Шпаргалка по "Религиоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Религиоведение".

Файлы: 1 файл

зачёт религиоведение.docx

— 64.16 Кб (Скачать файл)

В древнегреческом культе широко использовалось предсказание судьбы - прорицательство.

21. Религия Древнего  Рима.

Религия Древнего Рима прошла те же стадии эволюции, что и другие религии Древнего Востока и Древней  Греции. О пережитках тотемических верований свидетельствует легенда  об основателях Рима -- братьях Ромуле и Реме, которых выкормила волчица. Завоевание римлянами Древней Греции, культура которой находилась на значительно  более высоком уровне развития, оказало  влияние на все сферы жизни  римского общества, в том числе  и на религию. Римляне заимствовали у древних греков, по сути дела, весь пантеон богов, а также связанную  с ними обрядность. Греческие боги в Риме получили новые имена и  новую прописку. Зевс -- Юпитер, его  жена Гера -- Юнона, Деметра -- Церера, мойры -- Парки и т. д. Господствующей формой религии Римского государства в  классический период был культ полисных богов, центральная роль в котором отводилась культу покровителя Рима -- Юпитеру. Для совершения различных обрядов в центре города на капитолийском холме императором Тарквинием Гордым был сооружен величественный храм Юпитеру.

22. Индуизм: основы  вероучения, основные направления. 

Индуизм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма ,что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Согласно Большой советской энциклопедии, «Конституция Индии включает в индуизм также буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями».

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина[9][10]. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, мокша и йога.

В индуизме существует большое  количество священных писаний, которые  делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.

23. Иудаизм: возникновение  и основы вероучения.

Иудаизм -- это религия, которая  оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении  иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая  тенденция рассматривает иудаизм  под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского  вероучения. При этом критикуется  собственно иудаистское, как неподлинное  искажение «истинной веры». Другая традиция рассматривает иудаизм  как самоценное религиозное образование, национальную религию евреев. Логике и целям нашего изложения более  соответствует второй подход, поскольку  мы в этом разделе анализируем  национальные религии. В этом случае представляется нам, надо раскрыть содержание данной религии самой по себе, безотносительно  тех влияний, которые она оказала  на другие религиозные культовые  системы. Анализ этих влияний должен быть проведен в соответствующее  время, когда будет рассматриваться  тема возникновения христианства.

Два положения:

Первое -- евреи обязаны  признать, что Бог Яхве -- это не просто один из богов, пусть даже самый  сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе -- еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным.

 

 

24. Даосизм.

 

Даосизм, 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. название — "Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время — "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6—5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4—3 вв. до н. э.

В центре учения, изложенного  в "Чжуан-цзы" в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии "Чжуан-цзы", а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописи (в особенности пейзажной). В трактате "Лао-цзы" понятие "дао" приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного "Чжуан-цзы" абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане — проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.

25. Конфуцианство.

Конфуцианство— этико-философское  учение, разработанное его основателем  Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его  последователями и вошедшее в  религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»); «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке.

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфунцианские нормы и ценности стали общепризнанными.

26. Буддизм как  мировая религия, основы вероучения.

По представлению верующих в буддизм, каждое живое существо, которе достигло  высшей святости, способно стать буддой, то есть стать просветленным. Один из таких будд, который был прозван в своей земной жизни Шакьямуни, поведал людям некое учение о спасении. Теперь это учение последователи Шакямуни называют “дхарма”, что с санскрита переводится как “закон”, “учение”. С тех пор под термином “будда” чаще всего имеют в виду именно Шакьямуни.

Буддисты признают “четыре благородные истины”, возвещенные Буддой, в которых, по сути, изложена вся сущность данной религии:

1. Всякое существование - страдание.

2. Причина страдания – в самом человеке – жажда жизни, власти, наслаждений, богатства и привязанность к жизни в любой форме.

3. Остановить страдания возможно – освободиться от жажды к жизни; достичь состояния отсутствия всякого сильного чувства и подавления всякого желания.

4. Существует “благородный срединный восьмеричный путь”, который состоит из “праведного стремления, праведного воззрения, праведной речи, праведной жизни, праведного поведения,  праведного созерцания, праведного учения, праведного размышления”.

Буддизм учит тому, что каждый человек сам создает свою судьбу, а также форму каждого своего перерождения. Сила, определяющая черты перерождения, называет “карма”.

Карма – это  так называемая сумма всех помыслов и поступков существа за все его  предыдущие перерождения. В отличие от многих религий, в буддизме существо имеет свободу выбора, не смотря на карму, и в этой частичной свободе и заложен путь к спасению, по мнению буддистов.

27. Региональные  формы буддизма: чань-буддизм и ламаизм.

Китайский буддизм получил  название чань-буддизм. Слово «чань» (японский вариант «дзен» произошло от индийского «дхъя-на » — сосредоточение, медитация). По преданию чань-буддизм принес в Китай буддийский проповедник Бодхидхарма в VI в. н. э. Свое развитие чань-буддизм получил в работах Хуанженя (605—675), Хуан-Нэня (638—713), Мадзу (709—788). 
 
Чань-буддизм в какой-то мере созвучен даосизму. Их объединяет понимание главной цели религиозной жизни — освобождения как процесса внутреннего слияния человека с миром, вплоть до отказа от своего собственного «Я», а формой осуществления такого слияния выступает недеяние, в котором, по мнению этих двух религиозно-философских учений, реализуется истинная природа человека.  
 
Таким образом, с точки зрения чань-буддизма, достичь просветления — значит воссоединиться с изначальной и всеобъемлющей природой Будды, а для этого вовсе не требуется изнурительная сидячая медитация, или бесконечное повторение священных текстов. Последователь чань-буддизма исходит из установки: Если Будда уже есть внутри нас и тогда нужны не специальные усилия, или в нас нет Будды, и тогда все усилия бесполезны. Поэтому главной формой обретения Будды является недеяние. 
Еще одной разновидностью буддизма является ламаизм. Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках произошло от слова «лама» названия монаха или жреца. Ламаизм сформировался в VII в. н. э. На территорию Монголии проник в конце XVI в. На территорию России ламаизм проник в XVIII веке и получил распространение среди бурят, тувинцев и калмыков. 
 
Вероучение ламаизма содержит довольно примитивную космологию. Согласно вероучению ламаизма, Земля является плоским кругом (мандалой), на которой расположены четыре материка, омываемых океаном. Эти материки имеют различную форму: круг, полукруг или трапецию, треугольник и квадрат. Посреди круга возвышается гора Сумеру, вокруг которой движутся Солнце и Луна, от чего происходит смена дня и ночи. Земля лежит на слоне, слон стоит на черепахе, черепаха плавает в море. Когда на земле накапливается много грехов, черепаха начинает шевелиться, от чего происходят землетрясения. Любой факт землетрясения — это сигнал неблагополучия и, следовательно, необходимо усиление культовой деятельности, обращения за помощью к богам.

28. Христианство  как мировая религия. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа.

В центре христианства находится  образ богочеловека -- Иисуса Христа, который своей мученической смертью  на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти  грехи, примирил человеческий род с  Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую  жизнь, путь к воссоединению с  Богом в Божественном царстве. Слово  «Христос» -- это не фамилия и не имя собственное, а как бы титул, звание, присвоенное человечеством  Иисусу из Назарета. Христос переводится  с греческого как «помазанник», «мессия», спаситель. Этим нарицательным именем Иисус Христос связывается с  ветхозаветными преданиями о приходе  на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ  от страданий и установит там  праведную жизнь --Божье царство.

Священной книгой христиан является Библия, которая состоит  из двух частей. Ветхий завет -- священная  книга последователей иудаизма и  Новый завет, излагающий важнейшие  этапы жизни создателя христианства -- Иисуса Христа и основные положения  его учения. Новый завет состоит из четырех Евангелий/Слово «евангелие» в переводе с греческого означает благовествование или Радостная весть. Два из этих Евангелий - от Матфея и от Иоанна, приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа, а два других -- от Марка и от Луки -- ученикам учеников Иисуса Христа. Помимо Евангелий в Новый завет входят «Деяния апостолов» -- первых учеников Христа и проповедников христианства, послания апостолов христианским общинам и, наконец, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. 

29. Православное  вероучение. 

Основу православного  вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры - изложение главных  христианских догматов, безусловное  признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) Вселенскими  церковными соборами. Символ веры предусматривает  веру в единого Бога, который существует в трех равносущных ликах (ипостасях), составлявших Святую Троицу - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого; в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, его крестную жертву ради преодоления первородного греха, воскресение, вознесение на небеса, последующее пришествие на Землю для суда над живыми и мертвыми; а также спасительную силу "единой святой соборной апостольской Церкви".

Особое значение в православном богословии отводится догмату о  Святой Троице. Различие православия  с вероучением других христианских исповедании - учение о Божественном единоначалии в Святой Троице: Бог-Отец как Первоначало рождает Сына и изволит через него Святой Дух. В католическом вероучении это понимается как соучастие Сына в изведении  Святого Духа (формула "филиокве" - "и от Сына"), что с точки зрения православного богословия является ересью.

Священные книги. Главной  священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в  России Священным писанием. Она разделяется  на Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.

Непосредственно за Священным  писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание, В состав Священного предания входят: решения первых семи Вселенских соборов; решения Поместных соборов автокефальных  церквей, признанных общезначимыми; так  называемая патристика (святоотеческая литература) - сочинения восточных "отцов  церкви", установившие чины, каноны и апостольские правила православия. Авторитет западных "отцов церкви" в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.

30. Православная  культовая система.

Культ святых в русской  культуре является показателем поступательного  развития духовной культуры и имеет  опору в очень давних религиозных  традициях. Это особый культурно-исторический феномен. Культ святых имел социальные корни, как и всякий религиозный  культ. Чтобы влиять на умы и души, необходимо было опереться на почитание  религиозных героев в широкой  среде населения. Это были герои, наделявшиеся особого рода исключительностью: положением на выходе за орбиту земного. Святой на своем пограничном (между землей и небом) посту бессменно находился в течение всего земного отрезка жизни. [11, с.70].

Святым надлежало судить "правду" и "кривду", что требовало  от них разрыва с превратным миром  насилия, эксплуатации, всяческой "неправды". Отсюда отшельничество, "пустынножительство" - весь идеально обрисованный образ  жизни святого, его отрешенность "от мира сего".

Главная функция святых - чудотворение. Социальная действительность, в которой правда есть чудо, компенсирует себя верой в чудо как правду. Бессилие спасает себя верой в  чудеса. Святые наделяются способностью вызывать, смотря по надобности, влагу  или солнечное тепло, разгонять  тучи, насылать снег. В этом сказываются  прямые интересы людей труда. Святые чудо творят, делая слепых зрячими, ставя на ноги хромцов, вообще возвращая  здоровье людям.

31. Управление  современной Русской православной  церковью.

Устав определяет Русскую  православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами».

Информация о работе Шпаргалка по "Религиоведению"