Религия и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Религия многогранное, сложное, общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации. В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами. Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня».

Файлы: 1 файл

религия и культура.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы  жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и  постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали  у народов представление о  неизбежности, ниспосланности свыше  тех порядков, которые царят в  мире. Из века в век они складывались в целую систему мировоззрения, согласно которому, от тягот земных удалось бы избавиться в лучшем случае после Страшного суда и второго  пришествия Христа. А до того - приходилось  лишь терпеть и надеяться на воздаяние  в царстве небесном.

Словом, на протяжении долгих веков или даже тысячелетий, нормы  быта и морали, представления и  ассоциации, традиции культуры и литературные произведения - все это формировалось  под сильным воздействием христианской церкви. Хотя, крайне важно учесть, что  влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы существенно  рознилось в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени  способствовало неодинаковым путям, темпам и результатам социальной эволюции европейских стран.

На Западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчок антиклерикализму (светскому) развитию вне русла церковного влияния. На Востоке же слияние православной церкви с государством создало значительно  более мощную систему незыблемой и освященной церковным авторитетом  самодержавно-деспотической традиции, сломать которую оказалось намного  сложнее.

Известно, скольких усилий это  потребовало даже в том, на редкость благоприятном для реформ варианте, который связан с именем и действиями Петра I, энергично и упорно пробивавшего «окно» в Европу. А ведь оно имело  огромное значение: через это «окно» проникали импульсы колоссальной разрушительной силы, способствовавшие преобразованиям, как в общественном устройстве страны, так и в культуре. Добиваясь  своей цели, Петр упразднил даже русский патриархат, место которого занял Святейший Синод, ставший  послушным орудием императора в  его деятельности. «С фасада» Государство  Российское стало светским, но корнями - культурными традициями, все же, уходило в многовековую религиозность, что в свою очередь привело  к глубокому церковному расколу.

 Уже в XI в. церковь  раскололась на западную, католическую, и восточную, православную. Католическая церковь, подчиненная римскому епископу - папе, сохранила строгую централизацию, которая особенно резко проявлялась на фоне политической раздробленности европейских стран в феодальную эпоху. Отдельные герцоги, короли, враждовавшие между собой, не могли противостоять могущественной и жестко централизованной власти католической церкви и ее главы. Католическая церковь сама стала крупнейшим и сильнейшим феодалом, собрав путем разных пожалований и дарений огромные земельные и другие богатства: монастырские и прочие церковные владения. Римский папа претендовал на верховную власть во всем христианском мире, власть не только духовную, но и политическую.

Восточная же, православная церковь, сама распалась на несколько  национальных церквей, подчиненных  светским царям и императорам. Сильнейший из православных иерархов, константинопольский  патриарх, сам был подчинен восточно-римскому (византийскому) императору. Восточная церковь также стала одним из звеньев феодально-крепостнической системы.

В связи с развитием буржуазных отношений, преодолением средневековой схоластики, а также в результате появления в Западной Европе новых, более сильных и сплоченных государств, возник стихийный протест против чрезмерного централизма и неумеренных притязаний католического Рима: от католической церкви начали откалываться различные «протестантские» вероисповедания и секты, отказывавшиеся признать главенство папы; зато они крепко связались со светскими властями. Это были последователи Кальвина в Швейцарии, Лютера в Германии и др. Протестанты весьма упростили культовую обрядность, богослужение, перевели священные книги на национальные языки, чем немало помогли развитию этих языков. Протестантизм в разных его ответвлениях особенно распространился в центральной и северной части Европы. В южной и западной частях Европы протестантизму укрепиться не удалось.

В настоящее время  католицизм господствует в Испании, Португалии, Италии, Франции, Ирландии, Бельгии, Австрии, где, однако, есть некоторое количество протестантов - кальвинистов и лютеран. Католическая религия преобладает среди верующих в Польше, Венгрии и Чехословакии, хотя в двух последних странах немало и протестантов. Католичество господствует также на Мальте и в других малых - государствах Европы - в Монако, Лихтенштейне, Сан-Марино, Андорре, в Швейцарии, в ФРГ. В ГДР сравнительно небольшое число католиков в южных округах, главным образом среди лужичан. В Нидерландах католицизма придерживаются жители южных провинций. Среди верующих англичан католиков около 7%, среди шотландцев - около 15%, в Северной Ирландии - несколько больше трети. Католичество преобладало до недавнего времени также в северо-западной части Югославии (словенцы и хорваты), в Северной Албании. В остальных европейских странах число католиков очень невелико.

Хотя католицизм представляет собой строго централизованную религию, отдельные небольшие группы католиков отказывались уже в  новое время от подчинения римскому папе: так, после принятия Ватиканским  собором в 1870 г. догмата о непогрешимости папы в делах веры небольшая часть  католиков не приняла этого догмата  и образовала особую «старокатолическую»  церковь. Небольшие группы старокатоликов существуют сейчас в ФРГ, Швейцарии  и Нидерландах. В 1920 г. в Чехословакии возникла национальная католическая «чешская церковь», отказавшаяся подчиняться  Риму.

Протестантизм в разных его вероисповеданиях и сектах господствует в настоящее время в Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Финляндии, в большей части ФРГ, в Западном Берлине, причем во всех этих странах распространено лютеранство. Лютеране есть также во Франции (главным образом в Эльзасе), были в Польше (мазуры), в Чехословакии (среди словаков). В Нидерландах и Швейцарии преобладают кальвинисты-реформаты. Кальвинисты есть во Франции, остались среди верующих еще в Венгрии и Чехословакии. В Великобритании и Северной Ирландии распространено несколько ответвлений протестантизма. В Шотландии преобладают кальвинисты-просвитериане, в Англии и Уэльсе - англичане, а также методисты, баптисты и члены других сект, в Северной Ирландии-просвитериане и англичане. Последователи других протестантских сект рассеяны по разным странам, но лишь мелкими группами.

Православие издавна  распространилось из Византии в страны, находящиеся на востоке и юго-востоке Европы. В настоящее время оно составляет преобладающую религию в Греции, было распространено в Болгарии, Румынии, в южной половине Югославии (среди сербов, македонцев, черногорцев), в восточных районах Чехословакии и в южной части Албании.

Мусульманская религия  впервые была принесена в Европу арабскими завоевателями. Она распространилась на Пиренейском полуострове в  период господства там арабов, но исчезла  с их изгнанием в XV в. Более долговечен, оказался ислам на Балканском полуострове, куда он был принесен завоевателями-османами в XIV - ХЧ ьв, Ислам был господствующей и привилегированной религией на Балканском полуострове в период Османской империи; его придерживались помимо самих турок большая часть албанцев (особенно в средней части Албании), часть жителей Боснии и Герцеговины, часть македонцев, небольшая часть болгар на юго-западе Болгарии («помаки») и татары.

Цыгане исповедуют обычно преобладающую религию тех  стран, где они живут: есть цыгане православные, католики, мусульмане. Иудаизм как национальная религия евреев распространен там, где есть верующие евреи.

«В современных европейских странах остро стоит вопрос о том, как объединить граждан одной нации. И религиозное образование в школах является важной гранью этого вопроса. Объединит ли оно или приведет к нетерпимости? Ослабит ли факультативное религиозное образование нетерпимость? Остановит ли веротерпимость процесс секуляризации и развитие идеологии индивидуализма?

Проблема религиозного образования имеет глобальный характер. В государстве Индонезия, основанном в 1949 году, вопрос его контроля стал причиной споров, как только молодая  республика стала считаться светским, а не исламским государством.

Сравнивая Россию с Западной Европой, нужно принять  во внимание различия между странами внутри самой Европы. В некоторых  странах (в Италии, Греции, Дании) религия  все еще определяет нацию. В других странах (в Великобритании, Германии, Швейцарии) нормой является мультиконфессионализм, в третьей группе (в Бельгии, Испании, Турции) противостоят светские и религиозные  традиции, в четвертой группе (Франция, США) религия отделена от государственного образования. В Америке созданию единого государства, как считают, послужила гражданская религия, во Франции – республиканские  добродетели: свобода, равенство, братство. Возвращаясь к Европе, следует вспомнить, что в XIX веке религиозное образование сменилось светским, и в современных университетах появилась светская специальность – «теология». 150 лет назад кардинал Ньюман, ректор Католического университета Ирландии, в своей книге «Идея Университета» пытался определить отношения либеральных искусств и теологии. Уже когда во второй половине XX столетия англосаксонский мир стал размышлять о цели университетского образования, кардинала вспомнили.

Религия - форма культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа и религии. Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии.

 

Заключение

Тема контрольной работы посвящалась изучению взаимосвязи  культуры и религии. Социально-исторической и теоретико-познавательной проблеме, важность которой традиционно признается и обсуждается в плане значения эволюционных изменений и динамики этих двух сфер общественной жизни. Это вопрос мировоззренческого и идеологического характера, определяющий во многом социально-культурное и общественно-политическое развитие, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Их интеграцию на основе толерантности, взаимного проникновения и духовного обогащения. Ведь при любых различиях в уровнях развития религии и культуры, либо их соотношения между собой, они всегда останутся существенными факторами личной и общественной жизни. Проблема взаимодействия религии и культуры в истории человеческой мысли играет огромную роль для конкретного социума и человечества в целом. Религия и культура оказывают огромное влияние на личную, общественную и государственную жизнь. Роль религии и культуры велика не только в становлении национальной идентичности, но и в устранении конфликтов на этноконфессиональной почве, развитии диалога культур. В тоже время конфликт религии и культуры способен привести к вражде, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости даже в пределах одного государства. 
Для современной России решение вопроса о собственной культурной идентичности, религиозных и конфессиональных ее аспектах, также связано с выбором той или иной модели взаимодействия культуры и религии. 
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, выполняла две основные социальные функции - выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Первая из них - функция познавательная, которую реализуют в системе духовной культуры наука и отчасти искусство, а вторая - регулятивная, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство и др. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практически-духовное» освоение действительности.

Религия является необходимым  составным элементом общественной жизни, в том числе - духовной культуры. В обществе она выполняет ряд  важных социокультурных функций, и  одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. Ведь в религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное  преобразование и организация для  сознания, в ходе которой вырабатывается его целостная картина, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к  миру и выступающие в качестве культурологических ориентиров и регуляторов  поведения. Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в формировании для человека определенной картины мира, а прежде всего в  том, чтобы благодаря этой картине  он сумел обрести смысл своего бытия, принял активное участие как  в материальной, так и духовной жизни общества. Она ещё называется функцией «значений». Ведь знание человека: зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания  и даже достойно встретить смерть, так как всё это наполнено  для религиозного человека определенным смыслом.

Таким образом, основная роль религии состоит в придании человеческим нормам и ценностям характера  абсолютного. Неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных  координат бытия, возникновения  новых социальных институтов или  смены общественных формаций. А реализуется  эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей  составляющей которой является культура.

Список использованной литературы:

 

1)Гуро  В.Н.Религия как форма развития культуры//Культура. Искусство.Религия.Л.,1990.

2)Илларионов Г.А. Религия  и культура: классификация моделей  взаимодействия. //Молодежь и наука  XXI века. Материалы X всероссийской  научно-практической конференции  студентов, аспирантов и молодых  ученых, посвященной 85-летию со  дня рождения В.П. Астафьева  и 100-летию со дня рождения  Л.В. Киренского. Красноярск, 28-29 мая  2009. В 2 томах. Т. 1. Красноярск:2009. - 389 с.

3)Лобковиц Н.Христианство  и культура//Вопросы философии.1993.

4)Мень А. История религии. Т.1. - М: Слово, 1991.

5)Миронова М. Н. «Религия в системе культуры» М. «Наука» ,1992.

6)Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во политической литературы, 1989.

7)www.interfax-religion.ru. 14 марта 2008.

8)www.pravoslavie.ru/jurnal. Религиозное образование в Европейских государственных школах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Религия и культура