Шпаргалка по "Религиоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Религиоведение".

Файлы: 1 файл

зачёт религиоведение.docx

— 64.16 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет религиоведения.

Ядро религиоведения составляет философия религии, которую можно  понимать двояко, либо как религиозная  философия, либо как философствование о религии.

 Религиозная философия  – это картина мира в тех  или иных вероучениях, включающая  в себя ответы на вопросы:  что такое человек? что есть  внешний мир? что я должен  делать? В той или иной форме  все религии дают ответы на  эти фундаментальные вопросы,  а некоторые и еще и углубляются  в такие темы как устройство  вселенной, причинно-следственная  зависимость, понятия времени,  пространства, сущего, сознания

Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено по крайне мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальным понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи антропологии, медицины, психологии, педагогики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения мировоззренческих проблем

  1. Отличительные особенности теологии и религиоведения.

Объектом исследования религиоведения является религия. Религия – тип мировоззрения и мироощущения, одна из областей духовной жизни, а также основанные на вере в реальное существование Бога (шире – высшей силы) и чувстве связанности с ним, зависимости от него, почтения и почитания его, поведение и совершение соответствующих религиозной вере действий. В настоящее время существует более 200 определений религии, среди которых можно выделить эксклюзивистские, настаивающие на абсолютности какой-либо одной религии и, соответственно, содержащие только ее дефиницию (например, определения религии христианскими авторами, восходящие к Лактанцию) и инклюзивистские, дающие чрезвычайно широкую дефиницию религии, под которую можно подвести по существу любое социальное явление (например, определение религии у Э. Фромма). Предметом исследования религиоведения являются различные стороны существования религии.

Объектом изучения теологии является Бог – одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения. В число атрибутивных характеристик Бога входят совершенные качества: Бог является всемогущим, всеблагим, всеведущим, всепрощающим, вечным и т. п. Предметом изучения теологии является самообнаружение Бога в мире, потому что иным способом изучить Бога как потустороннюю, внеземную, сверхъестественную сущность, нельзя. Согласно теологической точке зрения, религия – это связь человека с Богом, некое субъектно-объектное отношение, где в качестве субъекта выступает верующий человек (шире – религиозная группа, община, общество), а в качестве объекта – Бог.

В отличие от теологии задачей  религиоведения является объективное  и беспристрастное исследование религии как социокультурного феномена и отдельных конкретных религий  в их историческом развитии.

  1. Развитие представлений о религии.

Каждая конкретная религия  должна рассматриваться исторически, в контексте мировой истории, определение же сущности религии  должно быть философским, вычленяющим  элементы, присущие всем религиозным  формам.

Так было положено начало объективному изучению религии, утвердилось в  качестве автономной науки религиоведение, а в его рамках к концу XIX —  началу XX в. получила развитие в первую очередь история религии.

Исследование религии  как исторического феномена шло  в нескольких направлениях. И. Я. Бахофен (1815 — 1887) попытался описать развитие человечества (от промискуитета к матриархату и от него к патриархату) как историю форм его самовыражения в религиозных символах; он открыл древнейшую культуру матриархата и описал ее религиозный аспект. В то же время Бахофен 13 утверждал важность всех исторически существовавших форм проявления религии.

Научному исследованию было подвергнуто также само христианство: Библия, жизнь Христа, история церкви и христианской догматики. В Германии много было сделано в этой области  Ф.Х. Бауром (1792 — 1860), во Франции - Э. Ренаном (1823 — 1892), который пытался осмыслить евангельские легенды, исключая из них все сверхъестественное, и с позиции исторического рассмотрения критически оценить традиционное религиозное истолкование христианства. Будучи христианином, разделяя и принимая христианские доктрины, Ренан полагал, что изучение религии требует свободы ученого в поисках истины и что ученый должен руководствоваться единственно лишь стремлением к ее установлению.

Изучая историю религии  в различных цивилизациях, ученые приходят к важному выводу, что  корни религиозных представлений  и обычаев следует искать в  том обществе, в котором они  существуют, что важно определить функции обрядов, обычаев, представлений  в данной социальной структуре, Исторические исследования приводили, таким образом, к пониманию религии и как  элемента социальной среды, к необходимости  дополнения исторических методов изучения религии социологическими.

Эти исследования привели  к пониманию того, что религиозную  историю человечества можно сравнить с геологической историей земной коры: в процессе ее не происходит полного разрушения того, что было прежде, но на одни, более древние пласты налагаются другие. Поэтому возможно и весьма важно в исторических исследованиях выявлять сходства между религиозными феноменами, существовавшими в разное время и на разных территориях, определяя заимствования, влияния ранее существовавших религий на более поздние.

 

 

  1. Основы концепции сущности религии.

Объективно-идеалистическая  концепция в том или ином варианте – философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе.

Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии  является признание ее сверхъестественного  источника: Бога, Абсолюта, вообще –  трансцендентного.

Субъективно-идеалистическая  концепция объяснения сущности религии берет свое начало в трудах немецкого протестантского священника и богослова Фридриха Шлейермахера. От Шлейермахера идет развитая многими его последователями тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний. Он писал в этой связи: «Не всякий имеет религию, кто верит в какое-либо священное писание, а лишь тот, кто понимает его живо и непосредственно… Ценность человеческой религии определяется тем, как человек сознает божество в чувстве, а не тем, как он всегда несовершенно отображает религию в понятии».

Натуралистическая (биологизаторская) концепция религия

Согласно этой концепции, религия рождается внутренними  потребностями человеческого организма  – его инстинктами, влечениями, физиологическими реакциями. Так, американский религиовед Р. Бэрхоу считает, что религиозные символы имеют «генетическую, то есть биохимическую основу, которая заложена в сложных структурах мозга и которая проявляется в сфере бессознательного».

Психоанализ также создал один из вариантов натуралистического объяснения религии. Зигмунд Фрейд  – основатель психоанализа в работах  «Тотем и табу. Психология первобытной  культуры и религии», «Будущее одной  иллюзии», «Моисей и монотеизм» попытался  применить психоанализ для объяснения возникновения религии. Все социальные явления, всю человеческую культуру Фрейд рассматривал как систему  запретов, с помощью которой общество подавляет враждебные ему влечения человека, и прежде всего его сексуальный  инстинкт – «либидо».

Атеистическая концепция  религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Согласно марксизму, религия имеет социальную природу, поскольку «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Согласно марксизму, «всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Какие же внешние силы имеются в виду?

Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически  овладеть и которые оказывают  на его жизнь разрушительное воздействие. Однако сами по себе природные факторы  религию не порождали. Она возникла как результат неспособности  людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем  развития материального производства. Следовательно, корни религии всегда носили социальный характер.

 

  1. Понятие религии. Традиции религии.

Религия — особая форма  осознания мира, обусловленная верой  в сверхъестественное, включающая в  себя свод моральных норм и типов  поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Традиции: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

  1. Особенности религиозной веры.

Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Сверхъестественное, согласно религиозному вероучению, есть нечто, не подчиняющееся  законам окружающего нас материального  мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов.

С позиций материалистического  мировоззрения идеи и образы сверхъестественного  представляют собой фантастическое отражение в головах людей  тех реальных сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Иначе говоря, сами по себе сверхъестественные силы и сущности объективно не существуют, они являются иллюзорными объектами, созданными человеческим воображением. Однако для религиозного человека эти  иллюзорные объекты реальны, ибо он верит в их существование.

Специфика предмета религиозной  веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной  веры в системе индивидуального  и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием  и практикой.

Эти особенности трактовки  сверхъестественного предмета веры и самой веры объясняют в известной  мере тот факт, что в сознании религиозных людей на протяжении длительного времени могут совмещаться  религиозные верования и научные  представления. Нередко кажется  странным, как противоречащие друг другу с точки зрения содержания идеи и представления могут «сосуществовать» в сознании одной и той же личности. Чтобы это понять, следует учитывать, что религиозные догматы верующими как бы исключаются из сферы обычных представлений, подлежащих практической и теоретической проверке.

  1. Религиозное сознание.

Религиозное сознание —  это причастность определённым религиозным  идеям и ценностям, а также  принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой религии: я буддист или я православный.   Члены   одной   религиозной   группы   также определяют себя, например: мы мусульмане. Это уже  коллективный уровень религиозной идентичности.

Религиозное сознание может  формироваться в человеке в разные периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через  включение человека в систему  религиозных отношений и через  восприятие религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное  сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в религиозной  семье) и местного окружения, а также  под влиянием религиозных наставников и проповедников.

Иногда человек становится верующим в результате внутреннего  потрясения (или кризиса) и последовавшего за этим эмоционального, психологического выбора. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей личности. Этот процесс обретения и поддержания  религиозной идентичности называют религиозным опытом. Религиозный  опыт человека и группы с течением времени оформляется в стереотипную картину мира и в представление  о том, что значит быть, например, христианином или мусульманином, чем  и почему члены данной группы отличаются от последователей других религий.

  1. Религиозный культ.

Религиозный культ — религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.

Наиболее развиты в  язычестве, которое фактически состоит  из разнообразных культов: тотемический культ, погребальный культ, промысловый  культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно также выделять виды культов по объектам: культ  солнца, культ неба, культ воды, культ  животных (зоолатрия), культ растений, культ огня, культ предков, культ  царя и т. д. Для каждого языческого божества существовал свой культ, например, культ Ваала, культ Астары и др.

Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды) и относящиеся к ним  предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями культа неразрывно связаны более  или менее расчленённые системы  религиозных верований, чувств, а  также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная  организация). В более узком смысле под культом понимают только те религиозные  отношения, которые связаны с  верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие культа не включаются магические (колдование) обряды и обряды заклинания духов (экзорцизм).

Информация о работе Шпаргалка по "Религиоведению"