Исследование иудаизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму.
Целью моей работы является исследование иудаизма, а именно историю развития, священные книги, догматические и культовые особенности этой религии.

Файлы: 1 файл

напечатанный.docx

— 467.08 Кб (Скачать файл)

В Палестине проживали представители  обеих общин. В период османского владычества на Святой земле (1517—1917 гг.) сефарды и ашкеназы существовали за счет халуки (средства, собиравшиеся евреями диаспоры для поддержания  своих палестинских единоверцев). Сефардская община была признана турецкими властями. Ашкеназы считались иностранными подданными, хотя им было позволено иметь свои синагоги, раввинатские суды и религиозные учебные заведения — ешивы. С началом колонизации Палестины Британией здесь был выбран Верховный раввинатский совет (1921 г.) во главе с двумя главными раввинами — ашкеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в раввинате сохраняется и в наши дни. Богослужение у сефардов, образ их жизни, обычаи и традиции во многом отличаются от ашкеназийских.

Сегодня наиболее значительную по численности  этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы, которые проживают в большинстве стран Европы, в США, Латинской Америке и Южной Африке.

 

Эпоха перемен

 

Развитие европейской культуры XVII—XVIII вв. происходит под знаком секуляризма — отделения от религии и церкви. Центральным персонажем европейского Просвещения становится свободная мыслящая личность, подвергающая критическому пересмотру господствующие прежде воззрения на общество, государство, религию. Правоведы выдвигают концепции естественного права и общественного договора, доказывают необходимость юридического равенства людей перед законом, независимо от их национальности и вероисповедания.

В этих условиях многие представители  еврейской интеллигенции включились в борьбу за эмансипацию евреев и отмену дискриминационных ограничений по национальному или религиозному признаку. В середине XVIII в. одним из лидеров этого движения становится Моисей Мендельсон, яркие философские работы которого вызывали интерес не только в иудейской среде, но и в просвещенном германском обществе.

Мендельсон и его последователи  призывали евреев изменить традиционный образ жизни, изучать европейские  языки и светские дисциплины наряду с Торой и Талмудом, осваивать  земледелие и ремесла и отказаться от иврита при ведении деловых  записей. Идея компромисса между  евреями и нееврейским миром  составила концептуальную основу гаскалы (еврейского Просвещения); ее приверженцы именовались маскилим. Среди маскилим не было единодушия по вопросу о том, в какой мере должен измениться еврейский образ жизни для достижения компромисса. Одни полагали, что перемены должны носить чисто внешний характер, не затрагивая основ еврейской жизни. Другие считали необходимым реформировать иудаизм, сделав его более созвучным духу времени. Последние заложили фундамент реформистского движения, распространившегося в Германии в начале XIX в.

Однако распространение реформистских  настроений уже в середине XIX в. активизировало и традиционное ортодоксальное течение. Возникает также консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями.

Правительства ряда европейских стран  были готовы признать евреев полноправными членами общества, но при условии, если те откажутся от некоторых элементов своей религии. Так, Французская революция в 1789 г. провозгласила «свободу, равенство, братство» для всех жителей Франции, включая евреев, но в обмен потребовала от последних считать себя францу зами. Наполеон вскоре после прихода к власти заявил, что «через десять лет не будет никакой разницы между евреем и французом». В 1807 г. он основал Сангед-рин (высший еврейский совет), от которого, среди прочего, потребовал утверждения закона, допускающего смешанные браки.

В России правительство сформировало общество содействия переходу евреев в православие. Под нажимом властей  и при содействии маскилим в еврейских  школах сокращалось время изучения Талмуда и вводились светские дисциплины. Бунд, еврейское социалистическое движение, возникшее во второй половине XX в., призывало евреев вообще отказаться от иудаизма и влиться в российское общество. На протяжении всего XIX столетия и особенно в начале XX в. тысячи правоверных евреев были вынуждены покинуть Восточную Европу (Россию, Польшу и Украину). Большинство беженцев отправилось в США. Другие поселились в Палестине (сегодняшний Израиль), Великобритании, Южной Африке и Австралии.

 

Восстановление  Израиля

 

С конца XIX—начала XX в. приобретает  влияние сионизм, национально-политическое движение за воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа — в Палестине. Основоположник сионизма — выдающийся еврейский публицист из Австрии Теодор Герцель (1860—1904 гг.), автор книги «Еврейское государство». Идеологической основой сионизма стало учение об Иерусалиме как о духовной собственности евреев. Итогом активной деятельности сионистских организаций явилось создание в 1948 г. государства Израиль, возвращение в него большого количества евоеев из Европы и США и связанное с этим процессом оживление религиозной жизни как в самом Израиле, так и в диаспоре. Если до войны многие евреи стремились сбросить с себя религиозные «оковы», то послевоенное поколение захотело вернуться к наследию предков. В настоящее время большинство евреев Европы и США являются приверженцами реформированного иудаизма, в то время как в Израиле преобладает иудаизм ортодоксальный (ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма).

 

Священные книги

 

 

 

Рассказ о всемирной  и еврейской истории от Сотворения мира до смерти пророка Моисея является первым разделом священных книг, получившим название «Тора» (буквально «Закон») или «Пятикнижие» (по числу книг, в которых было разделено повествование). Считается, что Пятикнижие было записано со слов Бога на горе Синай самим Пророком Моисеем, включая даже несколько последних стихов, рассказывающих о смерти и погребении пророка.

Исторические книги, в  которых была изложена история еврейского народа от завоевания Ханаана до падения  Иудейского царства, а также книги, излагавшие пророчества поздних  пророков, были объединены во второй раздел с общим названием «Пророки» («Невиим»). Окончательная редакция этого раздела относится приблизительно к IV в. до н. э.

В третий раздел, получивший название «Писания» («Ктувим») и окончательно сформировавшийся примерно во II в. до н. э., вошли исторические хроники, литературные произведения (притчи, псалмы, Песнь песней). Все три раздела составили корпус священных текстов, названных «Танах» от первых букв трёх разделов (в Библи это Ветхий Завет).

Выделяя в Танахе особое место для Торы, иудеи считают, что она является божественным откровением, данным народу через Моисея. В момент получения Торы от Всевышнего на горе Синай, Моисею также была дарована и Устная Тора, включавшая устные толкования Письменной Торы.

В дальнейшем Устная Тора передавалась её знатоками из поколения  в поколение, а со времён Ездры началось её широкое обсуждение и толкование в среде так называемого «Великого собрания», состоявшего из учёных — знатоков Торы. Ведь в отличие от Письменной Торы, текст которой был неизменным, в Устную Тору каждое новое поколение могло вносить свои дополнения и комментарии. Кодификация Устной Торы, длившаяся несколько столетий (её формальным завершением считается 500 г.), привела к появлению Талмуда («Учение») — собрания мнений ведущих законоучителей за несколько сот лет касательно тех или иных законов Торы. Начавшись в Палестине, эта работа постепенно переместилась в Вавилонию. Все книги Талмуда делятся на три части:

Мишну, Палестинскую Гемару и Вавилонскую Гемару. Часто Талмуд становился центральным элементом образования, оттесняя всё остальное (даже книги «Пророков» и «Писания»).

 

Догматические особенности

 

 

Наиболее авторитетная попытка построить систему догматов еврейской веры была предпринята  в XII в. Маймонидом. Он сформулировал 13 принципов, начинающихся словами Я верю полною верой... :

 

1. ...что Творец, благословенно  имя Его, создает [все] и управляет  всеми тварями, и что Он один совершал, совершает и будет совершать все эти деяния.

2. ...что Творец, благословенно  имя Его, - един, и нет единства, подобного этому, ни в каком  отношении, и Он один был, есть и будет нашим Богом.

3. ...что Творец, благословенно  имя Его, - бестелесен, и непостижим  в телесных понятиях, и нет Ему никакого подобия вовсе.

4. ...что Творец, благословенно  имя Его, - Он первый и Он  последний.

5. ...что Творцу, благословенно  имя Его, - Ему одному подобает  молиться, и никому другому не  подобает молиться.

6. ...что все слова  пророков - истинны.

7. ...что пророчество  Моисея - учителя нашего, мир ему, - было истинным, и что он был  отцом [образцом] для пророков, предшествовавших  ему и последовавших за ним.

8. ...что вся Тора, которая  у нас сейчас, - та, что была  дана Моисею, учителю нашему, мир  ему.

9. ...что эта Тора не  будет изменяться, и не будет  Торы иной от Творца, благословенно имя Его.

10. ...что Творец, благословенно  имя Его, знает все дела человеческие  и все помыслы, как сказано:  Он создал сердца всех их  и вникает во все дела их (Пс. 32:15).

11. ...что Творец, благословенно  имя Его, воздает добром соблюдающим  Его заповеди и карает преступающих  Его заповеди.

12. ...в приход мессии, и, хотя он задерживается, я  всЯ-таки жду каждый день, что  он придет.

13. ...что будет воскрешение  мертвых в то время, когда  угодно будет Творцу, благословенно  имя Его, и память о нем  превозносима будет навеки и  навсегда.

 

Однако особого интереса к принципам веры, к догматике  еврейские мудрецы не испытывали. Их внимание сосредоточено в первую очередь на практике иудаизма, а не на его теории : на выполнении заповедей, на деталях ритуала, на мелких подробностях священных текстов. Отсутствие общего - с высоты птичьего полета, абстрагирующегося от бесконечных деталей - взгляда могло восприниматься как недостаток, и тогда в глазах представителей других религий (да и самих евреев) иудаизм выглядел как лишенное смысла буквоедство, или как собрание народных суеверий.

 

Особенности культа

 

Совокупность действий, направленных на умилостивление бога Яхве и исполнение "его" повелений, составляет культ иудаизма. Важную роль в иудейском культе играют обряды и праздники. Наиболее известные:

Мезуза. Как говорит Библия, мезуза является защитницей жителей дома. И независимо от того, какие обменные курсы валют ежедневно, она всегда охраняет дом. Причем, даже в том случае, когда они находится вне его, например, в дороге. Как говорится в Псалме «Теилим»: «Господь сохранит тебя при выходе твоем и при входе». В соответствии с заведенным порядком, на домике (футляре) для мезузы большим шрифтом написана буква (шин), с которой начинается одно из имен Всевышнего, а именно – Ш-а-д-а-й. Домик (футляр) для мезузы изготовлен из дерева и имеет размеры не более 12 см.

Капорот. Вековая традиция говорит о том, что капарот надо делать при помощи петуха, ну или курицы. Это не имеет значения. Но сейчас, особенно в последнее время, капарот делают не при помощи домашних птиц, а при помощи денег. Ведь иногда складывается такая ситуация, что нет денег, чтобы проделать шхиту петуху или нанять резника. Не у всех ведь в наше время, хорошая финансовая ситуация. Есть абсолютно разные семьи. Люди берут деньги и при этом произносят такие слова: «на лецдака». Элу амаот тейе». После произнесения этих слов деньги отдают неимущим бедным людям.

Обрезание. Первой заповедью, которую получил первый еврей - наш праотец Авраам - была заповедь обрезания; она же была первой заповедью, полученной еврейским народом. Обрезание - знак священного союза на теле еврея; выполнив эту заповедь, человек вступает в союз со Всевышним, Б-гом Израиля.

 Бар-мицва (это термин, который используют в иудаизме, чтобы описать все достижения еврейского ребенка, когда он достигает совершеннолетия),

Тшува. Тшува включает в себя 3 основных значения. Первое – это оставление греха. Данная основа значит, что грех нужно прекратить совершать, убрать его полностью с мыслей, а также больше никогда к нему не возвращаться. Второе – раскаяться. Нужно добиться понимания того, что нарушать заповеди Всевышнего – это отвратительно. Нужно осознать, что каждый грех наказывается и действительно раскаяться всем своим сердцем. Третья основа – это исповедаться. Нужно вслух сказать о сожалении того, что поступил вот так, и данный поступок больше никогда не будет совершен.

Пасха. Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч. Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен (одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», к ним были приняты особые меры.

Шавуот Шавуот или же Пятидесятница является еврейским праздником сбора урожая пшеницы, который происходит в конце мая, одновременно с этим евреи отмечают праздник Десяти заповедей.

Пурим. Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий».

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Исследование иудаизма