Истоки и традиции дипломатии Ватикана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Католическая церковь — единственная в мире религиозная структура, имеющая собственную дипломатическую службу, которая на протяжении веков помогала Святому Престолу вести непрерывную борьбу за сохранение и развитие как духовной, так и светской власти Папы, прежде всего, над государствами Европы. История и уроки многовековой открытой и тайной войны ватиканской дипломатии за власть католицизма над умами и поступками почти миллиарда (в наши дни) католиков, над суверенными государствами и составляет основное содержание рецензируемой книги.

Файлы: 1 файл

Истоки и традиции дипломатии Ватикана.docx

— 19.57 Кб (Скачать файл)

Истоки и традиции дипломатии Ватикана

 
Католическая церковь  — единственная в мире религиозная  структура, имеющая собственную  дипломатическую службу, которая  на протяжении веков помогала Святому  Престолу вести непрерывную борьбу за сохранение и развитие как духовной, так и светской власти Папы, прежде всего, над государствами Европы. История и уроки многовековой открытой и тайной войны ватиканской  дипломатии за власть католицизма над  умами и поступками почти миллиарда (в наши дни) католиков, над суверенными  государствами и составляет основное содержание рецензируемой книги.

На протяжении столетий папское  государство являлось активной политической силой в Западной Европе, оказывающей  влияние как на всю систему  европейских международных отношений, так и на внутреннюю политику отдельных  стран континента. Это основная проблема настоящей монографии, которая представляет несомненный научный интерес.

Т. В. Зонова исходит из того, что в Средние века папство  представляло собой наднациональную  силу, определявшую не только дела церковные, но и открыто вмешивавшуюся во внутреннюю политику независимых государств. Уже в то время в деятельности дипломатии Св. Престола постоянно  возникали трудности в связи  с двойственным положением Папы —  с одной стороны, главы католической церкви, с другой — главы Государства  Ватикан. Такое противоречие являлось идейной основой для противодействия  самостоятельной политике пап в  Европе со стороны императоров Священной  Римской империи германской нации, европейских монархов. Многовековой конфликт мирской власти и власти духовной протекал в разных формах: открытой и тайной, мирной и военной, парламентской и образовательной, экономической и финансовой.

Каковы основные этапы  борьбы европейских государей с  папской властью? Автор книги  дает ответ на этот вопрос. Она показывает, что Реформация и Вестфальский мирный договор 1648 года значительно ослабили влияние пап в политической жизни  Западной Европы. Договор признал  господство “князей мира сего”  над религией и ее представителями. Главные союзники Папы — Габсбурги  потерпели поражение. Кальвинисты  получили равные права с католиками и лютеранами.

Автор справедливо подчеркивает, что на протяжении всего ХVII века французские монархи особенно энергично  отстаивали свою свободу от Рима, поддерживая  национальную церковь. В 1682 году французский  церковный собор принял Декларацию галликанского духовенства, которая  провозгласила независимость короля от церковной власти во всех мирских  делах. Власть Папы была ограничена законами Франции, обычаями страны и ее церкви. Французские войска оккупировали папские  владения Авиньон, Веннесенское графство, Бенневенто и Понтекарво.

Как аргументированно показывает автор книги, и в ХVIII веке продолжалось наступление монархов Западной Европы на политическую власть Ватикана. В  европейских столицах за Папой постепенно, но упорно утверждался статус “иноземного  правителя”. Во Франции и в других странах проводилась политика ограничения  не только светской, но и религиозной  власти Ватикана.

Нельзя не согласиться  с автором в ее утверждении, что  в истории Западной Европы не было другого правителя, который принес бы столько бед Св. Престолу, как  Наполеон. Именно он поставил католическое духовенство под контроль государства. Во Франции ни один документ папской  курии не мог быть опубликован  или обнародован без разрешения французских властей. Когда же Папа Пий VII отказался присоединиться к  континентальной блокаде Англии, Наполеон в 1808 году оккупировал Рим, провозгласил его “свободным городом”, а папские владения просто присоединил  к Франции.

Анализируя историю взаимоотношений  папского престола с государствами  Западной Европы в XVII —начале ХIХ  века, Т. В. Зонова приходит к главному выводу: внешняя политика Ватикана, основанная на жестком прагматизме, постепенно менялась, переходила от роли политического и религиозного арбитра  к функциям посредника. Прямое вмешательство  в политику европейских государств, особенно после изгнания из Европы ордена иезуитов, Ватикан заменил  тайной дипломатией и политическими  интригами. Отступая и наступая, маневрируя, прибегая к компромиссам и обманам, Св. Престол вынужден был основывать свои отношения с западноевропейскими  державами на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела, взаимной выгоды.

В известной мере парадоксален, но правилен вывод автора о том, что  крушение наполеонской империи не создало  благоприятных условий для деятельности папской дипломатии в Европе. Этот тезис подтвержден обширным фактическим  материалом. В Англии и Ирландии в ХIХ веке католическая церковь  существовала в жестких рамках уголовного кодекса. Даже правоверная католическая Испания неоднократно угрожала Ватикану разрывом дипломатических отношений. Наполеон III запретил на территории Франции  распространение документов, исходивших от Папы.

Но все это было лишь предвестником грозы 1870 года. Объединение  Италии в единое государство завершилось. Государство Ватикан было ликвидировано. Закон 1871 года отделил в Италии духовную власть от светской, но гарантировал

Св. Престолу свободу деятельности и неприкосновенность личности Папы.

Однако внешняя политика Ватикана сохранила свою активность, прежде всего антивоенную. Т. В. Зонова справедливо ссылается на два  наиболее значительных примера: попытку  предотвращения Ватиканом франко-прусской войны 1870 года и предложения Папы Пия Х в 1914 году об арбитраже между  Австрией и Сербией. Папский арбитраж не состоялся, но и после окончания Первой мировой войны, в 20-х годах, о всемирном значении внешней политики папства свидетельствовало несколько десятков подписанных Ватиканом международно-правовых документов.

Автор книги не преувеличивает, когда пишет, что в ХХ веке особое место в истории католической церкви заняли Латеранские соглашения 1929 года. Согласно им, итальянское правительство  признало юрисдикцию Св. Престола над  городом-государством Ватикан, общей  площадью в 44 гектара. Впервые в международных  отношениях была законодательно признана светская власть Папы. Обстоятельная  политико-правовая оценка Латеранских  соглашений является одной из заметных положительных сторон книги. Соглашения открыли качественно новый этап в истории ватиканской дипломатии, продолжающийся и поныне.

Несомненно, анализ истории  папской дипломатии в органической связи с эволюцией политической системы Западной Европы на протяжении Средневековья, нового и новейшего  времени является одной из главных  задач монографии. Именно на этом историческом фоне Т. В. Зонова рассматривает процессы становления и развития дипломатии Св. Престола, ее формы, методы сбора  информации, особенности организации, результаты деятельности.

Дипломатическая служба Ватикана уникальна. Она глубоко профессиональна  и не имеет аналогов. Первая постоянная нунциатура (представительство) Папы была основана в Базеле в 1231 году. Во второй половине XVI века Св. Престол располагал уже 34 постоянными нунциатурами. Все  папские послы (нунции) имели сан  епископа или архиепископа. Свои миссии Св. Престол посылал не только в  европейские государства, но и в  Китай, к татарам, к персам.

Именно дипломатическая  служба Ватикана впервые определила старшинство европейских монархов в специальном реестре. Реестр открывал Папа, за ним следовали император  Священной Римской империи германской нации, короли Франции, Испании, Арагона, Португалии, Англии, за монархами —  правители герцогств, графств и  даже республик.

В монографии рассматриваются  основные этапы истории дипломатической  службы Ватикана в ХХ веке, анализируются  взаимоотношения Св. Престола со многими  странами, трудности, возникавшие при  этом у католических дипломатов. Автор  убедительно показывает, что в  современных условиях дипломатическая  служба католической церкви представляет собой в системе всемирных  международных отношений влиятельную  политическую силу.

В конце ХХ века у Ватикана существовали дипломатические отношения  со 162 государствами. Святой Престол  имеет своих представителей или  наблюдателей в ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Европейском  союзе, Совете Европы, МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ, а также в многочисленных неправительственных  организациях. Стратегия и тактика  дипломатии Св. Престола, основанные на многолетнем опыте, отличаются гибкостью, жесткостью, упорством. Один из теоретиков дипломатии Ватикана кардинал Бертоли ведет ее стратегию и тактику от самого Иисуса Христа, которого считает великим мастером дипломатического искусства. Бертоли пишет: “Наш Господь умел ясно и энергично вести диалог. Он умел молчать, когда это было нужно, и избегать ненужных словопрений. Однако Он мог поставить собеседника и в тупик. Резким жестом или неожиданным суждением. Он мог разрешить самый сложный и запутанный вопрос, не попадая при этом в силки, расставленные Его противниками. Господь научил нас всему этому, ибо Он призвал своих учеников быть в сложных и трудных ситуациях мудрыми как змии, и простыми, как голуби”.

“Мудрость змеи” достаточно часто, а вот “простота голубя”” весьма редко были присущи и присущи  в наши дни дипломатии Ватикана. Они, как правило, отличные профессионалы, получившие образование в папской  Академии, созданной еще в 1701 году. В конце 90-х годов прошлого века в ней насчитывалось 35 слушателей из 20 стран.

Если говорить о тактике  ватиканской дипломатии, то она является классическим примером использования  методов посредничества, арбитража, миротворчества. Руководство дипломатической  службой строго централизовано. Ее всегда возглавлял лично Папа, который  имеет в сфере внешней политики самые широкие полномочия. Он заключает, ратифицирует и денонсирует международные  договоры и конкордаты; назначает  своих послов и принимает иностранных  представителей; поддерживает личные контакты с главами государств и  правительств; выступает с призывами, обращениями, письмами, речами по актуальным вопросам международных отношений.

Какое место в дипломатии Ватикана занимают взаимоотношения  с Россией? Автор обстоятельно отвечает и на этот вопрос. С нашей страной  Св. Престол начал искать контакты в конце XVIII века в связи с тремя  разделами территории католической Польши Пруссией, Австрией и Россией  в 1772-м, 1793-м и 1795 годах. При Александре I было учреждено постоянное российское представительство в Ватикане. С 1884 года российская императорская миссия постоянно находилась при Св. Престоле.

Дипломатической работе при  Св. Престоле в Петербурге придавали  большое значение. Не случайно в  разное время в Риме работали такие  выдающиеся дипломаты и государственные  деятели, как А. М. Горчаков, А. Б. Лобанов-Ростовский, А. П. Извольский,

С. Д. Сазонов. Советский Союз установил дипломатические отношения  с Ватиканом в 1989 году.

Разумеется, рецензируемая  книга не лишена недостатков. В связи  с этим хотелось бы высказать некоторые  замечания и пожелания. Главное  состоит в том, что автор не уделил достаточного внимания анализу  негативных сторон дипломатии и деятельности дипломатической службы Св. Престола. Назову некоторые из них.

В книге не раскрыто то обстоятельство, что на протяжении веков серьезную  опасность для демократического развития Европы представляли клерикальные силы, вдохновляемые и поддерживаемые Ватиканом. Не получили в монографии освещения и многочисленные факты, свидетельствующие о том, что  в канун и в годы Второй мировой  войны Ватикан имел тесные связи  с фашистскими государствами.

В целом монография Т. В. Зоновой, несомненно, заслуживает высокой  оценки. Именно к такому выводу приводят содержание книги, ее выводы, представляющие научный и практический интерес, документальная база, которая в значительной своей части впервые вводится автором в научный оборот.

 
Ю. В. БОРИСОВ,


Информация о работе Истоки и традиции дипломатии Ватикана