Исследование иудаизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму.
Целью моей работы является исследование иудаизма, а именно историю развития, священные книги, догматические и культовые особенности этой религии.

Файлы: 1 файл

напечатанный.docx

— 467.08 Кб (Скачать файл)


Введение

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались, святилища, посвящённые им разрушались, евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что  иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время  сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.

По мнению историков, этого  единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое  количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Иудаизм - это религия  небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным  источником для двух самых больших  религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

Целью моей работы является исследование иудаизма, а именно историю  развития, священные книги, догматические и культовые особенности этой религии.

 

Основная  часть

 

Этапы становления

Библейский период

 

 

Представления древних евреев о  Едином Боге складывались в течение  длительного исторического периода, называемого библейским и включающего несколько эпох.

 

Эпоха патриархов

 

Предки семитских народов вели кочевой образ жизни. Не имея собственной  земли, они странствовали вместе с семьями, имуществом и стадами  по территориям Древнего Востока и время от времени становились лагерем вблизи городов. Иногда кочевники оседали надолго и тогда, заручившись покровительством местных царьков, приобретали в городских предместьях участки земли. Вероятно, такую полуоседлую жизнь вел и Фарра, отец Авраама — еврейского патриарха.

Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. семитские племена были вытеснены из Верхней Месопотамии и включились в борьбу за Ханаан (Палестину).

В Библии Палестина названа страной, «текущей молоком и медом». Здесь  были плодородные долины и горы со снежными вершинами, изобилие воды и  щедрая растительность. В восьмой  главе Второзакония перечисляются  некоторые из произраставших в Святой земле злаков и фруктов: пшеница, ячмень, виноград, смоковница, гранат, маслина. Но Палестина была не только «райским уголком» — через нее  проходили важнейшие торговые пути, соединявшие цивилизации древности. Стремление обладать Ханааном с тем, чтобы получить возможность контролировать торговлю огромного региона, в течение  нескольких веков сталкивало на полях сражений державы Древнего Востока и воинственных кочевников.

Как сообщает библейское предание, Фарра  покинул месопотамский Ур, «чтобы идти в землю Ханаанскую», однако, не дойдя до нее, остановился в  Харра-не и вскоре умер. Авраам, ведомый своим Богом-покровителем Яхве, продолжил путь отца и достиг Палестины, где установил несколько жертвенников Господу. Затем разразилась засуха, и урский скиталец на некоторое время «спустился» в Египет, откуда вернулся весьма состоятельным человеком, владельцем стад и сокровищ. Бог не оставляет своего избранника; убедившись в преданности Авраама, он заключает с ним священный союз — Завет (брит). Яхве обещает сделать Авраама «отцом множества народов» и дать его потомкам Ханаан «во владение вечное» в обмен же требует: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами».

Так в Ханаанской земле был установлен культ Яхве — племенного Бога пришельцев, а деятельный сын Фарры, отринувший «богов иных», стал родоначальником евреев (через Исаака — сына от Сарры), арабов (через сыновей от Агари и Кетуры) и идумеев (через своего внука Исава). С ним связывают также происхождение моавитян и аммонитян. В позднеиуда-истической литературе образ «первого монотеиста» дополняется чертами культурного героя — первоучителя астрономии и математики, изобретателя алфавита и т. д.

На протяжении всей своей долгой жизни (175 лет) Авраам не сближается и  не роднится ни с одним из местных  языческих племен. Когда приходит пора женить сына Исаака, он шлет свата в Харран, чтобы найти невесту из среды родичей.

По-другому ведет себя Измаил, сын  Авраама от рабыни Агарь. Он женится  на египтянке и навсегда отделяет своих потомков от Святого народа.

Исав, старший сын Исаака, также  отступил от Завета. В юности он променял дар первородства на чечевичную похлебку, а впоследствии привел в дом язычниц, которые «были в тягость» его  родителям — Исааку и Ревекке.

Дело Авраама продолжил другой его внук, Иаков, младший сын Исаака и любимец Ревекки. Он взял в жены своих двоюродных сестер — Лию  и Рахиль, а также их служанок — Баллу и Зелфу, и произвел от них 12 сыновей — родоначальников 12 колен (племенных объединений) Израилевых.

Иосиф, сын Иакова от красавицы  Рахили, пользовался особым расположением отца. Братья, побуждаемые чувством зависти, за 20 серебреников продали Иосифа в рабство измаильтянам, и те отвели юношу в Египет.

 

В Египте

 

Преданный братьями и разлученный  с любящим отцом, Иосиф мог полагаться лишь на силы Бога. И Он помог ему не только выжить в чужой стране, но и сделать такую головокружительную карьеру, которой позавидовал бы и родовитый египтянин. Благодаря природному уму, административному таланту и особому дару предвидения Иосиф стал правой рукой фараона и первым чиновником Египта. Возвышение еврея было делом невиданным для этой страны, но этот еврей стоил возвышения. Он осуществил масштабные преобразования в сфере управления Египтом, обогатил казну, провел аграрную реформу и обеспечил продовольственную безопасность государства на долгие годы.

Став верным слугой языческого правителя  правнук Авраама никогда не забывал ни своего Бога, ни своего народа. Помня о предательстве братьев, он не таил на них зла. Ведь они были только орудием в руках Яхве. Когда братья пришли в Египет просить хлеба («ибо в земле Ханаанской был голод»), Иосиф разъяснил им замысел Всевышнего: «...Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни». Благодаря Иосифу весь Дом Израилев был спасен и нашел пристанище в египетской земле Гошем, в дельте Нила.

 

В пустыне

 

Период благоденствия евреев в  Египте был недолгим. Потомки Иакова, хранившие верность Яхве, оставались чужаками в глазах египтян. Власть не доверяла инородцам, видя в них угрозу безопасности страны: «Вот, народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас... когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями». Евреи были обращены в рабство и на протяжении нескольких столетий подвергались унижениям со стороны египтян.

Так было, пока Яхве не услышал стенания Своего народа и не вспомнил «завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом». Чтобы вернуть Израилю Ханаан, Он призвал Моисея и сделал его вождем еврейского народа и проводником Своей воли. В иудаизме Моисей почитается как величайший из пророков, которого называют Рабейну («учитель наш»).

Исход избранного Богом народа сопровождался  многочисленными чудесами, которые  Бог совершил в доказательство своего могущества. Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, потому что народ  израильский прогневал Бога. Библия об этом говорит так: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее», и только следующие поколение вошло в «обетованную землю».

 

 

В третий месяц после исхода сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. Там произошло центральное событие в священной истории евреев: Яхве призвал Моисея и через него даровал Израилю Десять Заповедей. Синайское Откровение считается моментом возникновения иудаизма как национальной религии. В пустыне народ Яхве построил первую скинию, или мишкан, — переносной молельный шатер, ставший прообразом будущего Храма и синагог. Самым священным предметом в скинии был Ковчег Завета, место земного пребывания Яхве — ларец, в котором хранились две каменные скрижали (плиты) с высеченными на них Заповедями.

Моисею не было суждено войти  в Ханаан. Он умер, когда Земля  обетованная уже виднелась вдали. Завоевание Святой земли возглавил  преемник Моисея, пророк Иегошуа (Иисус Навин).

 

Эпоха Судей

 

Несколько столетий ушло на освоение новой территории, право на которую  приходилось отстаивать в сражениях  против воинственных соседей (хеттов и  египтян), а также против коренного  ханаанского населения. Израильтян окружали народы, близкие по происхождению (моавитяне, аммонитяне, арамеи), и древние  аморейские государства Гешур и  Мааха. Каждое из 12 колен Израилевых получило в Ханаанской земле свои надел, и эти территориально-племенные рамки были закреплены на много веков.

Еврейские поселения возникали  во всех областях страны, включая горную местность. К моменту восшествия на престол первого еврейского царя Саула народу Яхве принадлежала почти вся часть Ханаана, расположенная к западу от Иордана.

Этот период именуют «эпохой  Судей». Судьей (верховным правителем) становился военачальник одного из племенных объединений («колен») или больших родов, доказавший свое право на власть ратными подвигами и способностью мобилизовать население для отпора внешнему врагу. Полководцев и простых израильтян вдохновляли пророки — религиозные идеологи, обладавшие выдающимися ораторскими способностями и даром предвидения. К числу прославленных личностей той эпохи предание относит пророка Самуила и пророчицу Дебору, Эгуда Вениаминского, заколовшего мечом моавитянского царя-поработителя, и богатыря Самсона — героя народных сказаний, сумевшего побить войско филистимлян ослиной челюстью.

Нередко судью называли «спасителем», что указывает на харизматический  характер этой формы власти. Большинство  событий, описанных в Книге Судей, не носят общенационального характера, а связаны с судьбой того или  иного племени.

Историк Мартин Нот высказал предположение, что судьи принадлежали к постоянному  племенному руководству, и назвал их образ правления амфиктионным, по аналогии с Древней Грецией, где существовали особого рода «священные союзы» — амфиктионии. Они формировались вокруг религиозного центра и объединяли 12 городов или племен. В Ханаане главный религиозный центр возник в Шило.

В источниках не указывается, в чем  заключались обязанности отдельных  колен по отношению к религиозному центру. Вероятно, он поддерживался дарами и приношениями. Здесь находились резиденция семьи первосвященника и место пребывания Ковчега Завета. В Шило созывались всееврейские собрания племенной знати для избрания вождя Или принятия решений об объявлении «священной войны». Видимо, так была объявлена война всех израильских колен против племени Вениамина, правители которого грубо нарушили общепринятые моральные нормы (Книга Судей, 19:21). В Шило был организован и военный поход против филистимлян — самого грозного врага еврейских племен, начиная с XIII в. до н. э.

С этим центром связана судьба Самуила  — судьи и пророка, при котором  в Израиле впервые установилась царская власть. Семья будущего пророка  ежегодно совершала паломничество  в храм Шило, а сам Самуил с  детства воспитывался и жил в  храме.

Как правило, судьи проводили мобилизацию  только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу XI в. до н. э, филистимляне, закрепившись на плодородной прибрежной полосе Ханаана, были готовы к тому, чтобы полностью завоевать страну. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила процесс превращения союза колен в единое государство. Народ обратился к Самуилу, достигшему преклонных лет, с просьбой поставить над Израилем достойного царя. Выбор пал на Саула, который стал первым израильским монархом (примерно в 1030г. до н.э.), объединил военные силы всех колен и выступил против филистимлян.

Так в конце XI в. до н. э. было создано  древнееврейское государство Израиль.

 

Давид (1004—965 гг. до н. э.)

 

Покончить с внешней угрозой филистимлян смог зять Саула Давид, правивший Израилем более 40 лет. Почти все это время легендарный царь-воитель провел в сражениях и к концу своей жизни владел небольшой империей. К Израильскому государству были присоединены Галилея и города Саронской и Эздрелонской долин. Особое значение имело завоевание крепости Сион, цитадели города Иерусалима, населенного одной из древних ханаанских народностей. Давид полностью оценил стратегические преимущества Иерусалима, находившегося в географическом центре страны, в точке пересечения торговых путей (и неподалеку от надела Иуды, из племени которого происходил сам монарх). Этот город был во всех отношениях наиболее подходящей столицей объединенного государства.

Информация о работе Исследование иудаизма