Иконостас. Происхождение, значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:18, реферат

Описание работы

Иконостас, согласно памятникам христианской культуры, начинает развиваться с ӏV века. Роль иконостаса выполняла алтарная преграда, которая состояла из решеток и каменной перекладины или это была просто завеса, а иногда колоннада с архитравом (поперечной балкой). Самой древней считается завеса (она упоминается в первые века христианской Литургии), сейчас ее можно встретить в армянской и эфиопской церквях. Существует походный иконостас, на случай, если богослужение происходит вне церкви (например в военном походе).

Содержание работы

1. Иконостас. Происхождение, значение.
2. Русский высокий иконостас.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

иконоведение.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

План.

1. Иконостас. Происхождение, значение.

2. Русский  высокий иконостас.

3. Заключение.

4. Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Иконостас. Происхождение, значение.

«Иконостас – многоярусная преграда между трапезной и алтарной частями интерьера церкви.»1 В середине иконостаса располагаются Царские врата (состоят из двух створок, на которых находятся изображения Благовещения и четырех евангелистов, редко изображаются Евхаристия или Василий Великий и Иоанн Златоуст), по сторонам расположены иконы местного ряда (в нем размещаются иконы Спасителя справа от Царских врат и Богоматери слева от Царских врат; икона святого или праздника, в память которого освящен престол – она располагается вторая справа от Царских врат), затем расположены северная (обязательно) и южная (необязательно) двери. Иконостас состоит из нескольких ярусов (рядов): местный, деисусный (в центре – Спас-Вседержитель, по сторонам Богоматерь и Иоанн Предтеча, еще изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и др, а также избранные святые), праздничный (состоит из икон двунадесятых праздников и икон, написанных на сюжеты Страстной недели), пророческий (в нем расположены Ветхозаветные пророки), праотеческий (в центре – икона Отечество, по сторонам Адам, Ева, Авель, Исаак, Авраам, Иаков и другие праотцы), цикл страстных икон (иконы, написанные на сюжеты второй половины Страстной недели: Омовение ног, Тайная вечеря, Моление о чаше, Восхождение на крест и др) и распятие.

Иконостас, согласно памятникам христианской культуры, начинает развиваться с ӏV века. Роль иконостаса выполняла алтарная преграда, которая состояла из решеток и каменной перекладины или это была просто завеса, а иногда колоннада с архитравом (поперечной балкой). Самой древней считается завеса (она упоминается в первые века христианской Литургии), сейчас ее можно встретить в армянской и эфиопской церквях. Существует походный иконостас, на случай, если богослужение происходит вне церкви (например в военном походе).

Алтарная преграда или иконостас имеют следующее значение:

- преграда  ограждает Святая Святых и  является подобием ограды Гроба  Господня (свт. Герман I Константинопольский)

- твердь, отделяющая  чувственное от духовного, а космит со стоящими на нем иконами – союз любви и единение во Христе святых, сущих на земле, с горним миром (свт. Симеон, архиепископ Фессалоникийский)

- образ рая (Н. И. Троицкий)

- в иконостасе  показана жизнь Церкви от Адама  до Страшного Суда

«Иконостас не прячет что-то от верующих – любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а напротив, указывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них их собственной косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном.»2 (священник Павел Флореский)

Функционально иконостас обладает литургическим значением – входы и выходы вечерних, утренних и литургических чинопоследований,  отверзание царских врат, их завес и т. п.

 

2. Русский высокий иконостас.

Древнейшие русские иконостасы состояли чаще всего из одного ряда и венчались распятием. Иконы не устанавливались на алтарной преграде, а приставлялись к ней. На Руси высокий иконостас, создателем которого можно смело считать Феофана Грека, начинает свое развитие при митрополите Киприане (1390-1406), но это мнение не однозначное – общее мнение всех известных исследователей по поводу возникновения высоко иконостаса расходится от XIV до XVII века, но судя по летописям – этоXII-XIV век. Возможно в это время появляются 4-х ярусные иконостасы, причиной их возникновения было утверждение на Руси Иерусалимского богослужебного устава. Основой для иконостаса послужили распространенные на Руси в XII-XIII высокие деревянные алтарные преграды, а также глухие каменные преграды. Сохранились даже летописные свидетельства тех времен, которые позволяют сделать вывод, что русский высокий иконостас начал формироваться в конце XIV – начале XV века (самое древнее свидетельство относится к 1337году). Хотя есть версия что начало устройства многоярусного иконостаса было при митрополите Макарии, который в 1528 году устроил в Новгородском Софийском соборе новый высокий иконостас, но на ней не будем останавливаться. Вплоть до XVI века высокие многоярусные иконостасы существовали вместе с алтарными преградами и каменными стенками.

XIV-XV века. В эту эпоху сильно развивается иконостас в Московской Руси. Это итог творчества многих мастеров: иконописцев, скульпторов, ювелиров, художников. Но основной вклад в развитие иконописи в этот период сделали Феофан Грек и Андрей Рублев – две школы, византийская и русская. В 1405 году Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца приступают к росписи Благовещенского собора – это был самый значительный труд Ф. Грека в московском периоде. Он руководил работами по росписи храма и его кисти принадлежит деисусный чин иконостаса (тогда трехрядного): «Спас в силах», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча». Высота деисусных икон достигает 2-х метров. Особенность Благовещенского деисусного ряда – широкие пропорции каждой доски (не повторяется в более поздних иконостасах). До настоящего времени сохранился не весь иконостас, каковым он был в первоначальном виде, т.к. храм был разобран в 1482 году, а в 1547 сгорело при пожаре много икон. Нынешний деисусный ряд близок к творчеству Ф. Грека, его автором скорее всего является византийский мастер, работавший в русле того же художественного направления; но возможно оно был перенесен в Благовещенский собор после 1547 года из Успенского собора г. Коломны, где в 1392 году трудился Феофан Грек. Сейчас в иконостасе находится 25 икон конца XIV – начала XV века.

В 1410 году Андрей Рублев и Даниил Черный заканчивают иконостас Успенского собора во Владимире. Рублев вводит в иконостас новый ярус – пророческий ряд. Это первый 4-х рядный иконостас на Руси. До нынешних дней сохранились 13 деисусных икон, 5 праздничных, 2 пророческих. Особенностью высокого иконостаса во Владимире является пропорциональное соотношение рядов: деисусные иконы – 317см, праздничные иконы – 125см, пророческие – 163см. Следующей работой этих мастеров становится иконостас  Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427), который дошел до нас почти в первозданном виде, лишь некоторые изменения были сделаны в местном ряду. Особое место в иконостасе занимала икона «Животворящей Троицы», написанная «в похвалу преподобному Сергию». Иконостас Троицкого собора является первым сомкнутым высоким иконостасом, он формировался на протяжении XV-XVII веков, праотеческий чин добавлен в 1600 году по вкладу царя Бориса Годунова. В настоящее время от икон того времени сохранилось 15 деисусного чина, 19 праздничного чина и 6 пророческого чина. Также Андрею Рублеву приписывают деисусный ряд в Успенском соборе в Звенигороде (около 1400), но не по документальным данным, а по стилистическим.

Иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры являются образцом для иконостасов Успенского собора Московского кремля (1481) и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497).

 К началу  XVI века многоярусный иконостас состоял из местного, деисусного, праздничного и пророческого рядов. Из праздничного ряда исключили Страстной цикл (кроме «Распятия»), добавили «Воздвижение Креста» и Богородичные праздники протоевангельского смысла. В  конце XVI века в годуновскую появился праотеческия ряд, который завершил формирование иконостаса. Над иконами праотцев устанавливали резных или литых шестокрылов-херувимов. Начинается формирование пядничного ряда: маленькие вкладные иконы группировались в нижней части деисусного ряда. Обязательным становится наличие 3 врат (с середины XVI века обязательными были только северные врата, а южные устанавливали в основном в больших храмах)  и размещение икон местного ряда по греческому образцу. На соборе 1666-1667 годов повелели ставить на верху иконостаса святой крест с изображением на нем распятого Христа (напр. псковский Троицкий кафедральный собор – 1682 год, Архангельский собор Московского Кремля – XVII век, новгородский Знаменский собор – 1699-1703годы). Но все церкви были увенчаны распятием (в киевском Софийском соборе, в некоторых новгородских церквах). Были случаи, когда на самом верху иконостасов делался новый ярус, в котором изображались страдания апостолов, а деисусный ряд был апостольским (Успенский собор Московского Кремля: в 1653 году по инициативе патриарха Никона – одно из первых патриарших начинаний по приближению русской церковной практики к современной греческой; псковский Троицкий собор, новгородский Знаменский собор). В XVII веке появилось изображение сивилл и философов на тумбах внизу под местными иконами. Появляются также миниатюрные иконостасы – маленькие копии с больших церковных иконостасов, предназначенные для домашнего употребления в молельнях, в путешествиях и военных походах ( при Академии художеств хранились два миниатюрных иконостаса в четыре яруса: деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий).

 К середине XVII века 5-ярусные иконостасы получили большое распространение в центральных областях России, а на севере еще существовали 2, 3, и 4-ярусные иконостасы. Но были в эту эпоху иконостасы, состоявшие из деисусного ряда – в Великом Новгороде их было, по описи 1617 года, 72 из 132. Самый грандиозный сохранившийся иконостас находится в Успенском соборе в Рязани, в высоту он 25 метров и состоит из 9 рядов: подместный, местный, праздничный, деисусный, деяний апостолов, пророческий, деяний пророков, праотеческий и Страстной – всего 165 икон (1702 год, иконописец Николай Соломонов с товарищами).

Иконографический канон русских иконостасов окончательно сформировался в XVII веке, а затем развивался в архитектурно-художественном отношении.

В 50-60-х годах XVII века происходит принципиальное изменение декора и конструкции иконостаса. Иконостас превратился в огромную раму с колонками и карнизами с резными картушками, кубиками-фиалами, раковинами и т.п. Объемная резьба таких иконостасов называлась флемской (от нем. Flamisch – фламандский), была близка к резьбе польских католических алтарей. «Флеманская резь» - это в основном прорезные колонки с виноградной лозой, виноградные и акантовые листья, гребни с перлами, «скрученный пергамент», разнообразные цветы и фрукты – цироты, изредка фигуры ангелов. Резьбу золотили, расписывали серебром, золотом и цветными лаками ( церковь Воскресения словущего в Теремном дворце Московского Кремля, 1680 г.).

В XVIII веке во времена Петра I меняется церковное устройство. Вводятся западные художественные вкусы. Большое влияние это оказало на иконостас: на первое место выступают декоративные формы иконостаса, а не сами иконы. Изменяются древние иконостасы – богато украшаются, переписываются старые иконы, чтобы соответствовали богато оформленному иконостасу. Тябловые иконостасы заменяются каркасными (в середине XVIII века полностью переделан иконостас Успенского собора во Владимире в стиле барокко). В Петербурге более не делали многоярусных иконостасов, очень редко доходило до трех рядов. В их украшение широко вводятся колонны, массивные антаблементы, портики и круглая скульптура. Митрополит Филарет Дроздов строго критиковал такие нововведения, как и многие из духовенства. На протяжение всего XVIII века изменялись иконостасы на западный манер, лишь немногих храмов не коснулось это введение светской власти. Но в XIX веке возрождается интерес к древним иконостасам: с одной стороны происходит возврат к большим высоким иконостасам, а с другой в практику входит одноярусная византийская алтарная преграда. Оба этих типа существовали до 1917 года. В 40-50 годах XX века появляется необходимость воссоздания иконостасов, после возрождения церковной жизни. Основной чертой этого времени стали комбинированные иконостасы: иконы разного времени, разные стили письма, разные размеры икон (собирали что сохранилось в закрытых  храмах и не состояло на музейном учете). Иконостасов создавалось очень мало. В конце 80-х годов встала необходимость в создании новых иконостасов. В наше время иконостасы сооружаются всех форм и стилей. Древнерусские традиции сохранились в пятиярусном иконостасе в Покровском храме Хотьковского монастыря (1995 год).

 

Заключение.

На протяжение многих столетий значительную роль в развитии иконостаса сыграла верность византийским и древнерусским традициям, которые сохранились до сих пор. В нынешнее время в храмах можно увидеть как высокие многоярусные иконостасы, так и одноярусные.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Православная энциклопедия. Т. 22. Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2. – М. : ЦНЦ РПЦ «Православная энциклопедия», 2009.

2. Православный  иконостас. Происхождение, виды, духовный  смысл / Авт.-сост. Т. И. Шевцова. – М. : ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. – 240с. : илл.

3. Русское  церковное искусство X-XX веков. – М. : Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007. – 728с. : илл.

4. В. В. Филатов. Словарь изографа. – М. : «Лествица», 2000.

5. Православная  икона. Канон и стиль. Сост. Александр  Стрижев. – М. : «Православный паломник», 1998. – 495с.

6. Шкаруба Л. М. Основы иконоведения: богословие в красках. – Новосибирск: Издательство «Свиньин и сыновья», 2008. – 704с. :илл.

7. Л. А. Успенский. Богословие иконы православной  церкви. – Издательство западно-европейского экзархата, Московский Патриархат.

8. Э. С. Смирнова. Московская икона XIV-XVII веков. – Ленинград. : Издательство «Аврора», 1988. – 319с.

 

 

1 В.В. Филатов. Словарь изографа. М, 2000. С. 84.

2 Л. А. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. С. 231.

 

 


Информация о работе Иконостас. Происхождение, значение