Религии Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 14:55, доклад

Описание работы

Религия Древнего Египта представляет собой развивающееся, а не стабильное явление. Она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий и все это время изменялась. В наше время наука располагает большим фактическим материалом в этой области, однако нельзя утверждать, что история египетской религии нам понятна до конца. Причин этого немало: отсутствуют источники, относящиеся к древнейшему периоду, а доступные ученым источники порой крайне противоречивы; окончательно не решена проблема хронологии египетской истории.

Файлы: 1 файл

2 семинар религия.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период  и  возрождающегося  к

жизни весной.

       Громовержец Ишкур – бог  грозы  и  сильных  ветров  –  первоначально

представлял те же  силы,  что  и  Нингирсу,  Нинурта  или  Забаба.  Все  они

олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу,  дождь)  и  вместе  с

тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию,  военным  походам

– в зависимости от того, чем занимались их почитатели.  Как  божество  грозы

обычно изображался с молнией в  руке.  Поскольку  земледелие  в  Месопотамии

было орошаемым,  Ишкур,  распоряжавшийся  дождями  и  ежегодными  разливами,

занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне.  Он  и  его  супруга  Шала

особенно почитались в Ассирии.

       Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и  божественный  покровитель

писцов. Его символом был «стиль» - тростниковый  стержень,  использовавшийся

для нанесения клинописных значков на  таблички  из  необожженной  глины  для

написания текстов. В старовавилонское  время  он  был  известен  под  именем

Набиум;  его  почитание   достигло   наивысшей   точки   в   нововавилонской

(халдейской)  империи.  Имена  Набопаласар  (Набу-апла-ушур),  Навуходоносор

(Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя  бога  Набу.  Главным

городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился  его  храм  Э-

зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.

       Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца,  по-аккадски  его  имя  означает

«солнце».  Шумерское имя  бога  –  Уту.  Ежедневно  совершал  свой  путь  с

восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во  «внутренности

небес». Шамаш – источник света и жизни, а также и  бог  справедливости,  чьи

лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша  и  его

супруги Айи были Ларса и Сиппар.

       Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне  бог планеты  Марс  и  подземного

мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал  воспринял

также  функции  Эрры,  первоначально   бога   чумы.   Согласно   вавилонской

мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним  у  его  царицы

Эрешкигаль.

       Нингирсу, бог шумерского города  Лагаша. Многие из его атрибутов  – те

же,   что   у   общешумерского   бога   Нинурты.   Он   бог,   не   терпящий

несправедливости. Его супруга – богиня Баба (или Бау).

       Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской  мифологии,  известная  также  как

Нинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под  именем

Ки («Земля») она первоначально была супругой Ана; от этой божественной  четы

родились все боги. Согласно одному мифу,  Нинмах  помогла  Энки  создать  из

глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что  он  съел

созданные ею растения, но затем  раскаялась  и  вылечила  его  от  болезней,

явившихся следствием проклятия.

       Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его  эмблема –

скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга – богиня Гула. Как  бог

войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал  в  городе

Кальху.

       Син,  шумеро-аккадское  божество  Луны.  Его  символ  –   полумесяц.

Поскольку Луна была связана  с  измерением  времени,  он  был  известен  как

«Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - бога солнца и Иштар –  богини

любви.  Популярность  бога  Сина  на  протяжении  всей  истории  Месопотамии

засвидетельствована  большим  числом  имен  собственных,  элементом  которых

является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.

       Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь

по-разному, богини, по сути дела, представляли  одну  идею  –  идею  матери-

земли. Каждая из них  была  матерью  богов,  богиней  урожая  и  плодородия,

советчицей  своего  мужа,  соправительницей   и   покровительницей   города,

принадлежавшего  богу-супругу.  Все   они   олицетворяли   женское   начало,

мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль,  Нинту,

Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу,  не  особенно  отличались  от  матери

богов Ки.  В  некоторых  городах  культ  богини-покровительницы  был  старше

культа бога-покровителя.

       Судьба, точнее, сущность или нечто  «детерминирующее  предначертание»

у шумеров называли «намтар»; так же звучало  имя  демона  смерти  –  Намтар.

Возможно, это он выносил  решение  о  смерти  человека,  которого  не  могли

отменить даже боги.

       За все, что происходило на  земле, надо было благодарить  богов.  Над

каждым городом храмы «воздевали руки» к  небесам,  откуда  боги  следили  за

своими слугами. Богов нужно было постоянно молить  о  помощи  и  содействии.

Обращение к богам принимало самую различную форму:  строительство  храмов  и

сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств  –  «имущества

бога», молитвы, заклинания, паломничества,  участие  в  мистериях  и  многое

другое.

       Но даже самые могучие боги  не  могли  избежать  предначертанной  им

судьбы. Подобно людям, они тоже  терпели  поражения.  Шумеры  объясняли  это

тем, что право выносить окончательное  решение  принадлежало  совету  богов,

против которого не мог выступить ни один из его членов.

 

Демоны.

 

       В  религии  Месопотамии  большую  роль  играли  чрезвычайно  древние

верования  о  многочисленных  низших   духах,   по   большей   части   злых,

губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги,  олицетворения

болезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы  с  ними  жрецы

составили множество заклинаний.  В  заклинаниях  перечисляются  их  имена  и

«специальности».  Для   защиты   от   злых   духов   помимо   многочисленных

заклинательных формул широко употреблялись  амулеты-апотропеи  (обереги).  В

качестве оберегов применялось,  например,  изображение  самого  злого  духа,

настолько отвратительного  вида,  что,  увидев  его,  дух  должен  в  страхе

убежать.

       Смерть и предшествующие ей  болезни шумеры  объясняли  вмешательством

демонов, которые, по их представлениям, были злыми и  жестокими  существами.

Согласно верованиям шумеров, в иерархии  сверхъестественных  существ  демоны

стояли на ступеньку ниже самых незначительных  божеств.  Тем  не  менее,  им

удавалось терзать и мучить не  только  людей,  но  и  могущественных  богов.

Были, правда, и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частные  дома,

оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми.

       Демоны могли вызывать разные  болезни.  Чем  труднее  было  вылечить

недуг, т.е. чем могущественнее были демоны, которые  вызывали  болезнь,  тем

сложнее была  формула  заклинания.  К  числу  самых  жестоких,  непобедимых,

приносящих людям  особенно  много  вреда,  принадлежали  демоны  Удуг.  Этих

могущественных демонов было семь. Их называли «духами смерти»,  «скелетами»,

«дыханием  смерти»,  «преследователями  людей».   Одни   только   заклинания

посвященных в тайны  самых  сложных  заговоров  жрецов,  которые  знали  имя

подходящего к случаю божества, могли отогнать Удуг.

       Демоны не ограничивались одним  лишь разрушением здоровья  людей.  По

их вине путешественники сбивались с пути в пустыне, бури разрушали их  дома,

смерчи истребляли посевы. Демоны были  созданы  для  того,  чтобы  приносить

несчастья, создавать трудности, мучить людей, усложнять им жизнь.

 

Магия и мантика.

 

       На службу богам были поставлены  достигшие немалых  успехов  магия  и

мантика. Описания магических обрядов вместе с текстами  заклинаний-заговоров

дошли до нас в большом количестве. Среди  них  известны  обряды  лечебной  и

предохранительной,  вредоносной,  военной   магии.   Лечебная   магия   была

перемешана, как это обычно бывает, с народной медициной, и  в  сохранившихся

рецептах нелегко отделить одно от другого; но в  некоторых  магия  выступает

вполне отчетливо.

       Чрезвычайно развита была система  мантики – различных гаданий.  Среди

жрецов  были  особые  специалисты-гадатели  (бару);  к  ним  обращались   за

предсказаниями не только частные  лица,  но  и  цари.  Бару  толковали  сны,

гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде  и  т.п.

Но  самым  характерным  приемом  мантики  было  гадание   по   внутренностям

жертвенных   животных,  особенно   по   печени.   Техника   этого   способа

(гепатоскопия) была разработана до виртуозности.

       Ритуал  жертвоприношений  был  сложным:  там   было   и   воскурение

благовоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива,  вина;  на  жертвенных

столах резали овец и других животных. Ведавшие этими обрядами  жрецы  знали,

какие блюда и напитки приятны  богам,  что  можно  считать  «чистым»  и  что

«нечистым». Во время жертвоприношений  возносились  молитвы  о  благополучии

жертвователя.  Чем  щедрее  были   дары,   тем   торжественнее   церемониал.

Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах,  арфах,

цимбалах, бубнах, флейтах и других инструментах.

 

3 вопрос.

Религия Финикии. Религия финикиян носила своеобразные черты. Таких значительных пантеонов, как в Египте или Двуречье, здесь не сложилось. В каждом городе почитался местный небесный бог, носивший обычно нарицательное имя-обозначение, превратившееся в собственное: Ваал («владыка»), Мелькарт («царь города»), Эл («бог»). Жена такого бога обычно именовалась Астартой (соответствует аккадской Иштар) и почиталась как богиня луны. Из финикийских мифов особенно следует отметить повествование о юном и прекрасном боге, названном также нарицательными именами: Ваалом или Адонисом (и то и другое означает «владыка»). По наиболее подробной версии (из Угарита), он погибает от рук бога смерти Мота и за него жестоко мстит его божественная подруга Анат, терзающая убийцу. Затем юный бог, подобно египетскому Осирису или вавилонскому Таммузу, воскресает.

Слагались также поэмы о подвигах героев (например, угаритский эпос о походах Керета).

Финикийский культ характеризуется ужасными человеческими жертвоприношениями, которые в других странах были рано отменены, а в Финикии и связанном с ней Карфагене сохранялись очень долго (сожжение детей перед идолом бога Молоха зафиксировано в Карфагене даже в III в. до н. э.).

 

религия сирии

 

Не менее 90% населения Сирии – мусульмане, причем 75% – сунниты, 13% – алавиты, а остальные – представители шиитов-исмаилитов и шиитских сект исмаилитов и друзов. Суннизм исповедуют арабы, курды, туркмены, турки, черкесы. Друзы сосредоточены в горном районе Эд-Друз, к юго-востоку от Дамаска. До 10% сирийцев исповедуют христианство. Наибольшим влиянием среди христиан страны пользуются православная греко-византийская и армяно-григорианская церкви. Существуют также небольшие общины яковитов, маронитов, несториан, халдеев, протестантов и католиков. Крайне малочисленны иудаисты и езиды (йезиды). Сравнительно с приверженцами других религий в христианской общине выше доля горожан и солиднее прослойка людей, получивших высшее образование, а также представителей высокооплачиваемых «белых воротничков» и лиц свободных профессий.

 


Религия Палестины

Ханаане. Так называли первых жителей Палестины (Ханаан). Культура ханаанеев отстовала от культуры египтян, т.к. они не не могли создать того искусства, которое было на то время в Египте. Следовательно, художественное творчество первых палестинцев попало под влияние Египта: египетские изделия часто просто имитировались. Но это не помешало приобретению и оригинальных черт. Сородичи ханаанеев из Сирии несли им влияние шумеро-аккадской культуры.  
 
Во II тысячелетии до н.э. в Ханаане появляется писменность, в основу которой ложится аккадский язык, клинопись и египетская иероглифика. Было распространено и так называемое синайское письмо - прототип финикийского алфавита.  
 
Объединения ханаанеев (общины, племена, города) имели собственных покровителей в лице богов. Самым распространенным именей такого бога было Ваал - "господин, хозяин". Другие божества представлялись как его жены, дети и так далее. Существовали также культы богинь плодородия - Аштарт (Астарта), Анат; дождя, грома и молнии - Хадада. Ханаане возводили храмы в честь богов, хотя поклонялись и деревянным и каменным столбам, которые носили названия ашеров, массебов. Широко были распространены жертвоприношения.  
 
Считалось, что женщина, отдающаяся многим представителям сильного пола, тем самым восславляла куль богинь плодородия. В основу важных построений закладывалась человеческая жертва, которой часто выступал ребенок. Принесение в жертву своих первых детей считалось необходимым во время военной опасности, природных катаклизм.

 

4 вопрос. Религии Древней Греции и Древнего Рима

Догомеровская религия Греции – тотемические, фетишистские и анимистические верования. Изначально существовал лишь Хаос, от него произошла богиня Земли – Гея и родилась могучая сила Эрос – любовь. Он породил мрак и ночь, от которых произошли свет – Эфир и день – Гемера. Самое сильное божество – Уран – небо. От сочетания земли и неба (Урана и Геи) произошли все остальные формы жизни. В начале брака рождались бесформенные чудовища и отец ввергал их обратно в недра матери, пока Гея не родила титанов.Один из титанов – Кронос-время – свергает с мирового престола своего отца, лишает его деторождающей силы. Новые формы не рождаются, смертные – сами плодятся, размножаются и умирают (пожираются временем). В мире начинают действовать новые силы: Танат – бог смерти, Эрида – богиня раздора, Немезида – месть и пр. Из крито-миккенской культуры греки восприняли многие мотивы и перенесли их в свою религию (Афина, Артемида). Гомеровская религия («Иллиада», «Одиссея») очеловечивает богов. Пантеон богов возглавляет Зевс (сын Кроноса и Реи), принадлежащий к третьему поколению богов, свергших титанов (в римской религии – Юпитер). Кронос, зная, что один из детей его свергнет, пожирал их всех, но Рея спрятала Зевса, который впоследствии рос в горах, сверг отца и заставил извергнуть того назад всех детей. Молодые боги (извергнутые дети – крониды) поселяются на Олимпе, Зевсу куют молнии циклопы и он становится громовержцем. Жена Зевса — Гера. Посейдон – владыка морей смещает титана Океана, признавшего власть новых богов. Брат Зевса Аид – владыка подземного мира. Лета рождает от Зевса Апполона и его сестру Артемиду. Из головы Зевса рождается Афина Паллада – богиня мудрости и правосудия. Мир основывается на гармонии и красоте. Боги карают покушающихся на гармонию. В 6-ом-5-ом веке до нашей эры олимпийская религия находит продолжение в мифе о Дионисе. Дионис (Вакх), сын Зевса и Семелы – умирающий и воскресающий бог, бог вдохновения и безумия, символизирует безмерность, стихию, разгул. В 7-ом-6-ом веке в разных областях Эллады появляются толпы вакханок – поедают животных, поят зверенышей своим молоком, отдаются первому встречному. Оргии, разгул, стихия. Полнота жизни. Орфизм – учение мифического персонажа певца Орфея. Важнейшая ценность – дух, а не тело. Смерть не властна над духовной глубиной. Пифагореизм – религиозно-культовая система (мистицизм), в которой значительное место занимает процедура религиозной медитации. Верили в переселение душ. Религии Древнего Рима также брали начало в тотемизме (легенда об основателях Рима – Ромуле и Реме). Пантеон богов Рима, как и обрядность большей частью заимствован у греков. Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Деметра – Церера и т.д. Культ Юпитера (храм на Капитолийском холме). Римляне почитали такие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, которые не обладами чертами живых личностей. В честь таких богов строились храмы, приносились жертвы. Мифология не получила развития. 

Информация о работе Религии Древнего Египта