Жанр вальса в практике общего музыкального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают. Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворно влияние на детей музыкального искусства. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на его эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя, углубляя его. Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить и жанр вальса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3стр.

Глава I Теоретический обзор исследований жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов
История возникновения и развития вальса……………………...........6 стр.
Жанр вальса в фортепианной музыке………………………………...12 стр.
Глава 2 Жанр вальса в практике общего музыкального образования
2.1 Сравнительный анализ современных образовательных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы………………………………..17стр.
2.2 Анализ вальсов Я. Сибелиуса, А. С. Грибоедова, Р. Газизова………22 стр.
Заключение ………………………………………………………………….37стр.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВКР (Восстановлен.docx

— 5.36 Мб (Скачать файл)

 

 

3

В.В Алеев, Т.И. Науменко,

Т.Н. Кичак

«Музыка»

1-8

1

2

«Музыка, музыка всюду нам слышна»

Д.Шостакович «Вальс-шутка»

   

1

3

 

П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев». Из балета «Щелкунчик».

   

2

2

«Музыкальная прогулка»

С.Прокофьев Вальс. Полночь . Из балета

«Золушка ».

П.Чайковский. Вальс из балета  «Спящая красавица», П.Чайковский. Вальс из «Детского альбома»

   

4

1

«Музыкальное путешествие»

Ф. Шуберт .Вальсы, соч.9 №1, соч. 9

№ 2.

   

5

3

«Музыка и другие виды искусства»

П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица»

   

6

1

«В чем сила музыки»

Е. Дога  Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», М.Глинка. Вальс-фантазия.

   

7

2

«Содержание и форма музыки»

П.Чайковский .Вальс из оперы «Евгений Онегин»,

Ф.Шопен. Вальс си-минор.

4

Н.А. Тереньтева

«Музыка»

1-4 классы

2

1

«Осень»

«Вальс» Ф.Пуленк.

5

Н.Г. Ямалетдинова

Р.Х. Хусаинова

«Музыка»

1-8 классы

1

1

«Путешествие в мир музыки»

Р. Сальманов. Вальс, Т. Каримова, К. Рахимова, Р. Касимова, А. Гречанинов. Вальсы. Д. Шостакович  Бабушкин вальс из сборника «День ребенка»,. Вальс-шутка из сборника «Танцы кукол», Л.Степанов-З.Исмагилов. «Вальс журавлей» из балета «Журавлиная песнь», П.Чайковский  «Вальс» из балета «Спящая красавица», «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

   

3

2

 

Д.Шостакович «Вальс-шутка»

   

4

2

«Музыкальный язык других народов. Понятен ли он всем?»

». Е. Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь.

   

5

1

«Музыкальная культура народов мира»

Ф. Шопен «Вальсы».

   

7

1

«музыкально -исторический стиль»

Я. Сибелиус «Грустный вальс»

   

7

2

 

М. Глинка. Вальс-фантазия, П.Чайковский «Сентиментальный вальс», А.Грибоедов. Вальсы, А.Хачатурян «Вальс» из «Маскарад», Г. Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

   

8

1

«Музыка «серьезная» и «легкая» - две составляющие единого музыкального мира современности»

М. Глинка «вальс-фантазия», А. Хачатурян. «Вальс» к драме М. Лермонтова «Маскарад», А. Розенбаум. «Вальс - бостон».

   

8

2

«Видные представители музыкального искусства Башкортостана»

Г.Альмухаметов. Вальс, Б.Гайсин. Вальс. Музыка к спектаклю «Раиса».

6

О.П. Радынова

«Музыкальные шедевры»

2

2

«Песня, танец, марш».

С. Майкапар. Вальс, А.Гречанинов. Вальс. М.Глинка. Вальс-фантазия, Ф. Шопен. Вальс №17 , Д.Кабалевский вальс ре-минор, П.Чайковский вальс фа минор, С.Прокофьев. Вальс, Г.Свиридов. Вальс, И. Штраус. Вальс «на прекрасном голубом Дунае », Королевский вальс,


 

Сравнительный анализ современных образовательных программ по музыке показал:

- Все авторы, кто-то в большей кто-то в меньшей степени, включили вальс в свои образовательные программы.

-Предпочтение дается вальсам отечественных композиторов (в частности, П.И. Чайковский, С. С. Прокофьев, Д. Б. Кабалевский).

-Недостаточное  внимание уделено к жанру вальса  – миниатюры.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ вальсов А.С. Грибоедова, Р. Газизова, Я. Сибелиуса.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) русский поэт, драматург, пианист, композитор, статский советник. Все мы знаем его известную комедию «Горе от ума» действие пьесы начинается с музыки-Софья и Молчалин музицируют, звучат фортепиано и флейта. Что они играют? Этого Грибоедов нам не сказал и каждый режиссер сам выбирает музыку. Но чаще всего при постановке комедии используют знаменитые два вальса А. Грибоедова. Комедия «Горе от ума» и эти два вальса написаны в первой половине двадцатых годов XIX  века и отражают жизнь и быт тех кругов общества.

Александр Сергеевич Грибоедов натура одаренная, был дипломатом, замечательным драматургом и превосходным музыкантом. Он очень хорошо играл на фортепиано, был отличным знатоком музыки, часто выступал в кругу друзей на музыкальных вечерах как солист и аккомпаниатор, часто играл танцевальную музыку для друзей - вальсы и кадрили. Также Грибоедов сочинял  фортепианные произведения, которые, к сожалению не сохранились. Были записаны на нотный текст и  опубликованы лишь два вальса ля b-мажор и ми-минор. Самым известным из них стал вальс ми-минор, до сих пор не потерявший своей свежести. Сам Грибоедов исполнял его с отличным искусством много раз. Вальс стал широко известен еще до первой печатной публикации. Рукописный нотный текст этого вальса расходился по рукам друзей Грибоедова, что привело его к большой популярности в московских и петербургских музыкальных кругах.

Вальс ми-минор - небольшое фортепианное произведение, как пьеса-миниатюра пользуется и ныне огромной популярностью. Очень прост по форме и фактуре. Мелодия-лирико-элегического характера, печальная в начале

 

 

В тональности ми-минор мелодия второго периода звучит в параллельном соль-мажоре, по строению схожа с мелодией первого периода


 

 контрастный, взрывной до-мажор  средней части. В характере rizoluto звучит уверенным ff. Мелодия очень певуча, основана на звучании ломаного короткого арпеджио, словно кружевная ткань вьется в узорчато-закругленных линиях «распевах». Благодаря этому лиризм ощущается как очень глубокий и чистый.

Сопоставление ми-минора и соль-мажора параллельные тональности окрашивают мелодию в разные тон, как тень и свет, как печаль и радость, как безысходность и светлая надежда, вера и стремление к лучшему. Роль аккомпанемента в вальсе достаточно существенна и специфична. Аккомпанемент служит стимулом, побудителем движения, заключая в себе характерную для данного произведения ритмическую фигуру. Аккомпанемент часто концентрирует в себе наиболее стойкие и обобщающие черты жанра. Аккомпанемент создает фундаментальную основу, позволяя мелодии индивидуализировать и одухотворять музыку.

В вальсе ми-минор аккомпанемент крайних частей основан на чередовании традиционно для жанра вальса опорного баса первой доли и равномерно чередующихся аккордов второй и третьей слабых долей. Гармонические соединения первого периода Т-D-T выдержаны в классическом духе.

В звучании мелодии в соль-мажоре Грибоедов использует альтерирующие изменения ступеней си b, до#, ми b третья низкая и четвертая высокая, внося некоторый драматизм. Такое изменение ступеней в сопровождении выдержанным тоническим басом «соль» и образует уменьшенный тонический септаккорд гармоническом звучании, что придает мелодии терпкий колорит. В среднем разделе Грибоедов меняет местами фактуру: в правой руке мелодия изложена аккордами. В торжественном до-мажоре аккорды звучат монументально, сочно, ярко ff


Аккомпанемент в средней части изложен подвижным арпеджио, поддерживающим и активизирующим аккордовую мелодию, придающим колорит rizoluto-решительность и торжественность.

Эпизод rizoluto проносится стремительно, как яркое пятно давних воспоминаний, может быть ослепительного бала, яркой вспышки влюбленного состояния или какого-либо праздника.

Это мгновение быстро улетучивается. Связка переход, как топчущаяся на месте неуверенная вопросительная фраза, словно шепчущая невнятно, как состояние оцепенения или безответной любви повисает вопросом на «си» второй октавы и возвращает нас к минорной репризе.

Мелодии вальса присущ какой-то особый нежно-грустный, поэтический колорит. Ее искренность и непосредственность трогает душу.

Этот вальс существует в переложении для арфы, флейты, баяна и других инструментов. Вальс ми-минор первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам, реально звучащей в наши дни. Он популярен, у многих на слуху, и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.

Роберт Газизов родился в 1939 году в г. Уфе занялся композиторским творчеством в середине жизни, в так называемом возрасте-media vita после окончания уфимского авиационного института в 1962 г. этим объясняется необыкновенная интенсивность творчества композитора. Симфоническая и камерно-инструментальная музыка-основная область творчества. Р. Газизов в 80-90 е годы ХХ века. Характерная черта стиля композитора-большое влияние на его творчество эстрадно-джазовой стилистики. Газизову удалось найти общие точки соприкосновения джаза и башкирского национального фольклора в ладотональной основе его музыки.

Характерная черта стиля в творчестве Р. Газизова - логическая стройность, эмоциональная насыщенность, динамизм развития, полифонизм и полистилистика, импровизационное начало, сложная метро-ритмическая организация, варьирование, политональные соединения мелодии и фактурных слоев, диссонирующие созвучия, применение кластеров.

Цикл фортепианных пьес «Родные напевы» были сочинены в 80 е годы ХХ века. В этот цикл вошли 7 пьес: «Волны Агидели», «Плясовая», «Раздумье», «Задумчивый вальс»,  «Веселая прогулка», «Джигиты», «Упругий ритм».

Цикл представляет интересный пример творческого переосмысления традиций жанра сюиты. Цикл разнообразен по жанрам, образом, настроениям, привлекает богатством мелодической палитры, ярко выраженной национальной основой мелоса, элементами джазовой стилистики.

Если сравнить «Задумчивый вальс» ля-минор Р. Газизова и «Вальс» ми-минор А. Грибоедова можно найти много общего. Они почти равны по объему звучания, мелодическому развитию, фактуре, настроению, виду аккомпанемента. Не совпадает лишь форма пьес. Если «Вальс» Грибоедова написан в трехчастной форме, вальс Газизова в одночастной форме. В основе мелодии вальса  Газизова  лежит пентатоника. По характеру звучания мелодия напевная, лирическая, протяжная, как песня, заключенная в строгую трехдольную метроритмическую пульсацию аккомпанемента, точно такого же, как и в вальсе Грибоедова.


Однако гармоническое сопровождение аккомпанемента насыщена секундовым строением аккордов в сочетании раскачиваний трезвучий I и VII ступеней. «ля» и «соль» словно убаюкивающих мелодию в начале. Если первые два периода можно отнести к жанру колыбельной, то во втором периоде мелодия насыщает наш слух аккордовой фактурой изложения на f, напоминая гимнический, хоровой характер звучания.

Лишь небольшое затишье в IV- ом периоде подводит нас к заключительному ff, S-трезвучие (d-moll) сливающегося в унисон ля-минорного пентатонного арпеджио, как обрушивающейся лавины звуковой волны, убегающей вдаль ненадолго стихая.



В конце пьесы композитор дает нам монументальное ладовое сопоставление гармонии сиb-мажор и ля-минора, опять как бы укачивая нас. Однако, звуковая волна уносит нас ввысь, трижды утверждая размеренное звучание ritenuto тоническое ля-минорное трезвучие на ff в третьей октаве.


Характер изложения аккомпанемента в кульминации из аккордового переходит в звучание короткого арпеджио в восходящем движении. Здесь композитор также дает, как и в вальсе Грибоедова сопоставление параллельных тональностей ля-минор-до-мажор.

 

Мелодия вальса дополнена небольшим количеством подголосков, уплотняющих фактуру и насыщающих ее еще больше.

Кажущаяся схожесть вальсов Грибоедова и Газизова в строении и изложении, однако, не дает схожести в звучании. Это разные культуры, разные века, разные нравы. Жанр вальса сохранил свою актуальность и в настоящее время. Вальсы звучат на концертах в исполнении учащихся музыкальных школ, профессиональными исполнителями-солистами в концертных залах, профессионалами симфонических оркестров.

 

 

        Ян Сибелиус (1865-1957) известный великий финский композитор ХХ века. Музыка, которого принадлежит к высшим проявлениям творческого гения финского народа и является глубоко национальной. Крупнейший композитор-симфонист, Сибелиус также обращался к фортепианному творчеству. Им написано огромное количество фортепианных и вокальных произведений. В своем творчестве Сибелиус отразил образ суровой прекрасной  страны, борьбу финского народа за независимость. Сибелиус воплощал также образы, мысли и чувства народов разных стран и таким образом стал композитором интернационального масштаба. Особенно замечательна судьба музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть» по- фински «Kuolema».

       «Грустный вальс» ор. 44 Я. Сибелиуса, пожалуй, самое популярное и известное  сочинение, этот вальс был написан  в 1903 г. к первой сцене драмы  «Куолема» (смерть) А. Ярнефельта. Драма успеха на сцене не имела и забылась бы, если бы не «Грустный вальс» Сибелиуса, который привлек внимание слушателей и  вскоре получивший известность в качестве отдельной пьесы. В пьесе А. Ярнефельта была предпринята попытка поставить  «вечный вопрос» - вопрос о смерти и бессмертии.

       В первой сцене драмы представлен  образ больной, умирающей матери  и ее сына, который спит возле  ее постели, измученный бессонными  ночами. Вскоре в комнату  является  за своей жертвой смерть. Мать  принимает ее за своего  покойного  супруга и они уносятся в танце под звуки вальса. Проснувшись сын видит скончавшуюся мать. Сценическая ситуация подсказала Сибелиусу мысль написать музыку к ней в темпе медленного грустного вальса. «Грустный вальс» это небольшая симфоническая поэма один из «вальсов фантазий». «Грустный вальс» был издан как отдельная пьеса в изложении для симфонического оркестра с добавлением духовых инструментов, а позднее и в аранжировке для фортепиано.

Четыре такта печального, траурного вступления вводит в обстановку драмы-раскачивающийся  вальсовый ритм аккордов похож на колыбельную.

Основная тема вальса, характеризующая скорее образ больной матери, звучит октавным хроматическим legato, как мрачная кантилена со скованным движением

Информация о работе Жанр вальса в практике общего музыкального образования