Христианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:37, статья

Описание работы

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.

Христианство зародилось на Востоке Римской империи (в Палестине) в I веке н. э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира — её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, то есть почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.

Файлы: 1 файл

Христианство.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Христианство

[править]

Материал из Википедии — свободной  энциклопедии Христианство

Портал:Христианство

 

 

Библия

Ветхий Завет · Новый Завет

Апокрифы

Евангелие

Десять заповедей

Нагорная проповедь

 

Троица

Бог Отец

Бог Сын (Иисус Христос)

Святой Дух

 

История христианства

Хронология христианства

Раннее христианство

Апостолы

Вселенские соборы

Великий раскол

Крестовые походы

Реформация

 

Христианское богословие

Грехопадение · Грех · Благодать

Искупительная жертва

Спасение · Второе пришествие

Богослужение

Добродетели · Таинства

 

Ветви христианства

Католицизм · Православие

Протестантизм

Антитринитарии

п·о·р

 

 

Христиа́нство (от греч. Χριστός —  «помазанник», «мессия») — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и  исламом входит в группу авраамических  религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.

 

Христианство зародилось на Востоке  Римской империи (в Палестине) в I веке н. э. Основателем считается  Иисус Христос. В настоящее время  христианство является одной из самых  распространенных религий мира — её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, то есть почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.Содержание [убрать]

1 Возникновение христианства

2 Численность христиан

3 Христианские конфессии и учения 

3.1 Католицизм

3.2 Православие

3.3 Древневосточные церкви

3.4 Протестантизм

4 Вероучение 

4.1 Теология

4.2 Основные черты христианской  религии

4.3 Христология

4.4 Христианская антропология

4.5 Учение о таинствах

5 История христианской церкви 

5.1 Доникейский период (I— начало IV века)

5.1.1 Апостольский  век

5.1.2 «Апостольские  мужи»

5.1.3 «Апологеты»

5.1.4 Христианизация  Армении и Грузии

5.2 Период  Вселенских Соборов (IV—VIII вв.)

5.2.1 Расцвет  монашества в Египте, Сирии и Палестине

5.3 Период  после Вселенских Соборов (IX—XI вв.)

5.3.1 Разделение  церквей (формально 1054 г.)

6 Святые

7 Отрицание  и критика христианства

8 Примечания

9 Ссылки

10 См. также

11 Литература

12 Критические  исследования

13 Ссылки

 

 

[править]

Возникновение христианства

Основная статья: Зарождение христианства

 

Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте  мессианских движений иудаизма. Уже  во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской  империи.

 

Корни христианского вероучения связаны  с иудаизмом и учением Ветхого  Завета (в иудаизме — Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иошуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в  Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.

 

По свидетельству новозаветного  текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное  «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.

 

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины  и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

 

Некоторые исследователи утверждают, что христианство основано не на исторической фигуре, а  скорее на мифическом создании.[1] С этой точки зрения предполагается, что идея Иисуса это скорее еврейское олицетворение панэллинского культа, подобно Озирис-Дионису,[2], в котором признавалась неисторическая фигура личности. Писатель Брайен Бренстон утверждал, что христианство впитало в евангельскую историю об Иисусе множество мифологических рассказов и традиций. Согласно Бренстону, основная часть этих традиций взята из греко-римских религий.[3]

 

Но, позиция, что Иисус не был исторической фигурой, редка среди исследователей Библии.[4][5][6][7]

 

[править]

Численность христиан

 

Распространение христианства в мире:

Красный — 50-100 % населения

Жёлтый  — 11-49 % населения

Синий — 1-10 % населения

Серый — 0-0.9 % населения

 

В настоящее  время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд [8], из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн[9], в Латинской Америке — около 380 млн[10], в Северной Америке — 180—250 млн (США — 160—225 млн [11], Канада — 25 млн[12]), в Азии — около 300 млн [13], в Африке — 300—400 млн [14], в Австралии — 14 млн [15].

 

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — более 1 млрд, протестантов — около 400 млн (в том числе 100 млн  пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) — около 240 млн, англикан — около 70 млн, а последователей Армянской Апостольской церкви — 10 млн.[16]

 

Количество приверженцев христианства по странам в процентах.

 

Христианские конфессии и учения

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

Католицизм

Православие

Протестантизм

 

[править]

Католицизм

Католическая церковь 

Римско-католическая церковь

Восточно-католические церкви

Старокатолики

 

[править]

Православие

Вселенская Православная церковь 

Автокефальные православные церкви

Старообрядчество 

Поповство

Беспоповство

Беглопоповство

Духовное христианство

 

[править]

Древневосточные церкви

 

Церкви, не принявшие исповедание  веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня  Древневосточными (см. неполный список ниже); некоторые из них исторически  вышли из общин монофизитов и  несториан. Официально они не имеют евхаристического общения с современным православием.

Армянская Апостольская Церковь[17]

Коптская Церковь [18]

Сиро-яковитская православная церковь

Маланкарская православная церковь

Ассирийская Церковь (несториане)

 

[править]

Протестантизм

Адвентисты Седьмого Дня

Англиканская церковь

Баптизм

Евангельские христиане

Кальвинизм

Квакеры

Лютеранство

Меннонизм

Методизм

Молоканство

Пресвитерианство

Пятидесятники

Харизматы (неопятидесятники)

 

[править]

Вероучение

 

[править]

Теология

 

См. также: Троица

 

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем многие направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Логос, Святой Дух) единых по своей божественной природе, но различных по действию.

 

[править]

Основные черты христианской религии

1) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности  Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод  к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица);

Троица. Работа Андрея Рублёва

 

2) понятие о Боге как абсолютно  совершённом Духе, не только абсолютном  Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

3) учение об абсолютной ценности  человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного  Богом по Своему образу и  подобию, и учение о равенстве  всех людей в их отношениях  к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать;

4) учение об идеальном назначении  человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»);

5) учение о полном господстве  духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка  материи, как её Творец: человеку  Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

6) одинаково далеко как от  материализма метафизического и  морального, так и от ненавистничества  по отношению к материи и  материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в

Благовещение

 

7) учении о воскресении плоти  и о блаженстве воскресшей  плоти праведников вместе с  их душами в просветлённом,  вечном, материальном мире и

8) во втором кардинальном догмате христианства — в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они — только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

 

Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют:

1) существенная метафизичность  её содержания, делающая её неуязвимой  для научно-философской критики  и

2) для католических церквей  Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого — учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.

 

[править]

Христология

Основная статья: Христология

 

Христология — это учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это  Богочеловек — не полубог или  герой, но существо, соединяющее в  себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

 

[править]

Христианская антропология

 

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию  Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

 

[править]

Учение о таинствах

 

С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят  человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

 

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и  вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Ефес. 5:22,32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

 

[править]

Информация о работе Христианство