Убранство иконостаса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Храмы чаще всего строятся в виде корабля и креста. Верх они имеют круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напомина¬ется вам вечность Церкви Христовой. Может храм быть ус¬троен и в виде восьмиугольника, звезды, означающей, что, что Церковь подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Архитектура храма………………………………………………….4
2. Иконографическая структура храма……………………………….9
2.1. Построение иконостаса…………………………………12
3. Алтарь………………………………………………………………..16
4. Арки и своды храма…………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

Убранство иконостаса.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

В апостольские и первохристианские  времена все присутствовавшие в  молитвенном собрании христиане пели и читали, особых певчих и чтецов не было. По мере возрастания Церкви за счет язычников, не знакомых еще с христианским песнопением и псалмопением, поющие и читающие стали выделяться из общей среды. Кроме того, ввиду величия духовного значения поющих и читающих, как уподобляющихся ангелам небесным, их стали выбирать по жребию из числа наиболее достойных и способных людей, как и священнослужителей. Они стали называться клириками, то есть избранными по жребию. Отсюда и места на солее справа и слева, где они стояли, получили название клиросов.

Клиросы в этом отношении суть образы воинствующей Церкви, что особенно обозначается двумя хоругвями – иконами на высоких древках, сделанными по подобию древних воинских знамен. Эти хоругви укрепляются у правого и левого клиросов и выносятся в торжественных крестных ходах как знамена победы воинствующей Церкви. В XVI–XVII веке русские воинские полки назывались по имени тех икон, которые изображались на их полковых знаменах-хоругвях. Это были обычно иконы храмовых праздников важнейших кремлевских соборов, из которых они жаловались войскам.

4. Арки и своды храма

Арки и своды центральной  части храма, находящие свое завершение в большом центральном подкупольном пространстве, соответствуют обтекаемости, сферичности пространства Вселенной, небесному своду, простертому над землей. Поскольку видимое небо является образом Неба невидимого, духовного, то есть области небесного бытия, постольку стремящиеся ввысь архитектурные сферы средней части храма изображают область небесного бытия и самое стремление душ человеческих от земли к высоте этой небесной жизни. Нижняя часть храма, главным образом пол, знаменует собою землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а, напротив, находятся в тесном единстве. Здесь наглядно показывается исполнение пророчества Псалмопевца: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет от земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84, 11, 12).

Рис. 3.  Свод центральной части храма.

По самому глубокому смыслу православного  вероучения, Солнце правды, Свет истинный Господь Иисус Христос является тем духовным центром и вершиной, к которым стремится в церкви все. Поэтому издревле в центре внутренней поверхности центрального купола храма принято было помещать образ Христа Вседержителя. Очень быстро, уже в катакомбах, этот образ обретает вид поясного изображения Христа Спасителя, благословляющего людей правой рукой и в левой держащего Евангелие, раскрытое обычно на тексте «Аз семь свет миру».

В размещении живописных композиций в центральной части храма, как  и в других частях, нет шаблонов, но есть определенные канонически допускаемые варианты композиций. Один из возможных вариантов следующий.

В центре купола изображается Христос Вседержитель. Под Ним  по нижнему краю сферы купола я серафимы (силы Божий). В барабане купола я четыре архангела: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, призванные блюсти землю и народы; архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения. Так, Михаил имеет при себе огненный меч, Гавриил – райскую ветвь, Уриил – огонь. Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об ангелах Воды, Света, Огня и Воздуха, что напоминает нам о четырех исходных элементах мироздания. Фигуры четырех архангелов образуют в куполе форму креста и одновременно указывают на четыре стороны света.

Ниже в простенках изображаются восемь пророков: шесть великих – Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезикиль, Даниил, а также Аввакум и Малахия.

Подобно тому, как небо покрывает  землю, так и купол опирается  на столбы и паруса. Христианское учение находит свою опору в Евангелиях. Поэтому в парусах под куполом, которые образуются переходом четырехугольных стен центральной части в круглый барабан купола, помещаются образы четырех евангелистов с таинственными животными, соответствующими их духовному характеру: в северо-восточном парусе изображается евангелист Иоанн Богослов с орлом. Напротив, по диагонали, в юго-западном парусе – евангелист Лука с тельцом, в северо-западном парусе – евангелист Марк со львом, напротив, по диагонали, в юго-восточном парусе, – евангелист Матфей с существом в образе человека. Такое размещение образов евангелистов соответствует крестообразному движению звездицы над дискосом во время евхаристического канона с возгласом «поющие, вопиющие, взывающие и глаголящие».

Затем по северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов и святителей, преподобных и мучеников.

Стенные росписи, как правило, не достигают  пола. От пола до границы изображений высотой обычно по плечи человека идут панели, на которых нет священных изображений. В древности на этих панелях изображались полотенца, украшенные орнаментом, что придавало особую торжественность стенным росписям, которые, как великая святыня, как бы преподносились людям по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Панели эти имеют двоякое назначение: во-первых, они устраиваются для того, чтобы молящиеся при большом стечении народа и тесноте не стирали бы священных изображений; во-вторых, панели как бы оставляют место в самом нижнем ряду здания храма для людей, земнородных, стоящих в храме, ибо люди несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом, являясь в этом смысле также образами, иконами.

Это соответствует и тому обычаю Церкви, согласно которому каждение в  храме совершается сначала святым иконам и настенным образам, а затем людям, как носящим образ Божий, то есть как бы одушевленным иконам.

Северная и южная  стены, кроме того, могут заполняться  изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. По обе стороны входных западных дверей в средней части храма помещаются изображения «Христос и грешница» и «Спасение утопающего Петра», а над ним, если позволяет пространство, – образ шестидневного творения мира.

Северная и южная  стены, кроме того, могут заполняться  изображениями событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Образы западной стены представляют начало и конец земной истории  человечества.

На столпах в средней части  храма, где они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются образы растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться также такие элементы как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звезды.

Кроме центрального купола, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в Треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

Купол принято обычно устраивать там, где есть храм-придел. Если в храме  один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, центрального, еще несколько храмов-приделов, то над средней частью каждого из них сооружается купол.

Впрочем, наружные купола на кровле не всегда и в древности строго соответствовали количеству храмов-приделов. Так, на кровлях трехпридельных храмов часто стоят пять куполов – во образ Христа и четырех евангелистов. При этом три из них соответствуют приделам и потому изнутри имеют открытое подкупольное пространство. А два купола в западной части кровли возвышаются только над кровлей и изнутри храма закрыты сводами потолка, то есть не имеют подкупольных пространств.

В позднейшие времена, с конца XVII века, на кровлях храмов ставилось иногда множество куполов безотносительно к количеству приделов в храме. При этом соблюдалось только, чтобы хотя бы центральный купол имел открытое подкупольное пространство.

Помимо западных, красных врат, православные храмы имеют обычно еще два входа; в северной и  южной стенах. Эти боковые входы  могут означать Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе, через которые мы как бы входим в общение с Богом. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три – во образ Святой Троицы, вводящей нас в жизнь вечную, в Небесное Царство, образом которого является храм.

В средней части храма вместе с другими иконами считается  обязательным иметь образ Голгофы – большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IНЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский).

Нижний конец Креста укреплен в  подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, возрожденного подвигом Спасителя.

По правую руку распятого Спасителя  ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку – образ Иоанна Богослова.

Помимо своего главного назначения передать людям образ крестного подвига Сына Божьего, такое Распятие с предстоящими призвано также напомнить о том, как Господь перед смертью на Кресте сказал Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова: «Жено! се, сын Твой», и обратясь к апостолу: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 26–27), и тем самым всыновил Матери Своей, Приснодеве Марии, всё верующее в Бога человечество.

Взирая на такое Распятие, верующие должны проникаться сознанием того, что они суть не только дети сотворившего их Бога, но, благодаря Христу, и дети Матери Божьей, так как они причащаются Тела и Крови Господних, которые образовались из пречистых девственных кровей Девы Марии, родившей во плоти Сына Божьего.

Такое Распятие, или Голгофа, великим  постом выдвигается на середину храма  лицом ко входу для сугубого напоминания  людям крестных страданиях Сына Божьего ради нашего спасения.

 

Заключение

На современном этапе развития общества очень важно не терять связь  со своими корнями, всем тем, что создано  нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Эстетика церковной архитектуры располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этих великолепных памятников истории, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

Современная молодёжь уделяет слишком мало внимания своему культурному развитию, поэтому сейчас особенно важно сконцентрироваться на воспитании чувства ответственности и патриотизма через призму богатейшей русской культуры, накопленной за многие века отечественной истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Рюмина Т.Д. История Москвы. - М.: Международный Дом Сотрудничества, 1996.

 

  1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. - М.: Просвещение, 1995.

 

  1. Русские иконы / Автор-составитель. Н. Будур. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

 

  1. РЭА им. Плеханова. Историческое отделение. Отечественная история /под ред.Мунчаева Ш.М/. - М., 1994.

 

  1. Хроника человечества./ Сост. Харенберг Б. - М.: Большая энциклопедия, 1996.

 

  1. Энциклопедия для детей. Т.5, ч.3. История России. XX век / Сост. С.Т.Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996.

 

  1. Энциклопедия для детей : т. 5, ч.1 (История России и ее ближайших соседей) / Сост. Исмаилова С.Т. - М.: Аванта+, 1995.

 

  1. Энциклопедия для детей : т. 7. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. - М.: Аванта+, 1997.

 




Информация о работе Убранство иконостаса