Убранство иконостаса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Храмы чаще всего строятся в виде корабля и креста. Верх они имеют круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напомина¬ется вам вечность Церкви Христовой. Может храм быть ус¬троен и в виде восьмиугольника, звезды, означающей, что, что Церковь подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Архитектура храма………………………………………………….4
2. Иконографическая структура храма……………………………….9
2.1. Построение иконостаса…………………………………12
3. Алтарь………………………………………………………………..16
4. Арки и своды храма…………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….25

Файлы: 1 файл

Убранство иконостаса.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1. Архитектура храма………………………………………………….4

2. Иконографическая  структура храма……………………………….9

2.1. Построение иконостаса…………………………………12

3. Алтарь………………………………………………………………..16

4. Арки и своды храма…………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Художественная система храма  несет в мир образ Христа, образ человека и Вселенной, обновленных Божественным воплощением.

Святой храм, или церковь, это – специальное здание, в котором совершается литургия и прочие церковные службы. В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная, по повелению Божью, Моисеем. В новозаветное время сначала не было храмов, потому что христиан преследовали иудеи и язычники. Христиане отправляли свое богослужение в домах и пещерах. С IV века, когда царь Константин объявил христианскую веру господствующей, появились у христиан и храмы.

Храм, от слова храмина, означает здание, дом. Название «церковь» греческое, оно значит дом Божий. Храм называется церковью, т.е. домом Божьим, потому, что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом, точно живет в своем доме. Название церкви дано храму еще потому, что в него для молитвы собирается Церковь, т.е. верующие, сообщество которых и называется церковью. Религиозно-философская идея православного храма – Вселенский собор, то есть единение всей Божьей твари, человека, ангелов в Боге. Церковь – мистическое тело Христа, духовного единства всех христиан, а также символ литургии.

Храмы чаще  всего  строятся  в  виде  корабля  и  креста. Верх они имеют круглый, который называется куполом, и на куполе всегда ставится крест.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается вам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, звезды, означающей, что, что Церковь подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

 

 

 

 

 

1. Архитектура храма

Храмы строятся в виде корабля  потому, что церковь, подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, т.е. в царство небесное; в виде креста – потому, что благодать спасения в церкви приобретена нам крестными страданиями Иисуса Христа.

Купол на храме  напоминает о небе, куда верующие стремятся. На куполе ставится крест потому, что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

Если смотреть на храм по вертикали, то сам он – символ земного начала, купол – небо. Крест – символ святости, которая есть путь к небу. Сам храм выражает крест поднебесный, землю, а легкий и воздушный крест на куполе – мир дольний.

Белый цвет стен храма означает воз-рождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:

    • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
    • три главы – три Лица Святой Троицы;
    • пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов;
    • семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов;
    • девять глав – девять чинов ангельских;
    • тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов;
    • иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом  с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для  того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире. Храм, или церковь, разделяется на 3 части:

    1. святой алтарь,
    2. собственно храм, или средний храм,
    3. притвор, иначе трапезная.

Разделение храма на 3 части означает три разряда верующих, кои составляют церковь:

    1. на небе, святых,
    2. на земле, верных, т. е. крещеных,
    3. так называемых оглашенных, т.е. готовящих принять христианскую веру.

Три части имел и ветхозаветный  храм:

      1. святое святых,
      2. святилище
      3. двор.

Средняя часть храма знаменует  собою, прежде всего, горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. По некоторым толкованиям, эта часть храма знаменует область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю в собственном смысле. Толкования сходятся в том, что средняя часть храма – это тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспреннего, где совершаются тайны Божий.

При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и сооружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие.

Смысл процесса постепенного превращения  алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V–VII века алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом-знамением отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем – Господом Иисусом Христом.

Это и есть ИКОНОСТАС в его современном виде (рис. 2).

Он обращен своей лицевой  стороной, иконами, к средней части  храма, носящей у нас название церковь, собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженой твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полнота верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная церковь, таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними.

Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстателъство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее – стройной совокупностью символов-образов стал иконостас.

Рис. 2. Иконостас собора Ризоположения Московского Кремля. XV в.

С появлением иконостаса собрание верующих оказалось поставленным буквально  лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. В устройстве земного храма возникла догматическая полнота, было достигнуто совершенство.

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы  он не оказался для нас как ничто, – пишет священник Павел Флоренский (1882–1943). – Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе – святыми тварями. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и ангелов... явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти».

Здесь заключен ответ на вопрос, почему этот облик свидетелей Божьих помещен так, что он непременно должен как бы закрывать собою алтарь от глаз молящихся в храме. Но иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре и вообще во всей Церкви Христовой. Прежде всего, сущность эта состоит в том сближении, к которому призваны и стремятся члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе. Образы иконостаса показывают тот результат сближения с Богом и пребывания в единении с Ним, к которому направлены все священнодействия Христовой Церкви, в том числе те, что совершаются внутри алтаря.

Святые образы иконостаса, закрывая алтарь от верующих, тем самым означают, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между Собою и людьми сонм своих избранных и прославленных друзей и посредников. Участие святых в спасении членов земной Церкви имеет глубокие духовные основания, что подтверждается всем Священным Писанием, Преданием и учением Православной Церкви. Так что тот, кто почитает избранников и друзей Божьих, как посредников и ходатаев своих пред Богом, тот тем самым почитает Бога, освятившего и прославившего их. Это посредничество за людей, прежде всего Христа и Матери Божьей, а затем всех прочих угодников Божьих делает догматически необходимым, чтобы алтарь, как знаменующий непосредственно Бога в Его собственной области бытия, был отделен от молящихся образами этих посредников. При богослужении в иконостасе отверзаются царские врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря – престол и все происходящее в алтаре. На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней. Кроме того, царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Таким образом, иконостас не совсем закрывает алтарь, а, напротив, с духовной точки зрения он раскрывает верующим величайшие истины Домостроительства Божия о спасении. Живое таинственное общение иконостаса (угодников Божьих, в которых уже восстановлен образ Божий) с людьми, стоящими в храме (в которых этот образ еще только должен быть восстановлен), создает совокупность Церквей Небесной и земной. Поэтому название «церковь» применительно к средней части храма очень верно.

 

2. Иконографическая структура храма

Иконографическая структура храма  и его символика устанавливаются  после победы иконопочитания. Использовать в храме иконы и мозаики  ортодоксальная церковь начинает в IX–X веках, однако первые изображения Бога и святых появляются уже в раннехристианскую эпоху в катакомбах.

Катакомбы – это усыпальницы первых христиан, помещения под землей без света, которые были созданы во II–IV веках. Наиболее часто в катакомбах изображались Иисус Христос в образе Доброго пастыря и сцены из Библии.

В храме – в иконостасе и по стенам – и в доме – в переднем углу – находятся святые иконы, перед которыми мы молимся.

Иконою, или образом, называется изображение  Самого Бога, или Божьей Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами как святая.

Бывают иконы чудотворные, чрез которые пребывающая в них благодать Божья проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей. Молясь перед иконою, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.

Святая икона есть то же, что священная книга: в священной  книге мы благоговейно читаем Божий  слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божье слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю.

Бог – Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображается Бог в том виде, в каком Он являлся.

Пресвятая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трех ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, изображены они иногда с крыльями.

Информация о работе Убранство иконостаса