Развитие иконостаса на протяжении веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Развитие иконостаса на протяжении веков
1.1.Раннехристианский период…………………………………………..............4
1.2.Развитие иконостаса в Древнерусском искусстве……………………….....6
1.3.Изменение иконостаса во 2 половине- конце XVII века………………….13
1.4.Русские иконостасы синодального периода……………………………….15
1.5.Современные иконостасы…………………………………………………...22
1.6.Иконографический состав высокого иконостаса……...…………………..24
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы

Файлы: 1 файл

Иконостас Реферат.docx

— 59.48 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..…2

 

Глава 1. Развитие иконостаса на протяжении веков

1.1.Раннехристианский период…………………………………………..............4

1.2.Развитие иконостаса в Древнерусском искусстве……………………….....6

1.3.Изменение иконостаса во 2 половине- конце XVII века………………….13

1.4.Русские иконостасы синодального периода……………………………….15

1.5.Современные иконостасы…………………………………………………...22

1.6.Иконографический состав высокого иконостаса……...…………………..24

 

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………31

 

Введение

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой  характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом  храмового строительства. Он состоит  из нескольких рядов упорядоченно размещенных  икон, и, что характерно для религиозной  культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая  разделяет божественный «горний» и  «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части  по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства  храма, где сосредоточены все  основные иконы. Кроме того, это - своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура  «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV – XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как  по количеству и размеру икон, так  и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и  регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV – XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд. Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше - иконы с изображениями праздников и пророков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иконостас - алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая  из нескольких рядов упорядоченно размещённых  икон, отделяющая алтарную часть православного  храма от остального помещения.

Самый большой в России иконостас находится вУспенском Соборе Рязанского Кремля.

Глава 1. Развитие иконостаса на протяжении веков

1.1. Раннехристианский период.

В первые века христианства преграды между храмом (наосом) и алтарем могло не быть. Например, никак не разделены кубикулы в римских катакомбах, где в II-IV вв. собирались на литургию христиане.

Первые сообщения о отделении алтаря преградой или завесой сохранились от IV века. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий (ок. 303-379). Завесы получили со временем широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе. В настоящее время в православных храмах завеса(греч. катапетасма) находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.

Помимо завесы в храмах стали возникать алтарные преграды. Евсений Кесарийский (263-340) в «Церковной истории» пишет о резной деревянной ограде в храме Тира, не позволявшей народу приближаться к престолу. Про храм Гроба Господня в Иерусалиме он же пишет: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов». Алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его обзора. Они могли иметь форму парапетов или ряда колонн. Колонны могли нести балку - архитрав. Иногда преграда состояла из резных решеток. 

Византийские  алтарные преграды

Византийские храмы имели  алтарные преграды из парапета, стоящих  на нем колонок и архитрава. Посредине  преграды устраивался главный вход в алтарь - царские врата, а по бокам - малые двери, названные дьяконскими. Преграды могли быть каменные, деревянные и металлические. Они богато декорировались. В центре на преграде ставился крест. Преграда часто не была единой во всю  ширину храма. Чаще проемы центральной  и боковых апсид алтаря имели  отдельные преграды, как это сохранилось  в кафоликоне (соборе) монастыря Осиос Лукас в Греции (30-40 гг XI века). Участки преграды разделялись в таком случае восточными опорными столбами. На столпах по сторонам алтаря обычно делались изображения Христа и Богоматери или вешались Их иконы.

На саму преграду иконы  начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава  или на нем самом делались рельефные  или эмалевые изображения. Вначале  крест сменяется иконой Христа, а  она в свою очередь расширяется  до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках - темплонах или эпистилях. В центре эпистиля помещается трехфигурный деисус, а по бокам от него ряд праздников, то есть важнейших моментов Евангельской истории. Сохранились эпистили XII века (собрание монастыря святой Екатерины на Синае).

Помимо таких эпистилей  сформировался более длинный  деисусный чин, состоящий из ряда отдельных икон, первоначально небольших оглавных или оплечных, позднее более крупных поясных. Сквозные же проемы между колоннами преграды не занимались иконами очень долго. В XIV веке с алтарных столпов в них переместились иконы Христа и Богоматери, теперь ставившиеся по бокам от царских врат. Они положили начало местному ряду иконостаса.

В поствизантийском искусстве Крита и Кипра алтарная преграда превращается в небольшой трехъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас полностью закрывал алтарь и был в этом похож на высокие русские иконостасы.

1.2. Развитие иконостаса в Древнерусском искусстве

Убранство древнерусских  храмов первоначально повторяло  византийские обычаи. В Третьяковская  галерея хранится горизонтальная икона  трехфигурного деисуса с оглавными изображениями из неизвестного храма Владимиро-Суздальского княжества рубежа XII-XIII вв. Она очевидно предназначалась для установки на архитрав. Существует гипотеза, что аналогичная ей икона со Спасом Эммануилом и двумя архангелами предназначалась для архитрава в северной части алтаря, где располагается вход в жертвенник. Это подкрепляется содержанием данной иконы, где Христос показан как уготованная для спасения людей Жертва.

Сохранились некоторые отдельные  иконы, входившие в деисусный чин, например «Ангел златуе власы» (архангел Гавриил) в Р усском музее. Это небольшая оглавная икона конца XII века. Таким образом, в каменных храмах обыкновенно делалась алтарная преграда с деисусом над архитравом и иконами Христа и Богоматери внизу. Только ставились они первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма. Сохранилась такая икона из собора Софии в Новгороде - большая тронная икона Христа «Спас златая риза» (сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, живопись XI в. поновлена в XVII). В некоторых новгородских храмах XII века исследования выявили необычное устройство алтарных преград. Они были очень высокими, но точное их устройство и возможное количество икон не известны.

Благоприятная ситуация для  роста алтарной преграды была в деревянных церквях, которых на Руси было большинство. В них не делалось настенной росписи, всегда очень важной в храмах византийских, поэтому могло увеличиваться  количество икон.

Не известно точно, как  именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас. Сохранились царские врата XIII-XIV вв., относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в  рост святители Василий Великий  и Иоанн Златоуст. От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они так же могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».

К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В ГТГ хранится деисусный чин собора Высокого монастыря в Серпухове. Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.

Ранний пример праздничного чина дают три горизонтальные иконы  с 12 праздниками из собора Святой Софии  в Великом Новгороде. (XIV век). Первоначально  этот чин стоял на древней алтарной преграде собора, а в XVI веке был включен  в новый высокий иконостас, заняв  третий ряд икон (сейчас иконы в  Новгородском музее).

Первый пример ростового  деисусного чина - иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Этот чин выделяется как составом - в нем 11 икон - так и их размерами (высота 210 см). В настоящее время точно установлено, что этот чин не мог первоначально предназначаться для Благовещенского собора, а был перенесен в него из другого храма (какого именно до сих пор не установлено, хотя существует много гипотез). Временем создания икон считается либо начало XV века, либо 1380-90 гг. Центральные иконы до сих пор часто приписываются руке Феофана Грека. Важнейшей иконографической особенностью этого чина является изображение на центральной иконе Спаса в силах, то есть Христа на престоле в окружении небесных сил. Позднее эта иконография станет для русских иконостасов самой распространеной, вытеснив более простое изображение Спаса на престоле (было более распространено в Новгороде).

Над деисусным чином в Благовещенском соборе находится праздничный, состоящий из 14 икон (еще две добавлены позднее). Происхождение праздничного чина так же неясно, как и деисуса. Обыкновенно считается, что деисус и праздники происходят из одного иконостаса. Авторство икон неизвестно, но ясно, что праздники исполнены двумя разными иконописцами. Первую половину икон долгое время приписывали руке Андрея Рублева, но сейчас эта гипотеза вызывает сильные сомнения.

«Классические»  высокие иконостасы XV-XVII вв

Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408году (или в 1410-11 гг.). Его создание связывается  с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Иконостас  не сохранился до нашего времени полностью. В XVIII веке его заменили на новый. Только в послереволюционный период сохранившаяся часть икон была обнаружена и сейчас хранится в ГТГ и ГРМ.

Иконостас имел 4 ряда икон. Над не сохранившимся местным  рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см). Из него сохранилось 13 икон. Есть недоказанные предположения, что их было больше. Выше располагался праздничный ряд, из которого уцелели только 5 икон. Заканчивался иконостас поясными иконами пророков (это первый пример пророческого чина), их сохранилось только 2. Интересно, что исследования крепежа иконостаса выяснили неровное расположение рядов икон. Деисусный чин был вынесен вперед к молящимся, а праздники располагались немного глубже в сторону алтаря. Важной особенностью иконостаса была его разделенность на пять частей - он стоял по частям в трех проемах алтарных апсид и в торцах крайних нефов. Это подтверждается фресками, сохранившимися на западных гранях восточных столпов. Среди них есть фигуры XII века и медальоны с мучениками, исполненные в 1408 г. Они не могли закрываться одновременно созданным иконостасом.

Аналогично был устроен  иконостас в Успенском соборе на Городке в Звенигороде. Здесь  так же сохранились фрески восточных  столпов, разделявших иконостас. Возможно, что второй регистр росписи с  изображением крестов перекрывался вторым рядом икон иконостаса, тогда  как другие ряды прерывались фресками с двумя монашескими сюжетами внизу и медальонами со святыми  наверху. Сам иконостас не сохранился, хотя в него могли входить иконы  поясного деисусного чина, приписываемые Андрею Рублеву - Спас, архангел Михаил и апостол Павел.

Первый цельный, не разделенный  на части столпами иконостас был  создан в 1425-27 гг. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Исполнили  иконостас Андрей Рублев и Даниил Черный с мастерской.

Иконостас сохранился до наших  дней и остается на прежнем месте  в Троицком храме. Его четвертый  ряд - пророки - был, вероятно, создан немного  позднее. В Троицком иконостасе сохранились  царские врата с Благовещением  и 4 пишущими евангелистами (сейчас в  Сергиево-Посадском музее) и храмовая икона из местного ряда - знаменитая Троица (в соборе копия, оригинал в  ГТГ).

Здесь уместно уточнить особенности  конструкции многоярусного иконостаса. Иконостасы XV-XVII вв (исключая конец XVII века) принято называть тябловыми. «Тябло» происходит от искаженного греческого темплон и означает горизонтальную балку. Тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые стояли на них как на полках и к ним крепились. Тябла расписывались орнаментом или украшались окладом. Таким образом, лаконичная конструкция иконостаса была декорирована. Позднее появились вертикальные столбики между икон, служившие украшенным обрамлением для икон. Обильную резьбу или иной декор часто имели царские врата и их обрамление. В этом случае изображения на них делались маленькими вкраплениями. Помимо самого иконостаса алтарь в храмах XV века мог отделяться невысокой каменной стеной с проемами врат. Такая стенка имеется в соборе Рождества Богородицы Савво-Сторожевского монастыря. На ней сохранились фресковые изображения преподобных, являвшиеся как бы местным рядом иконостаса. Аналогичным образом была расписана алтарная стенка в новом Успенском соборе Москвы, на которой сохранились многочисленные поясные фигуры преподобных.

Информация о работе Развитие иконостаса на протяжении веков