Христианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Христианство – самая распространенная мировая религия, насчитывающая более 2 млрд. верующих. Оно сформировалось в начале I в. н. э. в Палестине –исторической области в Западной Азии, включавшей несколько государственных образований – Галилею, Самарию и Иудею.
Церковная традиция относит христианство к так называемым «богооткровенным» религиям: причиной возникновения его была деятельность Иисуса Христа, который одновременно был и Богом, и человеком. Он дал людям истинное знание Бога и основал церковь, которая от него получила свое имя. Более того, он явился Спасителем всего человечества.

Содержание работы

Христианство………………………………………………………………………..2
Развитие и распространение христианства………………………………………2
Разделение христианских церквей…………………………………………………6
Разновидности христианства……………………………………………………….8
Список использованной литературы…………………………………………11

Файлы: 1 файл

религиоведение.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Христианство………………………………………………………………………..2
    1. Развитие и распространение христианства………………………………………2
    2. Разделение христианских церквей…………………………………………………6
    3. Разновидности христианства……………………………………………………….8
  2. Список использованной литературы…………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Христианство

Христианство – самая  распространенная мировая религия, насчитывающая более 2 млрд. верующих. Оно сформировалось в начале I в. н. э. в Палестине –исторической области в Западной Азии, включавшей несколько государственных образований – Галилею, Самарию и Иудею.

Церковная традиция относит  христианство к так называемым «богооткровенным» религиям: причиной возникновения его была деятельность Иисуса Христа, который одновременно был и Богом, и человеком. Он дал людям истинное знание Бога и основал церковь, которая от него получила свое имя. Более того, он явился Спасителем всего человечества.

 

1.1 Развитие и распространение христианства.

 Римская империя простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В 6 г. н.э. римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору. Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.

 Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло  собой ряд общин, состоящих  из рабов, вольноотпущенников, ремесленников.  Во второй половине II века христианскими  писателями уже отмечается наличие  в составе общин благородных  и состоятельных людей.

 Одним из важных  элементов перехода христианства  на принципиально новый уровень  был его разрыв с иудаизмом  в II веке. После этого процент  евреев в христианских общинах  стал неуклонно уменьшаться. В  это же время происходит отказ  христиан от ветхозаветных законов:  соблюдения субботы, обрезания,  строгих пищевых ограничений.  Расширение христианства и вовлечение  в христианские общины большого  количества людей самого разного  вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода  представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ.

Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации  церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные  центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

 В начале IV века христианство  становится государственной религией  Римской империи. В это время  укрепляется церковная организация  и происходит официальное оформление  церковной иерархии, высшей и  наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её.

 Император Деций (249—251 гг.) начал преследования христиан. Его правление отличается первым повсеместным гонением на христиан. Оно по своим масштабам превзошло все гонения, которые были раньше. Преследования продолжались при Валериане (253— 260 гг.). Он издал указ, по которому все без исключения служители христианской церкви предавались смерти. Однако этот указ не предусматривал никаких наказаний для лиц низшего состояния, то есть для основной массы верующих. Гонения значительно усилились при Диоклетиане (284—305 гг.). Они отличались от прочих гонений тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонения при нем приняли широкий государственный размах.

 Преследования не сломили  христианскую церковную организацию,  а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную  массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу.

 В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, против христиан. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. В этом же году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Императором в 325 году был созван первый «Вселенский собор», состоявший из представителей церковных верхов. Этот собор осудил как ересь учение Ария о том, что Христос ниже бога-отца. На соборе был выработан «Символ веры» — краткое изложение основных догм христианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на Земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), церковь объявила его святым.

 Император Феодосий I (379—395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. Христианская церковь ополчилась не только против языческой религии, но и против науки, которая тоже была объявлена языческой, против научного знания.

Ожесточенная борьба велась со всеми инакомыслящими и внутри христианской церкви. Во II в. еретиками были объявлены «докеты», которые учили, что Христос только казался человеком, что он был не богочеловеком, а богом. Это течение, открыто выступившее против господствующего направления, несмотря на то, что было осуждено, долго сохранялось в христианстве. Оно было в особенности опасно церкви, т. к., подрывая основы культа, который был сосредоточен главным образом на событиях «земной жизни» Христа, вело к отрицанию церковной организации. Впоследствии учение докетов стало основой монофизитских ересей, которые получили распространение в коптской (Египет) и эфиопской церквях. Еретиками были признаны во II в. и сторонники видного церковного деятеля Маркиона, призывавшего новую религию смелее рвать с библейскими традициями. На рубеже II-III вв. были осуждены монтанисты, выступившие против всевластия епископов; сложившаяся к этому времени церковная иерархия ужо прочно держала в своих руках власть в христианских общинах, монтанистской оппозиции не удалось изменить установившиеся порядки. Одновременно церковь окончательно покончила с проповедниками, пророками, апостолами. Епископы выдвинули учение, согласно которому «апостолами» могут называться лишь непосредственные ученики Христа.

С отделением «клира» от «мирян» все более усложняется и развивается культ — обряды, богослужение, выполняемые клиром и служащие для укрепления его власти. Христианское богослужение приобретает вид современной православной службы. Примерно с IV века в христианстве начинает распространиться вера в различного рода святых, большинство которых явилось прямыми преемниками богов древних религий.

До V века распространение  христианства происходило в основном в географических границах Римской  империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов, позднее - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, стало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

 Итак, христианство зародилось  на Ближнем Востоке и на  самых ранних этапах появилось также в Северной Африке. В ХIХ и начале ХХ века произошло заметное оживление миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует практически во всех странах. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает один миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, остальные - православные и приверженцы других восточных церквей.

 Христианская вера  продолжает распространяться, однако  центр тяжести быстро смещается:  из Европы и (в меньшей степени)  США в Африку, Азию и Латинскую  Америку. В связи с демографическими  тенденциями в этих странах  некоторые исследователи предполагают, что церковь ХХI века будет представлена все более молодыми, энергичными и бедными людьми, не принадлежащими к белой расе.

 

    1. Разделение христианских церквей

В V в. Римская империя распалась на две части – Восточную и Западную. В обеих частях ранее единой рабовладельческой Римской империи развивался феодализм, но условия и особенности его развития были различными. На Востоке возникло единое, могущественное государство с сильной централизованной властью императора – Византийская империя, столицей которой был Константинополь. Западная часть бывшей Римской империи представляла собой раздробленный конгломерат княжеств, вскоре завоеванных германскими племенами. 

Христианская церковь  оказалась в совершенно разных условиях существования: на Востоке церковь  оказалась полностью подчиненной  государству, власти императора; на Западе, в условиях феодальной раздробленности, церковь стала независимой от светской власти, завоевала себе господство во всех сферах жизни общества, в  том числе и в сфере политики.

16-25 июля 1054 г. произошел  окончательный разрыв западной  и восточной церквей. Западная  церковь присвоила себе название католической; Восточная – православной.

Различия этих двух направлений  христианства при одинаковости основных положений вероучения – о триединстве  Бога, о создании Богом мира и  человека, об искупительной жертве богочеловека Иисуса Христа, о загробной жизни, о грядущем конце света и т.д. – содержатся во всех сферах церковной жизни: догматической, литургической и канонической.

Важным каноническим различием в католицизме и православии является принцип организации церкви: православие не имеет единого мирового центра, оно разделяется на ряд самостоятельных церквей. Католическая церковь представляет собой единую мировую организацию, главой которой является папа римский, а центром – государство Ватикан.

Среди догматических различий следует прежде всего назвать различное понимание главного положения Символа Веры – догмата о Троице. Православие утверждает, что Бог Дух Святой исходит только от Бога Отца, тогда католицизм признает источником Бога Духа Святого не только Бога Отца, но и Бога Сына.

Литургические различия – это различия в обрядах, в культовой практике, разное отправление таинств. Так, в католицизме в таинстве причащения, или евхаристии, «кровь Христову», как и «тело Христа» в виде облатки (хлеба особой выпечки), вкушают только священнослужители, мирян причащают лишь хлебом. В православии причастие под двумя видами (и вино, и хлеб) принимают и священнослужители, и миряне. Различно и отправление таинства крещения – в православии младенца окунают в воду, в католицизме – кропят или обливают водой. В православном храме верующие молятся стоя, в католическом – сидя; в православии богослужение сопровождается только хоровой музыкой, в католицизме добавляется и инструментальное сопровождение. Существуют и литургические отличия в убранстве церкви и т.д.

 

    1. Разновидности христианства.

В ходе формирования христианство распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. В каждой из этих ветвей началось формирование собственной, практически не совпадающей  с другими ветвями, идеологии. Рассмотрим три наиболее значительных направления.

Католицизм. Слово «католицизм» означает - всеобщий, вселенский. Его истоки идут от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был Апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи. Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Протестантизм. Протестантизм — одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви.

 Суть протестантства  заключается в следующем: божественная  благодать даруется без посредничества  церкви. Спасение человека происходит  лишь через его личную веру  в искупительную жертву Иисуса  Христа. Миряне не отделяются  от духовенства - священство распространяется  на всех верующих. Из таинств  признаются крещение и причастие.  Верующие не подчиняются папе  Римскому. Богослужение состоит  из проповедей, совместных молитв  и пения псалмов. Протестанты  не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения  и иконы.

Информация о работе Христианство