Филарет Воздвиженскиий - рукоположник Русской церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение духовного пути исповедника и праведника Митрополита Филарета Вознесенского.
Задачи исследования:
1.изучить биографию Филарета Вознесенского, в миру Георгия Николаевича;
1.раскрыть процесс становления духовного пути-пути служения Богу;
2.рассмотреть несение обета послушания Митрополита в Харбине
3.выявить все события, сопровождавшие избрание епископа Филарета Первоиерархом Зарубежной Церкви;
4.показать непроходящую значимость духовного наследия Владыки Филарета.

Содержание работы

1.Введение.
2.Цели и задачи работы.
3.Оценка роли Русской Зарубежной Церкви в сохранении и развитии культуры.
4.20 век-век потрясений для России.
5.Биография Филарета Вознесенского.
6.Процесс становления духовного пути Митрополита.
7.Несение обета послушания Митрополита в Харбине.
8.Деятельность Филарета Вознесенского в лоне Русской Православной Зарубежной Церкви.
9.Духовное наследие.
10.Оценки и почитание Филарета Вознесенского
11.Заключение.
12.Список использованных материалов

Файлы: 1 файл

Филларет Воздвиженский рукоположник Русской Зарубежной церкви.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение.
  2. Цели и задачи работы.
  3. Оценка роли Русской Зарубежной Церкви в сохранении и развитии культуры.
  4. 20 век-век потрясений для России.
  5. Биография Филарета Вознесенского.
  6. Процесс становления духовного пути Митрополита.
  7. Несение обета послушания Митрополита в Харбине.
  8. Деятельность Филарета Вознесенского в лоне Русской Православной Зарубежной Церкви.
  9. Духовное наследие.
  10. Оценки и почитание Филарета Вознесенского
  11. Заключение.
  12. Список использованных материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Но, к сожалению, в жизни мне часто приходилось слышать подобные вопросы.

Культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в синкретизме - христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе - Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Почему я отдала предпочтение именно этой теме?! Культурное влияние церкви и религии было, безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа. Таково оно бывает всегда у всех народов находящихся на одинаковой ступени развития. Однако же было и сохранилось мнение - очень распространенное,- по которому преобладающее влияние церкви считалось специальной национальной особенностью именно русского народа. Русскому свойственны в высшей степени та преданность воле Божьей, та любовь и смирение, та общительность с ближними и устремление всех помыслов к небу, которые составляют самую сущность христианской этики. 

И мне стало интересно, были ли такие люди в этот сложный период истории на моей Родине на Курской Земле.

Цель:

изучение духовного пути исповедника и праведника Митрополита Филарета Вознесенского.

Гипотеза:

Митрополит Филарет  Вознесенский- рукоположник Русской  Зарубежной церкви, как духовной основы эмиграции.

 

Область исследования:

Деятельность Русской  Православной Зарубежной Церкви.

Предмет исследования: изучение деятельности Митрополита Филарета Вознесенского - рукоположника Русской Православной Зарубежной Церкви.

Задачи исследования:

  1. изучить биографию Филарета Вознесенского, в миру Георгия Николаевича;
  2. раскрыть процесс становления духовного пути-пути служения Богу;
  3. рассмотреть несение обета послушания Митрополита в Харбине
  4. выявить все события, сопровождавшие избрание епископа Филарета Первоиерархом Зарубежной Церкви;
  5. показать непроходящую значимость духовного наследия Владыки Филарета.

Новизна исследования – изучение деятельности и духовных трудов рукоположника Русской Православной церкви за рубежом Филарета Вознесенского, как представителя Курского края.

 

В основе своей работы я использовала архивный материал и Интернет-ресурсы, собственные фото и видео материалы домашнего архива.

Конечно самое сложное и загадочное Путешествие по истории России - путешествие по 20 веку.

Прошло свыше девяноста  лет с момента основания Зарубежной Церкви (1921 г.) Существует разная оценка её роли в развитии и сохранении православных традиций:

  1. Русская Православная Церковь находилась в состоянии раскола и не вносила значительных вкладов в развитие православия.
  • Зарубежная Церковь противостояла Советской власти.
  • Русская Зарубежная церковь не имела связи с Русской Православной Церковью.
  • Многие подлинные святыни Русской Православной Церкви были вывезены в лоно зарубежной Церкви.
  1. Русская Православная Зарубежная Церковь внесла значительный вклад не только в развитие православия, но и в сохранение духовной основы в русской диаспоре за рубежом. Она стала духовным стержнем русской эмиграции, без чего было бы немыслимо выполнение таких функций, как:
  • сохранение истинного неискаженного Православия.
  • сохранение памяти о дореволюционной России и ее национальном самосознании.
  • помощь тем силам на родине, которые сопротивлялись коммунистическому эксперименту, старались выжить, отстоять традиционные ценности. 

 

20 век в истории  России был веком больших потрясений:

  • более 10 млн. людей погибло в гражданской войне,
  • только за один 1921 год погибло от голода и эпидемий около 5 млн человек,
  • только «голодомор» 1932 – 1933 годов унес более 4 млн. жизней
  • до 1941 г. более 4 млн. военных было расстреляно и арестовано.
  • в годы войны с фашистами погибло более 27 млн., граждан и еще более 10 млн. детей родилось мертвыми или умерло после рождения.
  • после войны с фашизмом люди продолжали умирать в тюрьмах, в «горячих точках» планеты… И это не все потери, а только малая их часть!

Надо же было десятки лет убивать, сажать в тюрьмы, калечить судьбы, превратить страну в огромный концлагерь, чтобы затем более 20 лет (!) стонать от КРИЗИСА, от того, что каждый год хуже, чем предыдущий! На мой взгляд, XX век – это век потерянного счастья для России.

НО БЫЛА И ДРУГАЯ СТОРОНА ЭТОГО БУРНОГО ВЕКА. Хотя церковь была подвержена роковым испытаниям, однако Культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа. она оставалась единственным оплотом нравственности, духовности, святости.

Высоко над ямами и рвами

Раненой, истерзанной земли,

Вешний воздух, бороздя крылами,

Через фронт  летели журавли…

 

Одним из таких журавлей, несущих людям счастье и спокойствие человеческой души, предстает перед нами митрополит Филарет Вознесенский, в миру Георгий Николаевич.

Почему я отдала предпочтение именно этой теме?! Культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа. Таково оно бывает всегда у всех народов находящихся на одинаковой ступени развития. Однако же было и сохранилось мнение - очень распространенное,- по которому преобладающее влияние церкви считалось специальной национальной особенностью именно русского народа. Русскому свойственны в высшей степени та преданность воле Божьей, та любовь и смирение, та общительность с ближними и устремление всех помыслов к небу, которые составляют самую сущность христианской этики. 

И мне стало интересно, были ли такие люди в этот сложный период истории на моей Родине, на Курской Земле.

 

Биография Митрополита  Филарета Вознесенского.

Владыка митрополит Филарет родился в Курске 22 марта 1903 г. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был епископом и впоследствии был репатриирован в СССР, где и скончался.Вот что сам Владыка рассказывал о своем детстве в слове при наречении во Епископа Брисбенского[1] [2] : «В моей жизни, в ее детские и юные годы вряд ли есть что-либо особо заслуживающее внимания, кроме, быть может, того воспоминания из лет раннего детства, когда я малым ребенком шести-семи лет по-детски наивно любил “играть в службу” — делал себе подобие церковного облачения и “служил”. А когда родители стали мне это запрещать, то Владыка Евгений, епископ Благовещенский, наблюдавший дома эту мою “службу”, к их изумлению, твердо их остановил: “Оставьте, пусть мальчик «служит» по-своему. Хорошо, что он любит Божию службу”». Из этого эпизода видно, что будущее высокое церковное служение Владыки как бы было прикровенно предсказано еще в его детстве. 

 

После окончания гимназии будущий Архипастырь переехал в Харбин, где закончил Политехнический институт и получил специальность инженера-электромеханика. Впоследствии, уже будучи первоиерархом РПЦЗ, он не забывал своих друзей по институту. По воспоминаниям всех знавших его, и в школе, и в институте он всегда был ласковым, добрым товарищем. Он отличался большими способностями и всегда был готов помочь и много помогал своим соученикам, выручая каждого из возможной «беды», угрожавшей ему. После института он занялся преподавательской деятельностью и был известен как хороший, знающий педагог; ученики любили и ценили его. Наставления же его для молодежи шли дальше границ школьной программы и проникали во все проявления человеческой жизни. Многие его бывшие ученики и коллеги после встречи с ним всю жизнь высоко ценили авторитет Владыки. 

 

Живя в семье  священника и видя жизнь и труды  отца, строгого и благоговейного пастыря  Церкви, будущий Владыка, естественно, с ранних лет привык к храму  и Богослужениям. Но, как он сам говорил впоследствии, это была поначалу лишь внешняя, самотеком создававшаяся привычка к атмосфере церковности, в которой не было «почти ничего глубокого, внутренне осознанного и сознательно принятого». Действительно, внутреннее осознание необходимости веры и жизни по вере очень важно для человека, поскольку без этого, воспринимая церковность только внешне, просто через атмосферу, в которой он живет, человек впоследствии, при изменившихся обстоятельствах, может вовсе утратить веру в Бога. 

 

«Но Господь  умеет прикоснуться к человеческой душе! — вспоминал Владыка Филарет. — И такое прикосновение Его попечительной Отеческой десницы я с несомненностью вижу в том, как меня в студенческие годы еще в Харбине словно громовым ударом поразили слова святителя Игнатия Брянчанинова, прочитанные мною в его творениях: “Гроб мой! Отчего я забываю тебя? Ты ждешь меня, ждешь, и я наверно буду твоим жителем; отчего ж я тебя забываю и веду себя так, как бы гроб был жребием только других человеков, отнюдь не моим?”

Только тот, кто сам пережил такой, если можно так выразиться, “духовный удар” — поймет меня сейчас! Словно ослепительный свет — свет истинного, настоящего христианского понятия о жизни и смерти, о смысле жизни и о значении смерти, засиял перед молодым студентом — и началась новая внутренняя жизнь... Все светское, все “мирское” потеряло свой интерес в моих глазах, куда-то ушло, заменилось иным содержанием жизни. И окончательным результатом этой внутренней перемены явилось принятие монашества...»  

 

Святитель принял пострижение в монашество в 1931 году. В это время он уже имел сан священника — был иереем Георгием. Он был рукоположен в диакона 5/18 мая 1930 г., а во священника — 22 декабря / 4 января 1931 г. В том же году он окончил Пастырско-Богословские курсы в Харбине. В монашестве он получил имя Филарет — в честь св. праведного Филарета Милостивого. В 1937 году о. Филарет был возведен в сан архимандрита.  

 

«Многое думает человек, о многом мечтает и ко многому он стремится, — говорил  в одной из проповедей святитель  Филарет, — и сплошь и рядом ничего у него в жизни не осуществляется. А вот Страшного Христова суда никто не избежит. Недаром говорил когда-то Премудрый: “Помни последняя твоя, и во век не согрешишь!” Если помнить, чем окончится земная жизнь и что от нее потребуется дальше, тогда мы будем жить так, как должно жить христианину. Ученик или ученица, перед которыми трудный ответственный экзамен, о нем не забудут, все время помнят и стараются готовиться к нему. Но этот экзамен будет страшным, потому что это будет экзамен за всю нашу жизнь внешнюю и внутреннюю. Кроме того, по этому экзамену переэкзаменовки уже не будет. Это тот страшный ответ, каким определится участь человека на всю беспредельную вечность. ...Господь Иисус Христос хотя и многомилостивый, но и праведный. Конечно, Дух Христов преисполнен любви, которая пришла на землю, отдала себя всю для спасения человека. Но страшно будет тем людям на Страшном суде, которые увидят, что они этой Великой Жертвой воплотившейся Любви не воспользовались, а отвергли ее. Поминай последнее свое, человек, и во век не согрешишь».

Первые годы монашества будущего святителя проходили  в обычных искушениях, встречающихся  на этом жизненном пути. Поначалу о. Филарету много помогал своими советами тогдашний Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Антоний , с которым о. Филарет переписывался в течение ряда лет. И конечно, о. Филарет старался черпать ответы на свои недоумения в писаниях святых отцов, которые с самого начала наставили его на путь духовной жизни и которые были незаменимым руководством при отсутствии живых наставников. То, что о. Филарет был воспитан в истинно-православном духе именно писаниями свв. отцов, видно и из того, что впоследствии он почти всегда практически в одиночку вставал на защиту правды Божией и церковной истины. Святые научили его не бояться остаться одному в борьбе за истину, ибо «аще Бог по нас, кто на ны?» (Рим. 8:31). Любовь о. Филарета к Слову Божию была такова, что он заучил наизусть все четыре Евангелия, и впоследствии во всю свою жизнь проповеди свои старался строить на истолковании тех или иных слов Господа, евангельских притч и историй.  

 

В Харбине о. Филарет вел большую церковную  и пастырско-проповедническую деятельность. Уже в первые годы своего служения в священном сане он привлек к  себе множество людей, искавших духовного пути. Богослужения, которые он совершал с горячей верой, и его вдохновенные проповеди собирали полные храмы молящихся. Люди во множестве стремились в тот храм, где служил о. Филарет. Его любили все слои населения Харбина; его имя было известно также и далеко за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался. У дверей его скромной келлии стояли очереди жаждущих бесед с ним; идя к нему, люди знали, что получат правильный совет, утешение и помощь.

Информация о работе Филарет Воздвиженскиий - рукоположник Русской церкви