Развитие иконостаса на протяжении веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Развитие иконостаса на протяжении веков
1.1.Раннехристианский период…………………………………………..............4
1.2.Развитие иконостаса в Древнерусском искусстве……………………….....6
1.3.Изменение иконостаса во 2 половине- конце XVII века………………….13
1.4.Русские иконостасы синодального периода……………………………….15
1.5.Современные иконостасы…………………………………………………...22
1.6.Иконографический состав высокого иконостаса……...…………………..24
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы

Файлы: 1 файл

Иконостас Реферат.docx

— 59.48 Кб (Скачать файл)

Третий ряд - праздничный

В нем помещаются иконы  основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный  ряд как правило содержит иконы  Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд - пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных  пророков со свитками в руках, где  написаны цитаты их пророчеств. Здесь  изображаются не только авторы пророческих  книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные  с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося  от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд - праотеческий

В нем располагаются иконы  ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе  первых людей - Адама, Евы, Авеля. Центральная  икона ряда - «Отечество» или позднее  так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьезные возражения против возможности употребления этих иконографий  в православной иконописи. В частности  они были категорически запрещены  Большим Московским собором 1666-1667 гг. Возражения основываются на невозможности  изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого  Денми (в древности Ветхий Денми был изображением только Христа, грядущего воплотиться). Еще одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употреляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом  или иконой Распятия (так же в  форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные  ряды

В конце 17 века иконостасы могли  иметь шестой и седьмой ряд  икон:

Страсти апостольские - изображение  мученической кончины 12 апостолов.

Страсти Христовы - подробное  изложение всей истории осуждения  и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу  классического четырех- пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом  в это время помещались изображения  дохристианских языческих философов  и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества  о Христе. Согласно христианскому  миропониманию, они хотя и не знали  Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество  о Христе.

Домашний и  походный иконостасы

В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для  икон место - красный угол - в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса. Существуют многофигурные иконы 16-19 вв, содержащие изображения деисуса, праздников и пророков, а иногда (особенно в 19 веке) всего многоярусного иконостаса с местным рядом. В древней Руси такие миниатюрные иконы-иконостасы назывались «Походная церковь», то есть могли браться с собою в путешествие.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI - XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. Предисл. С. С. Аверинцева.-Псков,2003
  2. Дунаев М.М. К югу от Москвы. М.,"Искусство",1978,с.169-171
  3. Егорова М.В. Золотое кольцо. М.,"Советская Россия",1978,с.130
  4. Ильин М, Моисеева Т. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель. М.,"Искусство",1979,с.555
  5. Ильин М. Моисеева Т. Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель. М.,"Искусство",1979,с.493
  6. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002, с.26,62-63
  7. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002, с.154-160.
  8. Ковалева В.М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах XII века/Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М.,"Наука",1977,с.55-64
  9. Коварская С.Я. К истории создания иконостаса 1913 года в приделе великомученика Димитрия Солунского в Успенском соборе Московского кремля/Искусство христианского мира. Выпуск 6. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, М.,2002, с.281-283
  10. Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995
  11. Попов Г.В. Кашинский чин и культура Твери середины XV века/Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М.,"Наука",1977,с.223-272
  12. Сарабьянов В.Д, Смирнов Э.С. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет,2007, с. 188, 201
  13. Сарабьянов В.Д, Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет,2007, с.357
  14. Сарабьянов В.Д, Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет,2007,с.438
  15. Успенский Л. А. Богословие иконы. Издательство Западно-Европейского Экзархата Московский Патриархат. М.,"Паломник", 2001, с.303
  16. Успенский Л. А. Богословие иконы. Издательство Западно-Европейского Экзархата Московский Патриархат. М.,"Паломник", 2001,c.364
  17. Успенский Л. А. Богословие иконы. Издательство Западно-Европейского Экзархата Московский Патриархат. М.,"Паломник", 2001, с.315-352
  18. Успенский Л. А. Вопрос иконостаса//Православная икона. Канон и стиль. М.,"Православный паломник", «Глаголы жизни»,1998, с.231
  19. Успенский Л. А. Вопрос иконостаса//Православная икона. Канон и стиль. М.,"Православный паломник", «Глаголы жизни»,1998
  20. Успенский Л. А. Вопрос иконостаса//Православная икона. Канон и стиль. М.,"Православный паломник", «Глаголы жизни»,1998, с.246

 

 

 


Информация о работе Развитие иконостаса на протяжении веков