Религии Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 14:55, доклад

Описание работы

Религия Древнего Египта представляет собой развивающееся, а не стабильное явление. Она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий и все это время изменялась. В наше время наука располагает большим фактическим материалом в этой области, однако нельзя утверждать, что история египетской религии нам понятна до конца. Причин этого немало: отсутствуют источники, относящиеся к древнейшему периоду, а доступные ученым источники порой крайне противоречивы; окончательно не решена проблема хронологии египетской истории.

Файлы: 1 файл

2 семинар религия.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Религии Древнего Египта.

Религия Древнего Египта представляет собой развивающееся, а не стабильное явление. Она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий и все это время изменялась. В наше время наука располагает большим фактическим материалом в этой области, однако нельзя утверждать, что история египетской религии нам понятна до конца. Причин этого немало: отсутствуют источники, относящиеся к древнейшему периоду, а доступные ученым источники порой крайне противоречивы; окончательно не решена проблема хронологии египетской истории.

В настоящее время в египтологии принята следующая периодизация.

Додинастический период - V-IV тыс. до н.э. Царь Верхнего Египта завоевывает все долину Нила вплоть до Средиземного моря, и происходит объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединенной с «красной короной» Севера. Однако еше на протяжении длительного времени Египет официально именовали «Две Земли». В каждой земле существовали свои мифы, объясняющие устройство мира. В этих мифах главный бог имеет спутницу, которая одновременно является его матерью, женой и дочерью. Богами-творцами считались Атум-Ра и Птах. Один из древнейших богов - Гор (в виде сокола). Вместе с Гором почитался и Ур (бог неба и света). В дальнейшем понятие о Горе трансформируется, у него появляется брат (дядя) - Сет, позднее Гора начинают почитать как сына Осириса, отомстившего своему дяде Сету за отца. Постепенно начинают формироваться представления о главном боге и фараоне как воплощении бога. Одним из основных понятий, выражающих сущность власти царя, становится понятие Маат, воплощенное в богине Маат, означающей справедливость и порядок.

Раннее царство: 30-28 века до н.э. Происходит антропоморфизация бога. Царь все больше понимается как воплощение бога Гора. Ему приписывается магическая сила. Обычный человек не смел даже приближаться к царю, за это он мог поплатиться жизнью. Захоронения царей были величественны и производились сначала в могильных холмах, затем в величественных гробницах, называемых мастабами (араб. — «скамейка»), позднее в пирамидах.

Древнее царство: 28-23 века до н.э. Принимается теологическая система Гелиополя. Культ солнца совмещается с культом фараона, который теперь считается сыном бога Ра. Фараон Джосер совмещает культ солнца и культ фараона и завладевает властью жрецов. Начинается строительство пирамид в Гизе, сооружается сфинкс. В 1881 г. в пирамидах были найдены тексты, описывающие священные представления египтян и названные «Текстами пирамид». В текстах говорилось о бессмертии фараонов и вступлении их в общество богов после смерти. Это первые тексты на земле, в которых говорится о воскресении. Возникает учение о ка — рождающей и охраняющей силе. Ка — это душа тела человека. После смерти тела она возвращается к своему божественному первоначалу и сохраняет бессмертие только в том случае, если сохраняются останки тела. С этой целью в Древнем Египте развивается мумификация.

Политическая раздробленность: 23-21 века до н.э. — усиливается власть правителей отдельных номов. Зарождается идея о том, что каждый умерший попадает к Осирису в Царство мертвых, где происходит суд. Появляется учение о душе - ба, означающей духовную силу, первоначально относящуюся только к богам, а затем и ко всем людям. В это же время появляется и так называемый баангкх - бант жизни — иероглиф, обозначающий вечную жизнь (крест с петелькой наверху). Позднее этот знак был воспринят христианством.

Среднее царство: 21-18 века до н.э. Усиливается культ Ачона в Фивах. Возникают новые загробные тексты, в которых можно уловить скептицизм по отношению к официальному культу. Построен знаменитый храм мертвых Аменхотепа III, известный как «Лабиринт».

Период междуцарствия: 18-17 века до н.э. — был вызван нашествием гиксосов, выходцев из Сирии и Палестины. С их приходом усиливается влияние сирийских богов. Построена последняя гробница в форме пирамиды.

Новое царство: 16-11 века до н.э. Попытка реформирования религии, заключающаяся в преодолении политеизма и введении культа единого бога Атона фараоном Аменхотепом IV. По всей вероятности, причины реформы были политические: стремление фараона ограничить власть жрецов, сконцентрировав мистические устремления на божественном фараоне, объединить при помощи религии различные народы Египта. Фараон провозгласил в качестве единственного бога — бога солнца Атона, создал новую столицу, названную Ахетатон — горизонт Атона, взял себе другое имя — Эхнатон, что означало — любезный Атону. После смерти Эхнатона жрецы сделали все, чтобы его реформа была стерта из памяти египтян. О реформе и ее авторе — фараоне Эхнатоне стало широко известно после того, как в результате раскопок в районе города Тель-эль-Амарна была открыта гробница фараона и его жены Нефертити. Однако идея единого бога не умерла вместе с фараоном. Именно отсюда, из Египта, ее уносят с собой евреи, предводительствуемые Моисеем в своем долгом странствовании по пустыне. Этот период отмечен в истории религии Египта еще и тем, что в гробницах появляется воспроизведение текста «Книги мертвых».

Поздний период: 11-6 века до н.э. Усиливается власть жречества, которая к концу периода становится всецелой. Устанавливаются самостоятельные культы животных: кошки, коровы, быка и крокодила.

Завоевание Египта Ассирией: 671 г. до н.э. Распространяются народные мистические культы, выросшие из магических представлений и магической практики. Распространяется влияние религий других народов.

Покорение Египта Александром Македонским: 332 г. до н.э. Появляются элементы греческой религии.

Завоевание Египта римлянами: 30 г. до н.э. Египет становится провинцией Римской империи. Распространяется культ Изиды. Вместе с христианизацией Римской империи происходит и христианизация Египта. Однако в VIII в. н.э. Египет был завоеван арабами. С тех пор там утверждается ислам, который сохраняет свое влияние по настоящее время.

 

2 вопрос.

«Древний Восток».

 

       Термин "Древний Восток"  состоит  из  двух  слов,  одно  из  которых

является исторической характеристикой, второе — географической.  Исторически

термин  "древний"  относится  в  данном  случае  к  самым  первым  известным

человечеству  цивилизациям  (начиная  с  IV  тысячелетия  до  н.э.).  Термин

"Восток" в данном  случае восходит к античной  традиции: так  называют  бывшие

восточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то  есть

то, что было на востоке от Рима.  То,  что  мы  называем  Востоком  сегодня:

Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. в понятие  "Древний  Восток"

не входит. В целом  под восточными  понимаются  культуры  народов,  имеющих

неантичные культурные корни.

       В  древности  на  территории  Ближнего  Востока   расцвели   могучие

цивилизации:  Шумер,  Египет,  Вавилон,  Финикия,  Палестина.  В  социально-

политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была  их

принадлежность к  восточным  деспотиям,  которым  в  той  или  иной  степени

присущи  монополизация  и  централизация   власти   (черты   тоталитаризма),

персонификация власти в фигуре деспота  (царя,  фараона),  сакрализация,  то

есть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни  общества,  наличие

систем  перманентного  физического  и  психологического  террора,  жестокого

угнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль  выражалась

в осуществлении ирригации, престижного  строительства  (пирамиды,  дворцы  и

т.п.), в контроле над всеми сторонами жизни  подданных,  проведении  внешних

войн.

        «Месопотамия»  – значит  «Земля  между  реками»  (между  Евфратом  и

Тигром). Теперь  под  Месопотамией  понимают  в  основном  долину  в  нижнем

течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра  и  к

западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией  современного

Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой  страны  с  Ираном  и

Турцией.

       Месопотамия  – страна, где возникла древнейшая  в  мире  цивилизация,

просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени  создания  письменности

и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э.

 

2.1. Древний Шумер.

 

       На восток от Египта, в междуречье  Тигра  и  Евфрата  начиная  с  IV

тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд  государственных

образований. Это Шумер, который считается ныне самой  древней  из  известных

человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие  от  египетской

культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга,  воевали,  смешивались

и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина  культуры  предстает

чрезвычайно динамичной и сложной.

       На юге  Месопотамии,  где  широко  проводилось  сельское  хозяйство,

развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех),  Киш,  Эриду,  Ларса,

Ниппур,  Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и  др.  Расцвет  этих  городов  называют

золотым веком древнего государства шумеров.

       Шумеры - первый  из  обитавших  на  территории  Древней  Месопотамии

народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до  н.э.

шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях  Персидского

залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили  болота,  научились

регулировать  разливы  рек  и  освоили  земледелие.  С  развитием   торговли

шумерские поселения превратились в процветающие города-государства,  которые

к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с  развитыми

металлообработкой,  текстильным  ремеслом,  монументальной  архитектурой   и

системой письма.

       Шумерские   государства   были   теократиями,    каждое    из    них

рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого  на

земле  являлся   верховный   жрец   (patesi),   наделенный   религиозной   и

административной властью.

       Города постоянно  воевали  между  собой,  и  если  какому-то  городу

удавалось захватить  несколько  соседних,  то  на  короткий  срок  возникало

государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в  середине

III  тысячелетия  до  н.э.  семитские  племена  с  Аравийского  полуострова,

заселившие северные области Вавилонии  и  воспринявшие  шумерскую  культуру,

настолько  усилились,  что  начали  составлять  угрозу   для   независимости

шумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и  создал  державу,

простиравшуюся от Персидского залива до  Средиземного  моря.  Приблизительно

после 2500 до  н.э.  аккадская  держава  пришла  в  упадок,  и  для  шумеров

наступил  новый  период  независимости  и  процветания,  это  эпоха  третьей

династии Ура и возвышения Лагаша. Она  закончилась  около  2000  до  н.э.  с

усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей  в

Вавилоне; шумеры  навсегда  утратили  независимость,  а  территория  прежних

Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.

       Хотя народ  шумеров  исчез  с  исторической  сцены,  и  в  Вавилонии

перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма  (клинопись)

и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а  позже

ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной  части

Ближнего Востока,  унаследованные  от  них  способы  организации  хозяйства,

технические навыки и научные сведения сыграли исключительно  важную  роль  в

жизни их преемников.

       В конце ІІ тыс. до н. э.  шумеры  ассимилировались  с  вавилонянами.

Расцветало   древнее   рабовладельческое   государство   Вавилон,    которое

просуществовало до VI в. до н.  э.  Вавилонская,  халдейская  и  ассирийская

цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.

 

 

                                 2. Вавилон.

 

       Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что  означало

«Врата  бога»,  на  древнееврейском  это   название   трансформировалось   в

«Бабель»,  на  греческом  и  латинском   –   в   «Бабилон».   Первоначальное

наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов  на

месте древнего Вавилона называется Бабиль.

       Древневавилонское царство объединило  Шумер и Аккад, став наследником

культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия,  когда  царь

Хаммурапи (правил в 1792-1750  гг.)  сделал  его  столицей  своего  царства.

Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до  нас

дошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб".

       Государственный  строй  Вавилона  отличался   от   древнеегипетского

меньшим  значением  жречества  как   аппарата   управления   государственным

орошением и сельским хозяйством  в  целом.  Вавилонский  политический  режим

представлял собой  образец  теократии  —  единства  светской  и  религиозной

власти,  сосредоточенной  в  руках  деспота.  Эта  иерархическая   структура

общества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира.

       Ассиро-вавилонская  культура  стала  наследницей  культуры   Древней

Вавилонии. Вавилон, входивший в  состав  могучей  Ассирийской  державы,  был

огромным  (около  одного  миллиона  жителей)  восточным  городом,  горделиво

именовавшим себя "пупом земли".

       Именно в Месопотамии появились  первые в истории очаги цивилизации  и

государственности.

 

3. Религия Древней Месопотамии.

 

       Религия  Месопотамии  во  всех  ее  главных  моментах  была  создана

шумерами.  С  течением  времени  аккадские  имена   богов   стали   заменять

шумерские,  а  олицетворения  стихий  уступили  место  звездным   божествам.

Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как  это

Информация о работе Религии Древнего Египта