Шпаргалка по "Религиоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Религиоведение".

Файлы: 1 файл

зачёт религиоведение.docx

— 64.16 Кб (Скачать файл)

Согласно опубликованному  Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный  собор, Архиерейский собор и Священный  синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными  и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Поместный собор решает все  вопросы, касающиеся внутренней и внешней  деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным  Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний  собор был созван в январе 2009 года.

Архиерейский cобор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими  соборами». Состоит из председателя — Патриарха (или Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Высший церковный совет  — новый исполнительный орган, действующий  с марта 2011 года при Патриархе  Московском и всея Руси и Священном  синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

32. Католицизм  как разновидность христианства. Особенности вероучения.

Католицизм – западная разновидность христианства. Его  истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

   Католицизм, как одно  из направлений христианской  религии, признает ее основные  догмы и обряды, но имеет ряд  особенностей в вероучении, в  культе, в организации.

33. Особенности  культовой системы католицизма.

1. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности.

2. Источником вероучения  католики признают Священное  писание (Библию) и святое предание, которое включает в себя постановления  вселенских сборов католической  церкви и суждения пап.

3. Добавление к символу  веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына.

4. Особенностью католицизма  является экзальтированное почитание  богоматери, признание легенды о  непорочном зачатии Марии её  матерью Анной, и её телесном  вознесении после смерти на небо.

5. Духовенство даёт обет  безбрачия – целибат. Утвердился  в 13 веке, чтобы не допустить  раздела земель между наследниками  священнослужителя. Целибат –  одна из причин отказа многих  католических священников в наши  дни от сана.

6. Догмат о чистилище.  У католиков это промежуточное  место между раем и адом, где  души грешников, не получившие  прощения в земной жизни, но  не отягощенные смертными грехами,  прежде чем получить доступ  в рай, горят в очищающем  огне. Это испытание католики  понимают по-разному. Одни трактуют  огонь как символ, другие признают  его реальность. Судьба души в  чистилище может быть облегчена,  а срок пребывания её там сокращён «добрыми  делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» - молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви.

7. Католицизму присущи  пышный театрализованный культ,  широкое почитание реликвий (останки  «одежды Христа», кусочки «креста,  на котором Он был распят»,  гвозди, «которыми Его прибивали  к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

8. Индульгенция – папская  грамота, свидетельство об отпущении  как совершённых, так и не  совершённых ещё грехов, выдаваемая  за деньги или за особые  заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами  тем, что католическая церковь  якобы обладает неким запасом  добрых дел, совершённых Христом,  Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.

9. Церковная иерархия  основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая  жизнь и через папу и всю  структуру церкви нисходит до рядовых её членов.

10. В Католической церкви существует семь таинств:

·         крещение

·         брак

·         миропомазание (конфирмация)

·         евхаристия

·         исповедь

·         елеосвящение

·         священство.

34. Управление Римской  католической церковью.

35. Протестантизм:  возникновение и основы вероучения.

ероучение протестантизма фундируется двумя базисными основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Принцип sola fide предполагает предельную артикуляцию статуса веры как в рамках протестантизма  в целом, так и в рамках сотериологии (греч. soterion — спасение, logos — учение) в особенности. Протестантизм подразумевает убежденность в совершенной ясности Библии, только приобщение, к которой спасает человека. Для понимания не нужно никаких посредников (т. е. клира, что фундирует основополагающую идею протестантизма  о священстве всех верующих), никакой традиции (предания) — для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливо-пассивном восприятии истин Писания, но об особом состоянии, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя. В принципе sola scriptura выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия: только то, что указано в Св. Писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Однако нельзя считать протестантами тех, кто отрицает земную Церковь: Протестантизм пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в Древней Церкви (от идеи "общества свободных во Христе" у Лютера до современных версий ривайвелизма — движения за возрождение идеалов Апостольской Церкви).

36. Основные направления  протестантизма.

Протестантизм разделяет  общехристианские представления о  бытии Бога, Его триединстве, о  бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек  может получить прощение грехов верой  в Иисуса Христа, Верой в Его  смерть за грехи и немощи всех людей  и в Его воскресение из мёртвых. Они не признают католического чистилища, отвергают католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый  Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

   В протестантизме  упразднены многие таинства (за  исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута  молитва за умерших, поклонение  святым и праздники в честь  святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены  от алтарей, икон, статуй, колоколов.  Отсутствуют монастыри и монашество.

   В разных протестантских  направлениях понятия обряда  и таинства могут иметь различное  содержание. В случае, если признаются  таинства, то их два:

1. крещение

2. причащение.

Протестантизм выдвинул три  новых принципа:

спасение личной верой

священство всех верующих

исключительный авторитет  Священного писания.

37. Ислам как  мировая религия. История возникновения.

Ислам — последняя из мировых религий. Она возникла в  эпоху раннего Средневековья  на Аравийском полуострове. Слово «ислам»  в переводе с арабского означает «покорность», предание себя Богу. Появление  ислама явилось закономерным результатом  развития аравийского общества и  эволюции религиозного сознания народов  Аравии.

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские  арабы — один из многих семитских  народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно  выделить доисламские древние верования  и культы, иудаизм, христианство и  маздеизм.

Доисламские религиозные  культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов - сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога - Илляха - было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям - колодец, расположенный напротив храма.

 

38. Ислам: особенности  вероучения.

Вероучение ислама до большинства  верующих доходило в устной форме  проповедей и в виде священных  заповедей, составляющих для каждого  правоверного комплекс правил поведения. Ислам насчитывает пять основных обязанностей мусульманина — исповедание, молитва, пост, милостыня, хадж.

Исповедание — центральный  принцип в исламе. Чтобы стать  мусульманином, достаточно произнести фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и  Мухаммед — пророк его». Произнеся  эту фразу, человек становится покорным Аллаху и обязан соблюдать остальные  обязанности правоверного.

Молитва - ритуальное состояние  покорности, при котором определенные телодвижения так же важны, как и  сопровождающее их состояние ума. От молитвы могут быть освобождены  больные, немощные и дети. Кто не молится пять раз в день — неверные. Молитву положено совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Обычно се совершают  индивидуально. Перед молитвой необходимо совершить омовение: мыть руки, ноги, лицо или все тело. Если рядом  нет воды, можно совершить омовение песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, повернувшись лицом  к Мекке, на специальном коврике. Вначале необходимо сообщить о своем  намерении совершить молитву. Во время молитвы необходимо выполнить  определенное количество ритуалов (ракатов). Чтобы правоверные не забывали о времени молитвы, при мечетях воздвигаются высокие башни - минареты, откуда служители — муэдзины возвещают азан - призыв к молитве. В выходные, праздничные дни, а также по особым случаям совершаются молитвы в мечетях в полдень. На такую молитву собирается все взрослое мужское население обшины. Женщины молятся отдельно от мужчин, стоя сзади или в специальной секции мечети, отгороженной ширмой.

Пост в течение всего  месяца рамадан осуществляется в  светлое время суток и распространяется на прием пищи, питье жидкости, курение  и сексуальную активность. Во время  поста приветствуются размышления  на религиозные темы. Особенно достойным  занятием считается чтение вслух  Корана на протяжении всего месяца. Согласно преданию. Коран снизошел на землю 27 числа месяца рамадан  — в «Ночь Могущества».

39. Культовая система  ислама.

Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» — Коране (араб. куран — чтение). Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения. 
 
В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.^ Вера в единого бога Аллаха составляет . фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джабраил, Микаил, Асрафил, Азрил, ангелы смерти — Накир и Мункаф, страж рая — Ридвана, страж ада — Малика и воплощение зла—Иблис, которого проклял Аллах. 
 
Для ислама характерна также вера в пророков: В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Пух (Ной), Иса (Иисус). Однако главное значение придается «печати пророков», «посланнику Аллаха» — Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха».

Информация о работе Шпаргалка по "Религиоведению"