Религия Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Между тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Правда, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности. Однако это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИОГРАФИЯ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Фетишизм и тотемизм. Культ животных
Местные боги
Теогонии и космогонии
Монотеизм или политеизм. Представления о боге
Мир-Двойник
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Религия Древнего Египта.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

В Египте   некоторым животным  поклонялись  повсеместно. Диодор утверждает, что в его время убивший кошку или ибиса мог  поплатиться за это жизнью (кошка была священным животным богини Бастет в городе Буоастис, а ибис, как уже сказано, — священной птицей бога  Тота). Во всяком случае, обнаружены многочисленные мумии кошек и ибисов.

Особенным почитанием пользовались быки Аписы. Культ их восходит ко времени I династии. Судя по одному  месту так называемой  демотической хроники, бык Апис был воплощением богов Ра, Пта и Харсиэси. В Саккара знаменитый французский египтолог О. Мариетт обнаружил и раскопал в прошлом веке интереснейшее сооружение — кладбище священных быков Аписов — Серапеум. Здесь погребены их мумии в больших каменных саркофагах; на специальных стелах указывалось время их жизни. Так, например, в стеле времени XXVI династии в честь одного Аписа сказано: «Величество сего бога отбыло на небо в год 23-й, в третий месяц...». Здесь же указана дата его рождения и продолжительность жизни — свыше 18 лет. В Серапеуме   самое раннее  захоронение   Аписа относится ко временп Аменхотепа III; последний Апис был погребен накануне нашей эры. Саккарский, или мемфисский, Серапеум — грандиозное подземное сооружение, размеры которого свидетельствуют о значении, которое египтяне придавали культу животных, в частности Аписа.

В Гелиополе почитали быка Мневиса, но его культ не был столь распространен, как культ Аписа.

Говоря о  культе животных, нельзя не упомянут о  сфинксах. Слово «сфинкс» известно из греческого языка, но, может быть, оно является искаженным египетским словом. Сфинксами называют скульптуры фантастического животного с телом льва и головой человека. Особо надо упомянуть грандиозный сфинкс в Гизе у Больших  пирамид,  вырубленный из природной скалы, вероятно, во времена IV династии при фараоне Хефрене. Голова этого сфинкса, как имеются основания полагать, — портрет самого фараона. Во времена Нового царства сами египтяне воспринимали его как изображение гелиопольского бога Ра-Горахти.

Поклонение  змеям и жуку-скарабею основывалось на том. что египтяне, не зная естественного закона размножения этих животных, считали их самозарождаюшимися и поэтому священными. В частности, скарабея они даже назвали Хепри, т. е. «сам возникающий». Этот эпитет прилагался и   к самовозникающему из первобытного хаоса богу солнца; отсюда одно из его названий — Хепри.

Местные боги

До объединения  Египта в единое государство каждый из многочисленных египетских номов  имел свой пантеон, возглавлявшийся местным божеством, центром культа которого был обычно главный город нома. Объединение номов сначала в царства Верхнего и Нижнего Египта, а потом в единое египетское государство нисколько не подорвало все эти местные культы —наоборот, они развивались и крепли, и фараоны не только их не преследовали, но в зависимости от разных политических и иных соображений активно поддерживали некоторые из них. Обязательной государственой религии в нашем смысле слова в Египте не было, но это не значит, что божества всех номов пользовалпсь одинаковом авторитетом и популярностыо. С политическим выдвижением того или другого нома на авансцену истории божество этого нома также выдвигалось и становилось известным и популярным во всей стране. Ярким примером может служить история фиванского бога Амона, находившегося в безвестности до возвышения Фив и превратившегося в верховное общеегипетское божество, когда Фивы стали столицей могущественной военной державы, созданной фараонами XII династии. Однако возвышение Амона не сопровождалось каким-либо умалением других местных божеств и их культов, и ни о каких преследованиях других божеств не было и речи. Таким образом, в каждый данный момент египетская религия состояла из совокупности множества местных и других традиционных культов при преобладании культа божества столицы или постоянной резиденции фараона. И все это, мирно сосуществуя, придавало египетской религии весьма пестрый и хаотический, подчас противоречивый облик. Это хорошо сознавали и сами египтяне, и, как свидетельствуют тексты, жреческие коллегии разных храмов пытались внести в беспорядок и нагромождение представлений какую-то системность, стройность, порядок. До некоторой степени это им удавалось — доказательством служат наличие разных школ богословской мысли, плоды работы которой выражались в создании разных теогонии и космогонии, разных циклов мифов и легенд. Но создать единую религиозную систему они никогда не смогли. И наши познания в египетской религии основываются в значительной мере на религиозных текстах, созданных этими религиозными школами.

Следует отметить наличие многочисленных местных  божеств. Каждый главный город нома, а также и мелкие населенные пункты в номах имели свои божества. Культы их были очень живучи и исчезали лишь с отмиранием египетской религии и культуры. В позднем демотическом папирусе Инсингер греко-римского времени содержатся следующие слова: «От бога, который в городе, зависит жизнь и смерть его людей. Нечестивец, уходящий на чужбину, предает себя в руки врага»8. Широкое распространение подобных умонастроений подтверждается множеством  источников.  Следует подчеркнуть, что местные боги исторических времени  (т. е. начиная с Древнего царства) — не всегда исконные местные божества. Так, например, в  Гелиополе солнечный бог Ра вытеснил древнего местного бога Атума, который, однако, не был забыт, но волей жрецов оставлен на почетных ролях в гелиопольском пантеоне. В Абидосе местный бог мертвых Хентпаментиу был вытеснен Осирисом, с которым впоследствии и слился. В Фивах местный бог Монту был вынужден уступить свое руководяще положение богу Амону и т. д.

То общее, что заключается в местных  культах, сводится к следующему:

1) древнейший  местный тотемизм превратился  в культ местного бога, либо  явленного в образе животного,  либо антропоморфного, часто с  наличием зооморфных элементов;

2) местный  бог очень рано становится  центральной фигурой складывающихся о нем мифов, возникают циклы местной мифологии;

3) местный  бог - демиург, творец богов  и мира, он выше всех других  богов;

4) вокруг бога  местного центра группируются  боги населенных пунктов, подчиненных  этому местному центру. Небесная  иерархия отражает земную, реальную. Особенно распространены группировки в виде триады: бог-отец, богиня-мать, бог-сын, но существовали и более многочисленные9.

Результатом богословского мышления было создание местных триад - божественной семьи  в составе бога, его жены богини и их сына или дочери. Существовали группировки и большие, чем триады. Вокруг каждой из них создавались мифы и легенды, и в ряде местных центров сложились свои теогонии и космогонии.

Некоторые из местных божеств ходом истории  и определенной политической ситуацией были возведены в ранг общеегипетских божеств, почитавшихся во всей стране. Связанные с ними теогонические, космогонические и иные представления стали достоянием общеегипетской религиозной мысли — таковыми были, например, гелиопольскпй Ра, мемфисский Пта, гермопольский Тот, фиванский Амон. В результате получились неувязки и противоречия в религиозных воззрениях, для согласования которых богословское мышление египетскнх жрецов потратило немало безуспешных в целом усилий.

В Нижнем и  Верхнем Египте в ряде пунктов почитались те же самые боги: например, в Абидосе (Верхний Египет) и Бусирисе (Нижний Египет) существовал культ Осириса, в разных городах Верхнего Египта п Нижнего Египта — культ Амона, в ряде городов Верхнего и Нижнего Египта — культ Гора и т. д. На самом юге Египта, на острове Элефантине, главным богом был бог Хнум, изображавшийся с бараньей головой. Его священным животным был баран. С богинями Сатис (жена) и Анукис (дочь), он составлял местную триаду. Обе эти богини, по некоторым данным, не египетского, а африканского происхождения. По соседству с Элефантиной неизвестно с какого времени процветали культы других божеств. Так, в поздние времена на острове Биге (Абатон греков) пошали Осириса — считалось, что здесь гробница бога. На западе от Биге, на острове Филе, процветал культ Исиды, жены Осириса, и их сына Горпакрата (в переводе Гор — «дитя»). Все эти три божества были антропоморфны. В Филе почитали еще также и богиню Хатор, также антропоморфное божество. Здесь поклонялись и некоторым другим богам. Храм на острове Филе в поздние времена пользовался огромной популярностью: сюда на поклон богине Исиде ставшей в эти времена великой богиней, прибывало множество греков и блеммиев, живших к югу от Первого порога, в среде которых богиня пользовалась особым почетом. Лишь в 535 г. н. э., при византийском императоре Юстиниане, культ Исиды окончательно был ликвидирован.

Немного севернее, в современном Ком-Омбо, сохранились  руины храма двух богов: тут чтили  одну из форм бога Гора, Гора Великого, с головой сокола, и бога Себека, с головой крокодила. Каждый из этих богов имел свою «семью». Далее на север — в Эдфу, где стоит великолепный, отлично сохранившийся храм греко-римского времени в честь местного бога, чтили Гора Бехдетского (т. е. Эдфуского). Его женой была богиня Хатор, а сыном их считался бог Горсматауи (Гор — Объединитель Обеих Земель). В поздние времена Гор Эдфуский стал общеегипетским божеством. Еще далее к северу, на восточном берегу Нила, располагался очень древний город Нехеб. Богиней города была богиня Нехебт в образе белого коршуна. Она считалась эмблемой Верхнего Египта и как таковая входила неотъемлемой частью в сложную титулатуру фараона.

Еще севернее, в Фивах (как и в нескольких других близлежащих городах), местным богом был Монту, который, подобно Гору, изображался с головой сокола. Впоследствии его здесь вытеснил бог Амон, при XII династии полновластно воцарившихся в Фивах. По-видимому, сначала он был узкоместным божеством где-то вблизи, может быть, в Карнаке. Амон возглавил триаду, в которую входили его жена, богиня Мут, и сын, бог луны Хонсу, — все трое антропоморфные божества.

Далее к северу, в Коптосе, почитался также антропоморфный бог плодородия Мин с женой, богиней Исидой, и сыном, богом Гором.

Севернее Коптоса находился еще один крупный религиозный центр — Дендера. Здесь богиней была Хатор. Богиня изображалась антропоморфной, однако иногда — с коровьими ушами, ибо священным животным богини считалась корова. Богиня почиталась как покровительница любви и веселья. Ее культ распространялся по всей стране.

Ниже по течению  Нила, в Абидосе находился центр  культа наиболее почитаемого бога —  Осириса, его жены, богини Исиды, и  сына, бога Гора. Все они представлялись антропоморфными. В Абидосе почитание  Осириса слилось с культом местного древнего бога Хентиаментиу. Осирис считался богом загробного мира, а также богом растительности, умпрающим и воскресающим, царствовавшим некогда на земле, и в Абидосе ежегодно разыгрывались посвященные ему мистерии. В поздние времена культ его стал особенно популярным.

Весьма почитаемым религиозным центром был Гермополь  с его общеегипетским богом мудрости, письма и луны — богом Тотом, священными животными которого были ибис и павиан. Обычно Тот изображался с человеческим туловищем и головой ибиса, но иногда как павиан. Здесь же, в Гермополе, почитали еще восьмерку богов (Огдоаду), отношение которой к Тоту не совсем ясно.

Уже упомянутому  выше богу Себеку (в Ком-Омбо) усердно  поклонялись в Шедите (Крокодилополисе) в Фаюме.

В Мемфисе, столице Египта времен Древнего царства, главным богом был антропоморфный бог Пта со своей супругой, львиноголовой богиней-воительницей Сохмет, и также антропоморфным сыном Нефертумом.

В Гелиополе  местным главным богом был  сначала бог Атум, а потом его вытеснил бог солнца Ра, однако не полностью: Атум сохранил видное положение в местном и общеегипетском пантеоне, Ра здесь как демиург возглавлял девять (Эннеаду) богов, которых сам создал.

В городе Буто, на севере Дельты, почиталась богиня-змея Уто, которая считалась символом Нижнего Египта и в качестве таковой входила как обязательный компонент наряду с богиней Нехебт в титулатуру фараонов. Город Сане в позднюю эпоху был центром культа антропоморфной богини Нейт, пользовавшейся известностью далеко за пределами своего нома.

В Бусирисе во главе пантеона находился Осирис  (вместе с Исидой и Гором). В Аварисе  местным богом был бог Сет, согласно мифу, убийца своего брата  Осириса. Сета вообще в Египте  рассматривали  как начало злое и враждебное

Т. о. никак  нельзя провести четкой и определенной грани между местными и общеегипетскими божествами. Местные божества в силу политических факторов и в результате деятельности их жрецов становились в ряде случаев общеегипетскими божествами. Таковы, например, Ра, Амон, Тот, Пта, Осирис, Исида, Гор, Нейт и др. Местное божество для жителей данного нома или города представлялось универсальным. Когда же ему придавались функциональные свойства (например, Тот — бог письма и мудрости), эта специфика была уже следствием деятельности разных жреческих школ.                                

Наряду с  местными богами существовали и боги, игравшие большую роль в разных мифах, особенно космогонических, но не имевшиё  ни локальных, ни даже общеегипетских культов — о них ничего не известно. Таковы, например, Геб, бог земли. Нут, (богиня неба, Шу, бог света, и ряд других.

Повсеместным  почитанием, но опять-таки без всякого  локального культа, пользовались бог  зерна Непрп, богиня Тауэрт. покровительтпц родов (представляемая в виде.самки  бегемота), бог Бес, пзображавшицся в образе безобразного карлика, защитник от всевозможных зловредных влияний и т. д. Огромным почитанием   пользовался и бог Хапп, бог великой реки и ее разливов.

В египетский пантеон входили и иноземные  божества, такие, как семитские— богини Кадеш, Анат, Астарта, бог  Решеп, кушитский бог Дедун.

Маат

В египетской религии и мифологии имеются  божества, воплощающие то или иное абстрактное понятие, но никогда  не являвшиеся, по-видимому, локальными божествами. Прежде всего следует  упомянуть богиню Маат. В египетском языке "маат" обозначало сложное, синтетическое понятие, объединяющее понятия: "правда", "истина", "правопорядок", "этическая норма", "божественное установление" (в природе и среди людей), "религиозные и нравственные устои" и т. п. "Маат - это надлежащий порядок в природе и обществе, который установил творец, а посему все, что правильно и точно; вместе с тем это закон, порядок, справедливость и правда". Тексты, в которых фигурирует богиня Маат, свидетельствуют о том, что она является обожествленным эквивалентом указанного синтетического абстрактного понятия.

Маат упоминается  уже в "Текстах пирамид": бог  Ра объявляет, что он "восстановил" Маат (Руr., § 265), в другом месте говорится, что "небо удовлетворено, земля ликует, ибо они слышали, что [покойный царь] водрузил Маат на место беспорядка (isft)" (Руr., § 1775в). В "Поучении Птахетепа", литературном тексте эпохи Древнего царства, старый везир, наставляя своего ученика, говорит о великих преимуществах истины. В знаменитой стеле "реставрации" (Каир, № 34183) говорится о фараоне XVIII династии Тутанхамоне (1347-1335 гг. до н.э.), что "он изгнал беспорядок (isft) из обеих стран и восстановил Маат. Ложь (grg) сделалась омерзительной, а страна стала такой, какой была искони". О том, какой страна была искони во времена Ра, мы узнаем из мифа храма греко-римского времени в Фивах: "Маат спустилась на землю в их (великих богов. - М. К.) время и сблизилась с ними"; "Маат спустилась с неба в их время и соединилась с живущими на земле".

Авторитет Маат особенно возрос в конце эпохи  Древнего царства. Богиня была поставлена в непосредственную связь с богом  Ра как его дочь. А поскольку  бог солнца (начиная с V династии) становится верховным богом - покровителем царей, их "отцом", постольку Маат во всех своих аспектах символизирует божественное установление, правильность жизненных устоев и нравственных принципов. Концепция Маат составляет основное звено египетской этики. Маат была приближена и к богу Тоту. Везиры, начиная с V династии, считались жрецами Маат; судьи в более позднее время носили на шее на цепочке ее изображение. В крупных храмах, и в частности в храме в Дейр-эль-Медине, соблюдался культ Маат. Фараон, как сын бога и представитель богов на земле, должен был охранять Маат - правопорядок. В религиозных текстах встречается упоминание "двух Маат" - так назывались мифологические небесные барки богов.

Информация о работе Религия Древнего Египта