Исследование иудаизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму.
Целью моей работы является исследование иудаизма, а именно историю развития, священные книги, догматические и культовые особенности этой религии.

Файлы: 1 файл

напечатанный.docx

— 467.08 Кб (Скачать файл)

В период правления Давида вся гражданская  и военная администрация сосредоточивается в Иерусалиме. Сюда переносится Ковчег Завета в сопровождении обслуживающих его священников и левитов, после чего новая столица становится не только политическим, но также культовым и судебным центром страны. Теперь Давид контролировал всю торговлю между Египтом и Междуречьем. Сирийское царство превратилось в данника Израиля. Давид завоевал также Идумею, доведя тем самым южные границы Израиля до Красного моря.

Историография последних лет царствования Давида приписывает все бедствия, обрушившиеся на его дом (братоубийство, восстание против Давида его сына Авессалома), непростительному греху, совершенному царем. Некогда, чтобы овладеть красавицей Вирсавией, он послал ее мужа, своего военачальника, на верную смерть. Моральное осуждение могущественного владыки — уникальное явление в исторической литературе не только древнего мира, но и позднейших эпох.

Давид положил начало царской династии; которая бессменно продержалась на престоле вплоть до разрушения Первого  Храма, и вошел в историю еврейского народа как псалмопевец, герой и  помазанник Божий.

 

Соломон (965-928 гг. до н. э.)

 

После смерти Давида (965 г. до н. э.) его  младший сын Соломон стал новым царем. При нем древнееврейское государство достигло могущества и процветания. Монарх заключил союз с Египтом и Финикией, установил контроль над Акобским заливом в Красном море, построил там гавань и занялся морской торговлей.

В царскую казну рекой лились доходы от внутренней и внешней экономической деятельности. В городах с помощью финикийских архитекторов и ремесленников возводились сотни каменных строений. На фоне парадного городского пейзажа скромные молельные шатры не производили должного впечатления, и Соломон реализовал решение отца Давида о строительстве каменного Храма — в центре Иерусалима.

 


Создание новой святыни Израиля  было завершено к 958 г. В течение  последующих 1000 с лишним лет Иерусалимский Храм являлся центром духовной жизни израильтян и символом национального единства всех еврейских колен.

Высшую категорию священнослужителей составляли жрецы (коганим), обладавшие исключительным правом совершать храмовые богослужения. Жрецами могли быть только левиты — колено Левия.

Священники Иерусалимского Храма  составляли высшую прослойку древнееврейского общества. Их потомки до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты. Например, коганим не должны находиться под одной крышей с мертвым телом, жениться на вдове или разведенной и т. д.

 

 

 

 

Начало «рассеяния»

 

После смерти царя Соломона государство  раскололось на две части: Израиль (на севере) и Иудею (на юге).

Ослаблением и раздробленностью страны воспользовался Египет. В 930 г. до н.э. египтяне разорили и Иудейское царство, и  своего временного союзника – Израиль. Но это не помешало царям двух еврейских государств вести братоубийственные войны, чем воспользовались соседние народы, покоренные в свое время Давидом.

В 722 г. до н.э. возвысившаяся Ассирия  уничтожила Израиль, через 40 лет нанесла  поражение Иудее.

Но еще более страшные события  произошли в 586 г. до н.э., когда после  двухлетней осады вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушил Храм Соломона и окончательно уничтожил еврейское государство. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в «вавилонский плен» и поселены в разных городах Месопотамии. Еврейские поселения, возникавшие вне пределов Святой земли с конца VIII в. до н. э., получили общее название «диаспора», то есть «рассеяние». После 586 г. большая часть переселенцев была сосредоточена в Вавилоне. В это время главным духовным лидером еврейского народа становится пророк Иезекииль, проповедующий идею о приходе Мессии, который вернет евреям Святую землю и Иерусалимский Храм.

В 538 г. до н. э. Кир Великий, царь Персии из династии Ахеменидов, завоевал Вавилон и позволил иудеям вернуться на родину. Иерусалим оставался частью Персидской империи, но получил статус самоуправляемого города (VI—V вв. до н. э.). Однако многие не захотели покидать процветающие общины, созданные в Вавилоне за годы изгнания. Те, что вернулись в Иудею, приступили к восстановлению Храма. Но и здесь, на родине Обетования и Завета, между евреями не было прежнего единства. Лидеры новой религиозной общины Ездра и Неемия соглашались признавать иудеями только тех евреев, что прошли через вавилонский плен (где продолжали соблюдать еврейские обычаи и сохраняли верность Единому Богу). Прочие считались отступниками, осквернившими себя смешанными браками и почитанием языческих богов.

Отвергнутая часть израильтян создала  свою особую общину самаритян, сохранившуюся в Израиле до нашего времени. Со времен Ездры идея о богоизбранности еврейского народа приобретает в учении иудаизма первостепенное значение.

 

Эпоха эллинизма (323—63 гг. до н. э.)

 

К 323 г. до н. э. Иранская держава, в состав которой входила Иудея, была завоевана Александром Македонским. Александр и его преемники стремились сделать греческую культуру достоянием «отсталых» народов. На подчиненных территориях распространялись эллинистические формы искусства, литературы, философии и управления. Привлекательность эллинской культуры заставила многих евреев оставить традиционный образ жизни. Трения между эллинизированными и традиционными евреями достигли предела, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175—163 гг. до н. э.) под угрозой смерти запретил поклонение Яхве всем евреям своей империи. Противники эллинизации восстали, и началась продолжительная Маккавейская война (142—76 гг. до н. э.), которая закончилась победой и установлением иудейской монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.

В 63 г. до н. э. над Израилем устанавливается  римское господство — значительно более суровое, чем греческое. Иудея некоторое время сохраняла номинальное самоуправление, но затем окончательно превратилась в римскую провинцию с прокуратором во главе. К началу нашей эры в еврейском обществе сложилось несколько религиозно-политических группировок, представители которых — саддукеи, фарисеи, зелоты и ессеи — вели напряженные дискуссии о том, какие формы должно принять сопротивление жестоким язычникам. Выработать общую программу действий не удалось, не появилось и единой идеологии, соответствующей историческому моменту.

В партию саддукеев вошли представители  высшего духовенства и крупные  землевладельцы. Они выступали за сотрудничество с римскими властями и против чрезмерно ревностного соблюдения священных заповедей — мицвот. Фарисеи требовали неукоснительного выполнения обязательств перед Яхве, однако на деле шли на компромисс с язычниками (поэтому слово «фарисей» стало синонимом лицемера).

Ессеи и зелоты ожидали прихода  Мессии, который выгонит римлян и  вернет Израилю свободу. Согласно иудейской  традиции, Иисус из Назарета был  одним из тех самопровозглашенных  пророков, которые появлялись в это  «смутное время». Его считают псевдомессией, возглавившим иудейскую секту, которая противопоставила себя иудаизму, отделилась от него и оформилась в самостоятельную религию.

В 66 г. н. э. произошло вооруженное  столкновение между защитниками  Завета и эллинизированными иудеями, поддержанными Римом. Римский гарнизон был перебит воинственными зелотами, после чего восстание охватило всю Иудею. Многие из фарисеев вначале примкнули к мятежникам, но затем перешли на сторону кесаря. Среди них был военачальник Иосиф Флавий — представитель знатного еврейского рода, принадлежавшего к иерусалимскому жречеству. Автор знаменитой «Истории Иудейской войны» не только перешел на сторону римлян, но и помогал им в покорении Иудеи.

В ходе Иудейской войны Иерусалимский  Храм был вновь разрушен (70 г.). В 132г. н.э. под гфедводи-тельством Бар  Кохбы («сына звезды») вспыхнула  новая волна сопротивления. Толчком  для нее послужило решение  римских властей о создании на месте разрушенного Храма языческого святилища. Восставшим удалось изгнать римлян из Иерусалима и на три года установить там свою власть. В 135 г. сопротивление евреев было сломлено, их вынудили покинуть Иудею, и они расселились по всей территории Римской империи и в странах Азии, образовав обширную диаспору. Прошло почти 2000 лет, прежде чем евреи сумели вновь обрести суверенное государство на своей земле.

 

Диаспора

 

С образованием диаспоры начинается новый этап в истории иудаизма. На смену традиционным храмовым богослужениям  пришли коллективные молитвы в синагогах. Синагога была не только молельным  домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. В это время жреческое  сословие утрачивает господствующее положение. Руководство синагогами и еврейскими общинами в целом переходит к  раввинам — законоучителям Торы (рабби  на иврите — «мой учитель»). Раввины были знатоками религиозной традиции и духовными наставниками евреев. Они вершили суд, преподавали религиозные дисциплины, а также принимали участие в разработке галахи — системы религиозного и обычного права, регулирующей жизнь еврейских общин во всем мире. С самого начала институт раввината не имел иерархии; приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать. Раввинами могли становиться только мужчины (сегодня некоторые направления иудаизма признают это право и за женщинами).

 

Евреи в Вавилоне (586 г. до н. э.—1040г. н. э.)

 

В Вавилоне находилось крупнейшее еврейское  поселение. Потомки евреев, изгнанных  из Иудеи Навуходоносором, жили здесь  в достатке. В некоторых районах они основали независимые княжества и даже помогали местным правителям в войнах с Римом. В Вавилоне изучение Торы достигло высочайшего уровня. Здесь были составлены Масоретский кодекс Танаха и Талмуд; вавилонские гаоны (главы еврейских академий) консультировали евреев всего мира по вопросам галахического законодательства. Последний гаон был убит в 1040 г: н. э. — в период, когда еврейская жизнь в Вавилонии уже пошла на спад.

 

В начале VIII в. иудаизм распространился  среди части тюркских племен, входивших  в Хазарский каганат. Их потомки  — караимы — образовали отдельную ветвь иудаизма. Караимы признавали только книги Танаха и отвергали Талмуд.

 

 

 

Иудаизм в средние  века

 

В средневековой Европе многие относились к евреям как к богоубийцам, распявшим  Христа. Периодически принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. Иногда их заставляли жить в гетто (отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запирающимися на ночь), обязывали носить специальную одежду, сходить в сточную канаву, уступая дорогу христианам. Евреям редко удавалось получить высокие должности.

В ряде случаев правительства городов, а иногда и целых стран просто избавлялись от еврейского населения. Например, в XII в. евреи были изгнаны из Киевской Руси, в конце XIII в. — из Англии, в конце XV в. — из Испании.

Несмотря на все это, изучение Торы в средние века достигло новых  высот, причем как в Европе, так  и в арабском мире. Средневековые  исследования Талмуда легли в основу современной талмудической науки.

Вместе с тем уже в период раннего средневековья многие предписания  Талмуда перестали выполняться — либо по причине их архаичности (как, например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены правовыми нормами тех стран, где жили евреи. Начиная с этого периода и вплоть до наших дней большинство евреев соблюдают лишь основные обряды жизненного цикла (прежде всего обрезание), а также тот раздел талмудического права, который связан с традиционными праздниками.

Ислам был более терпим к иным религиям, нежели христианство, и евреи  Востока в целом жили более  обеспеченно, чем их братья в Европе. Евреям разрешалась профессиональная деятельность, вплоть до работы в составе правительства.

Вместе с тем мусульмане так  и не простили евреям непризнание  Магомета и периодически «напоминали» им об этом. Например, в одном иракском городе евреям не позволялось носить обувь, прикасаться к фруктам и овощам, строить балконы, выходящие на улицу, чтобы не смотреть сверху вниз на мусульманских прохожих. Эти ограничения сохранялись вплоть до XX в. Правители династии Альмохадов, завоевавшей Северную Африку и Испанию в XII в., навязали евреям специальную одежду и ввели ограничения на право торговли.

Как и в Европе, на Востоке жили в это время выдающиеся еврейские  мудрецы, такие как Маймонид, автор важнейшего законодательного кодекса и философских работ.

 

Сефарды и ашкеназы

 

Со временем в диаспоре сформировались различные этнические общины, имеющие  свои языковые, бытовые и обрядовые  особенности. Значительная по численности  этническая группа евреев-сефардов сложилась  в средневековой Испании в период арабского господства (Сефард — еврейское название Испании в средние века). После изгнания сефардов из Испании в 1492 г. они расселились в странах Ближнего Востока, в Турции и на Балканах, где сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали называть всех евреев азиатского происхождения, в противоположность европейским евреям.

Начиная с позднего средневековья  происходит формирование ашкеназийской  общины, этнокультурный очаг которой  возник в Германии в IX—XII вв. (Ашкеназ — еврейское название Германии в средние века). В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык идиш, сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности.

Информация о работе Исследование иудаизма