Прообраз Храма Христа Спасителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:28, доклад

Описание работы

Храмы России. Дореволюционная Русь, а потом Россия, всегда славилась обилием церквей, храмов, часовен, монастырей. Праздничным утром радостный колокольный звон разливался по площадям и улицам больших и маленьких городов, сел, деревень. Люди, оставляя будничные дела, торопились в храм. Торопились, чтобы не пропустить ни единой молитвы из праздничной службы. И ни одна церковь в эти дни не оставалась пустой.

Файлы: 1 файл

Прообраз Храма Христа Спасителя.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Прообраз Храма Христа Спасителя 
(Боголюбский собор в Мичуринске)

Храмы России. Дореволюционная Русь, а потом Россия, всегда славилась  обилием церквей, храмов, часовен, монастырей. Праздничным утром радостный  колокольный звон разливался по площадям и улицам больших и маленьких городов, сел, деревень. Люди, оставляя будничные дела, торопились в храм. Торопились, чтобы не пропустить ни единой молитвы из праздничной службы. И ни одна церковь в эти дни не оставалась пустой. А помочь церкви было даже не долгом, не обязанностью, а вполне обыденным, привычным и, более того, естественным явлением. Церкви и храмы России возводились общими усилиями, как общий дом. Поэтому и отношение к ним было особое: трепетное и ласковое.

Когда по новой России со страшным грохотом прокатилась антирелигиозная волна, первым делом она смела на своем пути, конечно, монастыри и храмы, как оплот основ жизни народа. Даже некоторых атеистов приводило в ужас страдание людей, когда на их глазах совершали убийство самого святого, того, чем жило большинство.

Боголюбская церковь города Козлова  была тринадцатой по счету и построена  в честь Боголюбской иконы  Божией Матери. Эта икона была обретена чудесным образом. В 1771 году разбушевавшаяся эпидемия чумы выжигала целые семьи, спастись практически не было шансов ни у кого. В семье Зениных выжила только маленькая девочка 10-12 лет. Несколько дней осиротевший ребенок, плача и мучаясь от страха перед смертью и неизвестностью, пробыл в доме. В это время на воротах дома Зениных перед горожанами явилась икона Божией Матери. И этой же ночью иерею Иоанну было видение о необходимости служения молебна и проведения крестного хода, что и было совершено. Чума в городе отступила. С тех пор каждый год 11 ноября (по новому стилю) жители Козлова обходили с крестным ходом город. В этот день, как утверждает «Козловская газета» от 1907 года, все городские заведения, включая торговые и учебные, были закрыты. Так было вплоть до 1917 года, когда эта традиция оборвалась. Как память о чудесном событии, на Красной площади (район современного Боголюбского собора) была построена часовня, а на Соборной площади, рядом с Ильинской церковью, построен новый каменный собор. Но главный обет – заложить храм в честь иконы - горожане так и не выполнили. А в 1831 году, а затем 1847 году случились эпидемии холеры. Вновь и вновь горожане обращаются к иконе, и болезнь отступает. И только в 1849 году была заложена Боголюбская церковь. Но ее строительство затянулось не на один десяток лет. 1871 год стал годом нового нападения холеры. В этой связи жители пожелали провести службы в еще строящемся и неустроенном здании церкви. Свидетельство нового чуда запечатлено в летописи: город Козлов отправил в Тамбов много ненужных здесь гробов. И уже в феврале 1873 году храм, к всеобщей радости горожан и жителей окрестных сел, был освящен и начал принимать верующих.

О проекте Боголюбского собора хочется рассказать отдельно. Место расположения нового храма было выбрано не случайно. Дело в том, что почти все церкви располагались в верхней части города, жители же нижней части храмов не имели. Над проектом храма трудился известный русский академик архитектуры К.А. Тон. Этой церкви уже с первых карандашных набросков была предначертана великая судьба кафедрального собора, знавшего любовь тысяч прихожан, совершавшиеся там чудеса, пережившего многие унижения и новой возрождение. Известно, что Боголюбский собор и храм Христа Спасителя в Москве построены по проекту Введенской церкви Санкт-Петербурга. Более того, московский и петербургский храмы были разрушены. И когда храм Христа Спасителя восстанавливали, живым примером служил Боголюбский собор - единственный подобный сохранившийся проект архитектора К.А. Тона.

Не сразу, с течением времени храм стал одним из красивейших в Тамбовской губернии. По размерам уступал только Троицкому собору в Моршанске, а среди городских церквей, конечно, самым великолепным, богатым и украшенным. Проект храма готовился очень тщательно, поэтому нет ничего удивительного в том, что технические решения были на высочайшем уровне. Система вентиляции была устроена таким образом, что хватало пятнадцати минут, чтобы проветрить храм. А водоотвод был внутренний, каналы проходили прямо в колоннах храма. Таким образом, вода не стекала с крыши, а зимой не образовывалась наледь. Каналы внутри колонн продолжались под землей. По ним вода направлялась в озеро, которое находилось на западной окраине Козловского Боголюбского женского монастыря. О величии собора того времени говорит и тот факт, что во время его действия в нем хранилась не одна ценная вещь, в том числе Боголюбская чудотворная икона Божией Матери «Козловская».

Немногие знают, что при Боголюбском  храме находился женский монастырь. Первоначально это был Ильинский  женский монастырь, основанный приблизительно в 1638 году. Он располагался на Соборной площади рядом с Ильинской церковью. Здание монастыря было одноэтажное, да и сам монастырь никогда не отличался обеспеченной жизнью. Монахини жили тесно, тяжело, бедно. Но не покидали стен родного им места даже тогда, когда здание обветшало и стало непригодным для жилья. Так продолжалось до тех пор, пока не была проведена екатерининская церковная реформа, упразднившая монастыри. Монастырский храм стал приходским, а монахинь перевели в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь. Расстаться со своей обителью решились не все. Нескольким послушницам, которые не имели монашеского пострижения, не смогли дать крова на новом месте. Но решимость посвятить жизнь церкви оказалась несравненно важнее устроенной жизни, и они остались. Однако, случившийся в 1848 году пожар изгнал насельниц, уничтожив их кельи. Новое жилье они нашли в хлебных амбарах купца Федора Герасимовича Воронова, приспособленных для жилья. А уже в марте того же года указом Тамбовского губернского правления полиции дали распоряжение уничтожить общество богомолок в Козлове. Теперь им запрещалось носить черные платья, приходилось прятаться. В этом же году было начато строительство Боголюбского храма, а при нем предполагали открыть благотворительное заведение для сирот. Но все же решили, что правильнее устроить при новом храме женский монастырь. Строительство началось в 1867 году и, прерванное сильным пожаром, окончилось уже через два года. Храм был возведен благодаря помощи уже известного благотворителя Ф.Г. Воронова. На свои же средства он построил и два каменных двухэтажных корпуса для насельниц, связанных с монастырской церковью. Практически через столетие козловские послушницы смогли служить церкви уже в собственном монастыре, ухоженном, благоустроенном. Ф.Г. Воронов отдал практически все деньги на строительство и обустройство Боголюбского собора и женского монастыря, отдал обители земельные наделы, лесные угодья. Кроме того, этот человек содержал несколько бедных семей. Смерть Федора Герасимовича была не менее удивительной, чем вся его жизнь – он умер ровно через десять дней после освящения собора. Наверное, не зря говорят, что человек обязан выполнить свой земной долг прежде, чем покинет этот мир. Хоронить его приехал сам Владыка Феодосий II. Федор Герасимович был похоронен напротив правого алтаря в честь целителя Пантелеимона. Это место было значимым и почитаемым для современников и, думаю, таким и оставалось бы, если бы Октябрьская революция не прошлась по могиле купца Воронова. С тех пор в этом месте проложена тропинка и для простых смертных. Могила забыта, сегодня нередко можно увидеть на ней подгулявшую молодежь, стоящую машину, на могилах служителей церкви и монахинь – лужи нечистот.

Жители чтили монастырь, помогали материально, родственники насельниц  часто приезжали туда. А при  монастыре жили сироты. В числе  его владений XIX века можно назвать несколько дач с рощей, садами, огородами, водяную мукомольную мельницу. Монастырь получал доходы и от собственной деятельности. Например, монахини занимались иконописью, ковроткачеством, золотошвейным делом, шитьем. Некоторые их работы были известны далеко за пределами Тамбовской губернии.

1917 стал последним в судьбе  Козловского женского монастыря.  В двадцатых годах монахинь  изгнали, растащили ограду, разрушили звонницу и другие постройки. Ужасает страшный размах жестокости и цинизма некоторых еще вчерашних верующих. Желая найти ценности, не погнушались разрушить могилы, скульптурам ангелов ломали крылья. С 20-х годов в зданиях бывшего монастыря располагались городские организации. А в 1943 году из них сделали коммуналку, где жильцы держали кур, свиней и прочих животных. Там, где церковью запрещается жить мирской жизнью, люди живут и сегодня… Хотя многие из них готовы переселиться, было бы куда.

Службы в Боголюбском соборе продолжались до 1932 года. А после его закрытия вандалы не помедлили разграбить имущество, была украдена и чудотворная  икона. Судьба ее неизвестна до сих  пор. А храм приспособили под склад. Там хранили сначала церковную утварь, а затем самолетные моторы, соль. Там же безбожники тренировали стрелковое искусство, расстреливая святые лики. Храм разрушался, вандалы, ища клады, разваливали вентиляцию и водоотводы. Еще живы люди, которые стали свидетелями того безумия. И все же горожане помнят до сих пор, как перед Великой Отечественной войной и в первые ее годы, Божья Мать неоднократно являлась над храмом. Люди бежали со всех концов города, чтобы увидеть чудо, перед храмом собиралась огромная толпа, которую разгоняла конная милиция. Служители закона объясняли людям, что, на самом деле, они этого не видят! Как верующему человеку это расценить, если не как милость Неба в ответ на чудовищное предательство?

А в 50-х годах сняли купола, якобы  в целях безопасности. А на самом  деле, желая естественного разрушения крепко построенного здания. Его нужно  было уничтожить во чтобы то ни стало. Видя гибель бесценной святыни, на ее защиту встал краевед, участник Великой Отечественной войны Григорий Яковлевич Можеев (1912-2004 гг.). Он и другие видные городские деятели разными способами отстаивали нашу возможность хотя бы любоваться этим чудом архитектуры: были написаны десятки писем в разные инстанции, организовывались встречи с высокопоставленными лицами государства и так далее. Это был трудный и долгий путь. К тому же, получить разрешение на восстановление было мало. Некогда один из великолепных храмов Тамбовшины находился в полуразрушенном состоянии, практически все фрески уничтожены. Требовались специалисты, финансирование, техника. Всего этого катастрофически не хватало, восстановление происходило практически благодаря воле и вере энтузиастов. 58 лет прошло с тех пор, как была завершена последняя служба в этом храме. И 30 июня 1990 года собор был освящен. И начался новый виток его жизни. Начался, как тогда, в 1869, благодаря преданности церкви настоятелей храма и помощи прихожан, по крохам, медленно.

Сегодня собор является кафедральным, постепенно приобретает прежнее  величие и красоту, возрождается роспись, возвращаются прихожане. Так  и должно быть в намоленном и благодатном  месте. Месте, где совершилось не одно чудо. Верующие надеются, что когда-нибудь им вернут и монастырь, где найдут помощь старики. И уже находятся готовые принять постриг, чтобы возвратить городу эпохальную для него Красную площадь.

Город Козлов был богат на храмы: семнадцать церквей и храмов маленького городка напоминали людям о чем-то непреходящем и общем. Неоднократно город чудом спасался от страшных эпидемий, хотя поблизости тысячи людей гибли в страшных муках. Наверное, поэтому будущий Мичуринск и назывался когда-то Богоспасаемым городом. А если смотреть на современный город сверху, нетрудно заметить, что, как будто крестом, он осенен четырьмя церквями…

.


 

  


Информация о работе Прообраз Храма Христа Спасителя