Традиции армянского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

В 301 году по Р.Х., когда Армения приняла христианство в качестве государственной религии, старый жреческий неподвижный календарь был заменен Юлианским календарем. В 1924 г. армянская церковь перешла с юлианского календаря на григорианский календарь. Древние армяне руководствовались календарем, согласно которому год имел 12 месяцев, в каждом по 30 дней и 13-й месяц - 5 дней. Название месяцев: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мехекан, Арег, Ахекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев в этом календаре названия имели не только месяцы, но и все 30 дней и 5 дней дополнительного 13-го месяца.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Традиции армянского народа………………………………………………….4
2. Традиции народных праздников………………………………………………7
3. Календарные праздники и обряды……………………………………………9
4.Вардавар………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………....22
Приложение ……………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Праздники и традиции Армянского народа.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Традиции армянского народа………………………………………………….4

2. Традиции народных праздников………………………………………………7

3. Календарные праздники  и  обряды……………………………………………9

4.Вардавар………………………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………....22

Приложение ……………………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Армянский народ богат национальными традициями. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи, праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция, передающеяся из поколения в поколение.

В 301 году по Р.Х., когда  Армения приняла христианство в  качестве государственной религии, старый жреческий неподвижный календарь  был заменен Юлианским календарем. В 1924 г. армянская церковь перешла с юлианского календаря на григорианский календарь. Древние армяне руководствовались календарем, согласно которому год имел 12 месяцев, в каждом по 30 дней и 13-й месяц - 5 дней. Название месяцев: Навасард, Ори, Сахми, Тре, Кахоц, Арац, Мехекан, Арег, Ахекан, Марери, Маргац, Хротиц, Авельяц. Кроме месяцев в этом календаре названия имели не только месяцы, но и все 30 дней и 5 дней дополнительного 13-го месяца.

Все христианские церкви отмечают праздничные дни, основываясь  на числах солнечных месяцев, т.е. большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадает это число. Например, Успение Пресвятой Богородицы всегда отмечается 15 августа. Воздвижение Животворящего Креста Господня - 14 сентября и т.д. Только Пасха и те Господние праздники, которые связаны с Пасхой (Вознесение, Сошествие Святого Духа и др.) отмечаются в определенные дни недели. Армянская церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходящими, т.е. отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла армянской церкви является Пасха.

Несмотря на то, что  Армения - христианская страна, в народе сохранились некоторые обычаи с  языческих времен, такие как благословение первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников.

 

1. Традиции  армянского народа

Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.  

Погребальные обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания  памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

Свадьба  

Свадьба у армян - это  очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже  изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы  новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок  на свадьбу. Кстати, поднесение даров  – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.

Во время выкупа невесты  родные могут назначить за нее  любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Рождение ребенка  

Традиционно (особенно в  селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.

При любом радостном  событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») - желая им того же счастья, что и  у него. 

Гостеприимство 

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно  надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать - если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется - искренне считают армяне. 

Традиции виноделия  и изготовления коньяка  

Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут   первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот. С древнейших времен армяне умели делать хорошее вино, а техника разведения виноградников и ухода за ними, выработанная еще в эпоху государства Урарту, почти не менялась на протяжении столетий.

В хозяйствах, занимавшихся виноделием около дома или в саду, строили виноградную давильню «хандзан». Внутри нее из камня или кирпича выкладывали длинный, обмазанный крепким известковым раствором резервуар с немного наклонным дном и отверстием, выходящим в каменный чан в земле. Мужчины, разувшись и тщательно вымыв ноги, давили виноград в этом резервуаре. Сусло переливалось из первого чана во второй, а затем большими длинными ковшами его разливали в «карасы» (глиняные сосуды), которые хранили, как это было принято в Урарту, вкопанными в землю. Из вина получали и виноградный уксус, а жмых шел на приготовление водки в специальных винокуренных приборах.

Виноград Армении особый - с большим содержанием сахара, а посему и «вырабатывает» больше спирта. Все нехитрое объяснение. Здесь  популярны такие сорта как ахтанак, арени, каберне, саперави, кишмиш, мускат, ркацители, на основе которых создаются прекрасные сладкие, полусладкие и сухие вина.

Но все же у большинства  из нас Армения больше ассоциируется  с коньяком. Хотя, коньяк, конечно  же, изготавливать значительно сложнее. Только начиная с XIX века, в Армении наладили промышленное производство коньяка. Армянский коньяк производят из высококачественных, отборных сортов винограда, произрастающих в Араратской долине. Мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар - эти сорта винограда и придают напитку тот необычайный бархатный терпкий вкус, вкус родной земли. В процессе первой ферментации из них изготавливается вино. Потом это вино подвергается трем-четырем дистилляциям, в результате которых получается 60-70-градусный спирт. Спирт заливается в дубовые бочки.

Бочки играют далеко не последнюю  роль в изготовлении коньяка. Специально подобранные породы дуба поставляются для их изготовления из Франции, России или стран Восточной Европы. В  этих дубовых бочках спирт выдерживают от 3-х до 20-ти лет. Только потом опытные профессионалы составляют сам коньяк на основе 3-х, 5-ти или 6-ти коньячных спиртов и родниковой воды из армянских горных источников. Чистая и прозрачная, она является незаменимой добавкой, без нее букет ароматов будет неполным.

А потом, в зависимости  от качества коньяка, коньяк выдерживается  не менее 12 месяцев, а коллекционный - не менее 3 лет, в старых деревянных бочках перед окончательным разливом в бутылки. Коньяк Армении настоль  хорош, отличается таким неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже старина Уинстон Черчилль запасал в год до 400 бутылок. 

 

2. Традиции  народных праздников 

 

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна...

Праздник «Цахказард»  или «Царзардар» тоже посвящен приходу  весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.

Летом, в начале августа, когда становится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.

День Святого Саркиса  отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки  пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

Традиционное жилище  

Традиционные дома в  армянских селениях имеют ряд  своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Единственным источником света было окно или дымоход в  крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который  был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.

В традиционном армянском  доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Традиционная одежда  

Традиционная армянская  одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма  составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с  низким стоячим воротником, застегивающиеся  от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.

Женская традиционная одежда и восточных и западных армян  была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.

Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

 

3. Календарные праздники и обряды

 

Календарные обряды, в  большинстве своем возникшие  еще в глубокой древности, теснейшим образом связаны с хозяйственной деятельностью человека и имеют общие исторические корни у самых разных этносов. Как и у других земледельческих народов, календарная обрядность армян носит ярко выраженный аграрный характер, отражает их древние взгляды на природу, их нелегкие заботы об урожае. Календарные праздники у армян издавна проводились по народному сельскохозяйственному календарю, отмечавшему начало и конец сельскохозяйственных работ. Позднее, с распространением христианства, многие древние праздники были приспособлены церковью к соответствующим датам церковного календаря, и, получив новые, христианские названия, проводились в те же дни, что и раньше, и по своей сути оставались языческими.

Информация о работе Традиции армянского народа