можно сказать, что РФ экспортировали автомобилей на 1754 млн. долларов в 2009, причем большинство из них реализовано на «истинно  отечественных» рынках.

Относительно хорошие показатели у ОАЭ. За последние годы  им удалось войти в десятку лидеров, при условии того, что в 2000 году это государство экспортировало автомобилей всего на 2108 млн долларов. А в 2009 уже на 15083 млн. долларов. Беспрецедентные в истории темпы экономического роста ОАЭ стали возможными благодаря добыче и экспорту нефти, которая обеспечила одни из самых высоких в мире показатели валового продукта на душу населения.

Стоит отметить Канаду, как  серьезного участника экспорта автомобильной  промышленности. Эта страна неуклонно занимает лидирующие позиции. В первую очередь за счет представленных здесь зарубежными филиалами ведущих мировых производителей автотранспорта из США и Японии. Однако в 2009-ом году Канада показывает относительно низкие результаты по экспорту - 34170 миллионов долларов. В первую очередь это связано с мировым экономическим кризисом.

Информация о работе География мирового автомобилестроения