Шпаргалка по "Религиоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Религиоведение".

Файлы: 1 файл

зачёт религиоведение.docx

— 64.16 Кб (Скачать файл)
  1. Религиозные организации. Типология.

Церковь и секта.

Критерии для типологии  новых религиозных организаций  выделяются, как правило, следующие:

по характеристике объекта  поклонения, то есть принятого идеала;

по отношению к личности, то есть, какую ценность имеет личность в

данном учении;

по характеристике основателя;

по вопросам преемства божественных качеств;

по особенностям обрядов, ритуалов, служений, действий.

10. Основные подходы  к проблеме происхождения религии.

11. Родоплеменные  религии.

Тотемизм обычно определяют как веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником

 магия (греч. magica — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий, возможно, оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. На магию впервые обратил особое внимание английский антрополог и этнограф Д Фрэзер (1854—1941). Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной науки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

В магии таинственной силой  наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы — фетиши. Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии как фетишизм.

Фетишем может стать любой  предмет, почему-то поразивший воображение  человека: камень необыкновенной формы  или расцветки, зуб животного, кусок  дерева и т. д. Не важно, какой это  предмет — это может быть и  обычный булыжник. Важно, что за ним  замечено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и что-то ценное нашел. Эту находку он связал с действием этого булыжника. Отныне он, чтобы иметь удачу, окружает этот булыжник заботой, старается его не раздражать. Правда, если этот булыжник больше никогда не принесет удачу, он может в конце концов рассердиться на него, подвергнуть наказанию или забросить..

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этнографом Э. Тейлором (1832—1917) в его работе «Первобытная культура». Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия. Однако такое утверждение противоречило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие верования, связанные с тотемизмом и фетишизмом, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которыми связаны эти представления, не мыслятся как душа.

Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

 

12. Тотемизм.

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают  как одну из древнейших и универсальных  религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти  во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм — представление  о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный  союз с тем или иным природным  объектом — тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным  явлением

13. Фетишизм.

В магии таинственной силой  наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы —  фетиши. Отсюда проистекает такая  повсеместно распространенная форма первобытной религии как фетишизм.

Фетишем может стать любой  предмет, почему-то поразивший воображение  человека: камень необыкновенной формы  или расцветки, зуб животного, кусок  дерева и т. д. Не важно, какой это  предмет — это может быть и  обычный булыжник. Важно, что за ним  замечено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и что-то ценное нашел. Эту находку  он связал с действием этого булыжника. Отныне он, чтобы иметь удачу, окружает этот булыжник заботой, старается его  не раздражать. Правда, если этот булыжник больше никогда не принесет удачу, он может в конце концов рассердиться на него, подвергнуть наказанию или забросить.

14. Анимизм.

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этнографом Э. Тейлором (1832—1917) в его работе «Первобытная культура». Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия.

Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

15. Магия.

магия (греч. magica — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий, возможно, оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. На магию впервые обратил особое внимание английский антрополог и этнограф Д Фрэзер (1854—1941). Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной науки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

16. Понятие и  типы религиозного опыта.

Понятие религиозного опыта  включает в себя такие аспекты, как  изумление перед бесконечностью космоса, трепет и ощущение тайны  в присутствии священного, ощущение зависимости от божественной силы или  невидимого порядка вещей, чувство  вины и беспокойство, сопровождающее веру в божественное правосудие, и  ощущение мира и покоя в надежде  на божественное прощение. Некоторые  мыслители указывают на религиозный  аспект смысла жизни и индивидуальной судьбы.

1. Мистик - тип созерцателя. Состояние, к которому стремится мистик, называется просветлением и предполагает предварительное очищение. Хотя мистицизм находит социальное выражение, сам по себе мистик чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности.

2. Пророк - личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк - в высшей степени социальная фигура, т.к. находится все время с людьми и призван быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой религиозный опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее.

3. Священнослужитель - посредник между человеком и божеством. Приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель традиции.

4. Реформатор - личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом.

5. Монах - член религиозного ордена, удалившийся от секулярной жизни в особое уединенное или уже освященное традицией место для приобретения возможности вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований.

6. Монах-отшельник, или пустынник, - человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта.

7. Святой - личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной его форме. Это может быть мученик, доказавший совершенство своей веры страданиями и гибелью, чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее, праведник, достигший особой моральной и духовной высот благодаря безупречной жизни.

8. Теолог - тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме.

9. Основоположник традиции - фигура по своему масштабу превосходит все остальные. Его религиозный опыт уникален и очень интенсивен, так что становится основой новой религии. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт.

17. Понятие национально-государственной  религии и ее особенности.

18. Религия Древнего  Египта.

Религия древних египтян  носила политеистический характер. |, Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между египетским царем  Рамзесом II ; и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподобными -- в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в религии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на t образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум -- человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный ' диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе -- номе и богов -- общеегипетских, почитаемых во всей стране.

Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядочения их взаимоотношений. Исполнители и  организаторы культовых действий -- жрецы -- стремились провести эту работу. На основе этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида -- богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

Особую роль в Древнем  Египте играло обожествление фараона. Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением божества в  человеческом облике, богочеловеком.

Египтяне представляли своих  богов могущественными и грозными. Боги создали людей с одной  целью, чтобы заставить их служить  себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства  богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе благоволение богов, должны были ревностно служить  им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились  храмы, создавались статуи богов, содержалось  огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выделились в  особую касту. Они обладали большой  силой и влиянием в стране прежде всего потому, что совершали все  необходимые для жизнедеятельности  государства и отдельных его  членов обряды. Считалось, что без  этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший  не попадет в загробное царство. Кроме того жрецы выполняли ряд  важных государственных функций  по ведению хозяйства, вели астрономические  наблюдения, писали законы и т. д.

19. Религия Древней  Месопотамии.

Здесь постоянно шел процесс видоизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большинство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообразный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифологии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представление о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным установлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих государств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небесными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах видели первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помощью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.

 

С мифологическими представлениями  месопотамской цивилизации связаны  и особенности культа. Центром  культовой деятельности был храм. Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного  обитания. Все горожане, включая  рабов, принадлежали определенному  храму и назывались в соответствии с именем бога -- покровителя этого  храма. Руководство храмами, организацию  и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности государства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продукции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль последней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.

20. Религия Древней  Греции. Мифология.

Окружающий человека мир  воспринимался древним греком как  населенный различными демоническими  силами -- духами, которые были воплощены  в священных предметах, существах  и явлениях, которые обитали в  пещерах, горах, источниках, деревьях и  т. д. Это могли быть и звероподобные  и человекообразные существа типа сатира Силена -- одновременно демона источников и в то же время демона плодородия. Отзвуки подобных верований мы встречаем  и в более поздний период. Таким  существом является знаменитый Пан -- сын бога Гермеса и нимфы  Дрионы. Он изображался с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой.

Догомеровская религия основана на культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается. Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение древнего грека этого периода в какой-то мере, воспроизведено в «Теогонии» Гесиода (Vie. до н.э.). Вначале существовал лишь вечный безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса -- весь мир и бессмертные боги. Из хаоса произошла и богиня Земли -- Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар -- ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая любовь -- Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный мрак -- Эреба и темную ночь -- Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный свет -- Эфир и радостный светлый День -- Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благородная земля породила беспредельное голубое небо -- Урана и раскинулось Небо над землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море и нет у них отца.

Информация о работе Шпаргалка по "Религиоведению"