Тульские храмы XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Архитектурные памятники прошлого требуют особого подхода к себе и бережного, внимательного изучения и сохранения.
Каждый из них имеет свою «биографию», отразившую определённый этап жизни нашего города. К памятникам прошлого нельзя подходить с предвзятых позиций, формально или бюрократически, это не только здания, стоящие на балансе местной городской управы, и объекты, имеющие определённый инвентарный номер. Кроме видимой, материальной ценности храмы несут иное содержание. Храм – обитель Духа Святого, там человек приобщается к святому и вечному. Храм имеет большое значение в воспитании духовности.

Содержание работы

1 Ведение…………………………………………………………………………..3
2 Основная часть…………………………………..……….…………….………..5
2.1 Успенский кафедральный собор……………….…….……………………….5
2.2 Храм Сергия Радонежского………………….………………………………..5
2.3 Спасский храм……………………..………..….….….…….…………………6
2.4 Всехсвятский кафедральный собор……………….……….….….…………..7
2.5 Преображенский храм………………………………….….………………….9
2.6 Богоявленский собор Тульского кремля………………..………..…………10
2.7 Католический храм Петра и Павла………………….………..…….……….11
2.8 Храм Александра Невского……………………………………….…………13
Заключение……………………………………………..……..….……….………15
Список использованной литературы………….…….…………………………..16

Файлы: 1 файл

Культура России и историко-культурное наследие.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Туризм и индустрия  гостеприимства»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Культура России и историко-культурное наследие

 Тульского  края»

специальность 100101 «Гостиничное дело»

на тему: Тульские храмы XIX века

 

 

Студент группы 920711                                                                  С.С.

 

Руководитель проекта к.т.н., доцент   ___________________   В.С.

 

 

 

Тула, 2012

 

 

Содержание

1 Ведение…………………………………………………………………………..3

2 Основная часть…………………………………..……….…………….………..5

2.1 Успенский кафедральный собор……………….…….……………………….5

2.2 Храм Сергия Радонежского………………….………………………………..5

2.3 Спасский храм……………………..………..….….….…….…………………6

2.4 Всехсвятский кафедральный собор……………….……….….….…………..7

2.5 Преображенский храм………………………………….….………………….9

2.6 Богоявленский собор Тульского кремля………………..………..…………10

2.7 Католический храм Петра и Павла………………….………..…….……….11

2.8 Храм Александра Невского……………………………………….…………13

Заключение……………………………………………..……..….……….………15

Список использованной литературы………….…….…………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

Архитектурные памятники прошлого требуют особого подхода к  себе и бережного, внимательного изучения и сохранения.

Каждый из них имеет свою «биографию», отразившую определённый этап жизни  нашего города. К памятникам прошлого нельзя подходить с предвзятых позиций, формально или бюрократически, это  не только здания, стоящие на балансе местной городской управы, и объекты, имеющие определённый инвентарный номер. Кроме видимой, материальной ценности храмы несут иное содержание. Храм – обитель Духа Святого, там человек приобщается к святому и вечному. Храм имеет большое значение в воспитании духовности.

Здание храма является выражением определённых идей и стремлений общества определённого периода. Изучая строительство  церковно-архитектурных памятников, мы ближе и глубже воспринимаем жизнь  наших предков, их быт и интересы, входим в дух времени данной эпохи. Построение храма связано с глубокими социальными и духовно-нравственными причинами, давшими возможность осуществить саму постройку и наложившими известную печать на весь храм в целом.

Архитектура храма свидетельствует  об эстетическом вкусе, художественных запросах определённой исторической эпохи. Перед историками-краеведами стоит целый ряд вопросов чисто нравственного и культурно-этнографического характера: почему храм построен вданном месте, кто был архитектором-проектировщиком, почему он посвящён определённому событию или памяти именно этого святого. Вызывают интерес и те художественные ценности (живопись, древние иконы, шитьё), которые были в храме, и их судьба. Ответ на многие поставленные вопросы по всем храмам дать невозможно, но в отношении наиболее значительных требуется их детальное изучение.

Сооружение храмов связано не только с личными чувствами или желанием одного лица – очень часто храмоздательство выражало волю более или менее  значительно числа жителей города. Люди прежних поселений, поражённые тем или иным событием, оставляли своим потомкам в назидание каменную летопись архитектуры – воздвигали на памятных местах или в память каких-либо событий храмы как живые свидетельства происходившего.

В XIX веке в губернии строилось много храмов в городах и имениях. Эволюцию храмового строительства можно проследить на примерах хорошо сохранившихся храмов г. Тулы

Задачи данной курсовой работы: изучение храмов Тулы в XIX веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основная часть

2.1 Успенский кафедральный собор

Успенский кафедральный собор, 1898-1902 (ул. Менделеевская, 13-а)

На месте современного собора в XVIII веке стояла каменная церковь при  Успенском женском монастыре, основанном в 40-х годах XVII века. Позднее из-за ветхости её разобрали и в 1791—1792 годах построили новый храм, который в середине XIX века расширили и перестроили. В

1898 году храм Успения,

находившийся на месте теперешнего  Собора, разобрали для строительства 

нового двухэтажного храма. Строительство  продолжалось 4 года.

Стены собора сложены из тёмно-красного кирпича. Черные купола увенчаны крестами и полумесяцами. На первом этаже  размещены два алтаря: в честь  Святой Марии Магдалины и во имя  Великомученика Пантелеимона. На втором этаже расположены три престола: во имя Успения Божией Матери, "Неопалимой Купины" и во имя Преподобного Александра Свирского. В 1909 году собор был расписан внутри и частично снаружи. Росписи храма являются точными копиями работ В. Васнецова во Владимирском соборе.

 

2.2 Храм Сергия Радонежского

Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1895-1901 (ул. Октябрьская, 76). Храм находится в центре Зареченского района Тулы. Церковь начала строиться в 1895 году. Роспись храма была закончена в 1901 г. (мастер — Н. Сафонов).

В настоящее время в храме имеется целый ряд святынь: подаренная Святейшим

Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в день посещения храма

(1999 г.) икона Спасителя; подаренная  Высокопреосвященным Алексием, ныне  архиепископом Тульским и Белевским,  икона XIX в. прп. Сергия из Свято-Троице-Сергиевой Лавры с частицей святых мощей; икона свт. Николая с частицей святых мощей; икона прп. Серафима XIX в. с частицей святых мощей; икона Вифлеемских младенцев с частицей святых мощей.

Храм построен в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним сводчатым куполом и высокой колокольней. Освящение состоялось в 1898 году. Церковь была сооружена на средства митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). Храм был расписан в 1901 году мастером Н.Сафроновым.

В 1930 г. церковь была закрыта, а колокольня вскоре разобрана. В августе 1991 года храм вновь передан Тульской епархии

 

 

2.3 Спасский храм

Во время эпидемии чумы 1771 года наряду со Всехсвятским кладбищем было отведено место под кладбище на "оружейной  стороне" в Больших Гончарах. В 1772—1773 годах была построена кладбищенская церковь, освященная в честь Нерукотворенного Образа Христа Спасителя

 В 1807 г. вместо деревянной  церкви был воздвигнут каменный  храм с двумя приделами: с  южной стороны — во имя иконы  Божией Матери "Живоносный Источник" и с северной — Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Особенностью храма является иконостас, отделанный мрамором.

Храм находится на улице  Пузакова, 1.

Год строительства: 1807.

 

2.4 Всехсвятский кафедральный собор

Всехсвятская церковь (ул. Л. Толстого, 79.) стала кафедральным собором Тульской епархии только в 1944 г. Однако история церкви уходит в далекий 1771 год, когда по Тульской губернии пронеслась эпидемия чумы. Для захоронения большого количества умерших был издан указ об отводе земель для кладбищ за пределами города.

Так в 1772 году было организовано кладбище на посадской стороне. В 1773 году была построена деревянная церковь в  честь Всех Святых, а кладбище стало  именоваться Всехсвятским. В том  же году, по просьбе тульских горожан на том месте было разрешено построить каменную церковь. Стараниями тульских купцов в 1776 г. началось строительство каменного храма, которое продолжалось 49 лет.

 У теперешнего храма два  этажа. Рядом расположена трёхъярусная  колокольня. Архитектурный стиль храма относится к раннему русскому классицизму второй половины XVIII века. Нижний храм был построен на средства купцов Ивана Герасимова и Герасима Сушкина, останки которого захоронены в стене центрального храма. Нижний храм имеет три престола: центральный — во имя второго Пришествия Христова (Страшного Суда), северный — во имя воскрешения праведного Лазаря, южный, на месте которого стоял деревянный храм, остался именоваться в честь Всех Святых. В правом приделе нижнего храма покоились мощи святого Иоанна Тульского.

Особый интерес представляет роспись  стен нижнего и верхнего храмов на библейские и евангельские темы. Стены были расписаны в 1955–1960 годах московскими художниками П. А. Гладковым и В. М. Голубевым.

В начале XX века вокруг Всехсвятского  кладбища была устроена каменная ограда, сохранившаяся по сей день. Колокольня Собора видна со всех точек города. В верхнем храме Собора совершаются Таинства брака (венчания).

 

 

2.5 Преображенский храм

Преображенский храм, (1830-1840-е гг.) (ул. Менделеевская, 13-а). В XVII веке на месте храма стояла церковь, называемая в народе Николая на Площади, которая в 1723 году перешла к Успенскому монастырю. В начале XIX века она сильно обветшала и в 1842 году на её месте по проекту В. Ф. Федосеева был построен новый двухэтажный пятиглавый храм в честь Преображения Господня. Храм являет собой яркий пример русского классицизма начала XIX века. Фасады здания с лицевой стороны украшают дорические колоны.

На втором этаже находятся престолы Преображения Господня, Тихвинской иконы  Божией Матери и Николая Чудотворца, а на первом иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», Архистратига Михаила и Святой Варвары. Там же находится могила тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина. Первоначально в храме было два входа: один ввёл из монастыря, а другой с улицы для мирян. В храме хранится древний чтимый образ Николая Чудотворца, именуемый иконой Николы Тульского (XVI век).

В советское время четыре купола и находившуюся рядом колокольню разобрали. В здании размещалась  Морская школа. В 2000 году храм был  возвращён верующим. С 2001 по 2007 в  нём велись реставрационные работы. Были обустроены два этажа храма, также восстановили четыре снесённые главы. При храме работает воскресная школа и видеотека с православной тематикой.

 

2.6 Богоявленский собор Тульского кремля

Богоявленский собор Тульского  кремля (1855-1862) — православный, бывший кафедральный, собор в Тульском кремле, в котором в размещался Музей оружия.

Богоявленский собор, построенный  в память погибшим воинам во время  Отечественной войны 1812 года, был  заложен 24 апреля 1855 году, а освящён  в 1862 году. Для входа в собор были построены три каменных крыльца. Иконостас для храма соорудил московский мастер Никанор Сафронов, а иконописцем был А.Борисов. Двухэтажный пятиглавый храм имел два придела: Святителя Николая и Князя Александра Невского. В храме было отопление и в отличие от Успенского собора кремля службы в нём совершались и в зимнее время.

В 1930-е годы собор был закрыт. Вначале в нём размещался аэроклуб, а в 1950-е годы он был отдан клубу  физкультурников. Облик храма был  изменён: из пяти глав сохранилась только одна — центральная, а после открытия в храме Музея оружия в 1989 году с восточной стороны храма появилась пристройка. В 2012 году, после переезда экспозиции в здание нового музея оружия, собор будет передан епархии и в нём начнётся реставрация.

 

 

2.7 Католический храм Петра и Павла

 

Во второй половине XIX века в Туле оформилась католическая диаспора, состоящая в основном из поляков, литовцев, немцев, латышей.

В конце XIX века число католиков  в Тульской губернии составляло около 1000 человек. Ранее построенная часовня не могла вместить всех верующих, и руководство прихода обращалось в различные инстанции с просьбой о выделении земли для строительства храма. 28 мая 1893 года было получено разрешение от Департамента духовных дел по иностранным вероисповеданиям на строительства храма на окраине Тулы вблизи Киевской улицы.

Закладка храма состоялась 15 мая 1894 на пересечении улиц Киевской (ныне пр-т Ленина) и Мотякинской (ныне Л.Толстого). Строительством руководил  губернский архитектор Эварист Скавронский (1846—1909). Открытие храма состоялось в 1896 году. На открытии присутствовал епископ-суффраган Франциск Сымон.

С 1898 года в приходе работал постоянный священник. Жизнь прихода стала  более активной — при храме  была открыта библиотека, а на католические праздники устраивались спектакли.

После 1917 года численность прихожан резко сократилось. Это было вызвано  большой эмиграцией поляков и  прибалтов на родину из-за прихода  к власти большевиков. В 1918 году, согласно принятому декрету, всё имущество  храма стало народным достоянием, а в 1932 году храм был закрыт. Позже там, в разное время, размещались редакция газеты «Молодой коммунар» и криминалистическая лаборатория.

В 1993 году католическая община Тулы была возрождена. Однако храм всё ещё  находился в распоряжении другой организации. В 1995 году общине, для совершения месс, был выделен пристроенный к храму гараж. Вплоть до 30 марта 2004 года, когда храм был официально безвозмездно передан приходу, мессы совершались в этом гараже. Возвращению храма содействовали Апостольский нунций в Российской федерации Антонио Менини и позиция архиепископа Тульского и Белёвского Алексия, который на запрос властей ответил, что не против передачи храма и видит в этом проявление справедливости. После получения соответствующих разрешений в храме начались реставрационные работы, завершившиеся в 2007 году.

Информация о работе Тульские храмы XIX века