Три конфессии христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Образовались две христианские конфессии (лат. «исповедание», т. е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) — православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия — протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.

Содержание работы

Введение 3
Православие 4
Католицизм 7
Протестантизм 12
Заключение 16
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Христианство.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

                                              Содержание:                                            с.

 

            Введение                                                                                               3

  1. Православие                                                                                        4
  2. Католицизм                                                                                         7
  3. Протестантизм                                                                                   12

            Заключение                                                                                        16

            Список использованной литературы                                                19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Христианство уже давно  перестало  быть  монолитной  религией.  Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная  с IV в., привели в XI  в.  к трагическому  расколу.  И до  этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении  и  богопонимании.  С разделением Римской империи на два самостоятельных государства  образовались и два центра христианства — в Риме и в  Константинополе  (Византия).  Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви.  Традиция,  сложившаяся на Западе, привела в  Риме  к  совершенно  особой  роли  папы  как  Римского первосвященника — главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С  этим не согласилась Церковь на Востоке.

 Образовались две христианские конфессии  (лат.  «исповедание»,  т.  е. направления христианства, имеющие различия в вероисповедании) —  православие и католичество. В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия — протестантство. В свою очередь Православная Церковь  в  России  пережила  тяжелейший  раскол   на   старообрядческую   и православную церкви.

Сегодня христианство представляют три  конфессии,  каждая  из  которых делится на множество  деноминации,  т.  е.  течений,  иногда  весьма  сильно различающихся по своим убеждениям. И православные,  и  католики,  и  большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее  безусловный авторитет для каждого её члена) о Святой  Троице,  верят  в  спасение  через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание — Библию.

 

 

 

 

  1. Православие

 

 Слово  «православие»  является  переводом,  калькой  греческого  слова «ортодоксия». Православие, таким образом,  в  прямом  смысле  слова  есть  в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно  в  этом  значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV —  VIII  вв.),  когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от  искажающих  его идей  (религиозных  и  философских),  доктрин,   формулировали   положение изначальной   веры.   Эти   формулировки   выражали   православное   учение, православными были и церкви, его содержащие.

  В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное  исповедание  веры   («Символ   веры»)   принципиально   новое утверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что  явилось  одной из  причин  «Великого  раскола».  Восточные  церкви  с  того  времени  стали называться православными, а  все  западные  епархии  (области),  подчиненные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

  В   настоящее   время    насчитывается    15    Автокефальных    (т.е. самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих  православную  веру, общую для всех них.

   Каковы особенности этой веры, что  выделяет  ее  из  многочисленных  в настоящее время христианских конфессий (исповеданий)? Отметим   лишь   наиболее   существенные    специфические    положения православного учения.               

   В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к  одной  церкви. Римской, возглавляемой одним первосвятителем — папой  Римским,  православные церкви  сохраняют   ранние   христианские   традиции   полицентризма,   т.е. принадлежат к нескольким церквям. В  современных  условиях  в  странах,  где большое число приверженцев православия, церкви  имеют  подчас,  национальный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.

   Старейшими     самостоятельными     являются      Константинопольская, Александрийская,  Антиохийская   и   Иерусалимская   церкви,   возглавляемые патриархами.  Константинопольский  патриарх,  называемый  также  вселенским, т.е. всемирным, не только является главой  православных  в  Турции,  но  ему подчиняются отдельные  епархии  и  верующие  в  Греции  и  некоторых  других странах Европы, в Северной  и  Южной  Америке,  Австралии,  Новой  Зеландии.

Также  имеют  свои  епархии  и  паству  в   различных   странах   и   другие автокефальные  церкви.  Александрийская  церковь   объединяет   православных Африки.  Антиохийская   и   Иерусалимская   церкви   имеют   большое   число приверженцев  на  Ближнем  Востоке,  среди  арабов,  греков,  людей   других национальностей.

  Наиболее многочисленной среди православных  церквей  является  Русская православная  церковь  во  главе  с  патриархом  Московским  и  всея   Руси, объединяющая также Украинскую и Белорусскую православные церкви.  К  Русской православной церкви принадлежат  верующие  многих  национальностей  в  нашей стране и за ее пределами, в частности в  Западной  Европе,  Америке,  Японии (Автономная Японская церковь) и др.

  Автокефальными являются также Румынская, Болгарская, Сербская  церкви, возглавляемые патриархами, Грузинская церковь  с  католикосом-патриархом  во главе, Греческая (Элладская), Кипрская, Польская,  Чехо-Словацкая  и  другие православные   церкви,   возглавляемые   митрополитами   и   архиепископами.

Существует также и  созданная  в  Сремских  Карловцах  (Югославия)  отдельная Русская зарубежная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом. С конца XVI в. на  Западной  Украине,  в  Польше  и  некоторых  других странах существует греко-католическая или  униатская  церковь,  которая  при сохранении  православной  обрядности  и  славянского  богослужения  признает своим главой папу Римского и разделяет  католические  догматы  веры.  Особое место   среди   христанских    церквей,    занимает    Армянская    церковь, придерживающаяся  так  называемого  монофи-зитства  (греч.  «монэ  фисис»  — единое естество),  руководители  которой  не  приняли  канона  Халкидонского собора 451  г.  о  двойной,  божественной  и  человеческой  природе  Христа. Армянская  церковь   возглавляется   католикосом-патриархом   в   Эчмиадзине (Армения).  Кроме того,  существуют  армянские патриархата в Иерусалиме, Стамбуле и в Ливане.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Католицизм

  В современном мире римско-католическая церковь насчитывает  более  900 млн. последователей,  что  намного  превышает  число  последователей  других направлений  христианства.   Латинская   традиция   западного   христианства известна как католическая (с греч. — универсальная) церковь,  однако  точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви  стоит римский папа — так с III — IV вв. стали называть себя епископы  Рима.  С  VI в. этот термин закрепился за главой христианской  общины  «вечного  города», Рима,  столицы  огромной  империи.   Римские   епископы,   называющие   себя «наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное  положение, претендуя на почетное (по преданию, церковь Рима  была  основана  апостолами Петром и Павлом) и юридическое  (как  церковь  столицы  империи)  первенство среди всех христианских церквей.

  Термин «латинский» подчеркивает, что использование латыни  в  качестве официального языка Западной Римской империи определило  связанность  истории этой христианской традиции с историей народов и государств Западной  Европы. Латинская традиция западного христианства прослеживается примерно с  IV  в.; латинизация европейских  народов  шла  одновременно  с  их  христианизацией.

Римско-католическое направление  развивалось  не  столько  на  основе  особой теологии, сколько на религиозно-политических и правовых прецендентах. Христианизированные  народы  империи  стали  римскими   гражданами   и признали особое положение церкви Рима. Европа к западу от линии Скандинавия-Карпаты-Дунай превращалась в целостное  христианское  сообщество,  связанное общим  для  всех  латинским  языком  и  признанием   верховенства   папского престола. Эта западноевропейская общность в  средние  века  осознавала  себя как «Христианское царство».

 Становление  латинской  традиции   шло   одновременно   с   процессами разделения Римской империи на Западную и Восточную и  упадком  императорской власти на западе. В ранее  едином  христианстве  с  IV—V  вв.,  как  мы  уже говорили,  начали  обособляться  два  направления:  западное  (латинское)  и восточное (греко-православное). Формальное разделение произошло в  1054  г., когда римский  папа  Лев  IX  и  византийский  патриарх  Михаил  Керулларий, отказавшийся  признать  притязания  Рима  на  верховенство   над   греческой церковью, наложили друг на друга анафему.

 С    V    —    VI    вв.    началось     усиление     роли     римских первосвященников: возрастало  их  экономическое  и  политическое  могущество. Сначала в Италии, а затем и далеко за ее  пределами  расширяется  юрисдикция папской Церковной области. Пытаясь утвердить  свое  верховенство  не  только над церковными иерархиями,  но  и  над  светскими  феодальными  правителями, папство кропотливо создавало  свою  латинскую  Римско-католическую  духовно-светскую империю. Тактика союза  с  победителем  и  обращения  в  свою  веру завоевателей приносила папству успех в период  средневековья:  евангелизация норманнов, «деяния Бога через франков»,  союз  с  германскими  императорами, крестовые походы, Реконкиста и конкиста.  В  средневековой  Западной  Европе Римско-католическая церковь превращалась в опору  всей  феодальной  системы. Умело  пользуясь  угрозой  отлучения  и   закрепляя   юридическими   нормами латинского канонического права и папскими буллами свои духовные  и  светские привилегии,  папство  пыталось   объединить   раздробленную,   погрязшую   в междоусобных войнах Европу в  единую  теократическую  монархию  под  властью папы.

Из Рима по всей Европе протянулась  паутина могущественных католических монастырей, находившихся под юрисдикцией папы  и  не  зависимых  от  местной феодальной власти. Создавались и активно действовали многочисленные  военно-религиозные и нищенствующие католические ордена. Эта жизненная  артериальная система папства превращалась в  уникальную  абсолютную  монархию.  Благодаря гибкому приспособлению к региональному множеству конфликтующих  между  собой сеньоров  она  сумела  создать  строго  иерархизированную   и   одновременно унифицированную наднациональную структуру.

Огромную  роль  в  формировании  единой  культурной  вотчины   народов Западной  Европы  сыграла  латынь,  официальный  язык   права,   религии   и образования. Еще долго  после  того,  как  латинский  язык  утратил  функцию разговорного,  его  значение  и  роль  в   церкви,   суде   и   университете сохранялись.  Народы  Западной  Европы  пришли  к  общей  вере  и  к  общему культурному наследию одновременно; позднее они - передавали и  то  и  другое также  одновременно  и  другим  народам,жившим  за  пределами  Европы.   Это способствовало формированию  чувства  общности,  сознания  принадлежности  к единому универсальному сообществу и наднациональной христианской  церкви.  В то же время религия  со  «специальным»  языком  способствовала  концентрации власти и могущества в руках особого религиозного  сословия  —  католического духовенства,  которое  поставило  себя  в  привилегированное  положение   по отношению ко всем остальным верующим.

Средневековая идея о том, что  европейское  «Христианское  царство»; со столицей в Риме можно путем светской экспансии расширить до  пределов  всего «знаемого мира», получила реальное  воплощение  в;XV  —  XVI  вв.  вместе  с освоением Атлантики и началом колониальной экспансии Европы.  Это  позволило Римско-католической церкви компенсировать в Новом Свете потери,  которые  ей нанесла Реформация на европейском континенте.

Раскол в латинской  традиции западного  христианства  привел  к  победе реформаторов и созданию в XVI  в.  северной,  или  протестантской,  традиции западного  христианства.  С  этого   времени   церкви   латинской   традиции сосредоточились на  юге  Западной  Европы.  Крестовые  походы  под  парусами доминировавших на море в XVI в.  Португалии  и  Испании  позволили  учредить церкви латинской традиции  не  только  в  Центральной  и  Южной  (Латинской) Америке, но и во многих районах Африканского побережья и отдельных  регионах Азии.

 Миссионерская деятельность и  колониальная  экспансия  XIX  —  XX  вв. способствовали еще более широкому  географическому  распространению  Римско-католической церкви. Иммиграция из Ирландии,  Италии  и  других  европейскихстран с латинской традицией  христианства  привела  к  формированию  латино-христианских анклавов в Северной Америке,  Австралии  и  других  регионах  с доминирующим протестантским влиянием.

Информация о работе Три конфессии христианства