Жанр вальса в практике общего музыкального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают. Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворно влияние на детей музыкального искусства. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на его эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя, углубляя его. Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить и жанр вальса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3стр.

Глава I Теоретический обзор исследований жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов
История возникновения и развития вальса……………………...........6 стр.
Жанр вальса в фортепианной музыке………………………………...12 стр.
Глава 2 Жанр вальса в практике общего музыкального образования
2.1 Сравнительный анализ современных образовательных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы………………………………..17стр.
2.2 Анализ вальсов Я. Сибелиуса, А. С. Грибоедова, Р. Газизова………22 стр.
Заключение ………………………………………………………………….37стр.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВКР (Восстановлен.docx

— 5.36 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

Завершающий мотив среднего голоса в основной теме протягивает арку, соединяя начало и окончание всего произведения. Как лейтмотив, эта мелодия пронизывает вальс на протяжении всего звучания в различных тональностях. Он является завершением почти каждого музыкального построения, как бы подводя итог к печальному завершению.


           Вальс написан в сложной трехчастной форме с четко расчлененными музыкальными фразами и разделами. Сибелиус дает богатое ладовое развитие. Начинается вальс в соль мажоре, заканчивается одноименным минором. В ладовом развитии мы слышим ля b-мажор, ми-минор, фа#- минор, до-минор, ре-мажор и си b-мажор. Богатство тембровых красок, сложных гармонических образований, диссонансов, плотной насыщенной фактуры позволяет слушателю развить свое воображение, позволяет наслаждаться богатой и красочной музыкой вальса.

В среднем разделе можно ясно выделить две темы. Первая тема ярко контрастирует легким staccato, звучащей в октаву аккордами. Эта тема звучит подряд  дважды, второй раз еще таинственнее на «ррр» .



 

 

Вторая тема - лирическая, звучащая в октаву в нисходящем движении дополнена хроматическими подголосками в среднем голосе. Очень гибкая и  выразительная мелодия, обогащенная украшениями из мелких форшлагов, поддерживается таким же богатым аккомпанементом, традиционным для вальсов аккордами и бегущими дорожками хроматических восьмых.

 

 



Эти две темы скорее рисуют картину бала, образ танцующей матери, ее последний танец. Сталкиваясь и сплетаясь между собой все три темы составляют  главное содержание музыки, достигающей в кульминации высокого драматического напряжения.

Раздел con moto является кульминацией пьесы и ставит для пианиста сложные исполнительские задачи. Сибелиус насыщает его широкой аккордовой техникой в быстром движении, широкими скачками в обеих руках, дает сложный синкопированный ритм в басах. Сложное  ладовое развитие, хроматизмы октав, ускорение темпа, ff и fz в воображении слушателя врывается картина неистовства, хаоса, возникает драматическое напряжение.


Победительницей данного драматического эпизода становится первая основная траурная тема, безраздельно царящая в заключении вальса. Сначала она звучит в интенсивном движении, как ураган, с остинато-мотивом в басовом регистре октав, словно завывающая и уносящая за собой. Траурная тема дана в  ритмическом увеличении с завершающим лейтмотивом в среднем голосе. В последних тактах звучат «рр» просветленно-угасающие аккорды, напоминающие мотивы колыбельной песни.

Сценическая картина передана Сибелиусом очень образно. Мелодически богатая и красочная музыка сразу же завоевала любовь слушателей. С этих пор и началась ее всемирная популярность. Она овладела всеми концертами эстрадами и проникла в домашний репертуар, появилась во множестве переложений для духового оркестра, для отдельных инструментов, в ансамблевом исполнении.

Классический вальс можно услышать на балах в наш современный век, на эстраде, вальс-песню, вальс - оперную сцену, бравурный вальс («valse brilliante» Шопена) все эти разновидности приобретают самостоятельное жанровое значение. Итак, приходится считаться с более широкими и узкими пониманиями жанра: жанр как целое, как часть, жанр как вид и как разновидность, как объединяющее понятие и как понятие детализирующее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Жанр вальса сохранил свою актуальность и в настоящее время. Вальсы звучат на концертах в исполнении учащихся музыкальных школ, профессиональными исполнителями-солистами в концертных залах, профессионалами симфонических оркестров. Однако  мы считаем, что современные композиторы уделяют недостаточно внимания жанру вальса - миниатюры. Хотелось бы чтобы жанр вальса - миниатюры чаще входил в современные программы общеобразовательных школ по музыке.

         Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас.  Не случайно его называют вечно юный танец. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список  использованных источников

1.  Друскин, М. Очерки по истории танцевальной музыки [Текст] /

М. Друскин – М.: Просвещение.-1963г.

2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для     общеобразовательных учреждений  [Текст ] / В.В Алеев. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа.-2005г.

3. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 4-7 кл. [ Текст] / Э.Б. Абдуллин.- М.: Просвещение.-1982г.

4. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. [ Текст] / Н.П. Ивановский  – Л.-М.: Музыка, 1978.

5. Ямалетдинова Н.Г, Хусаинова Р. Х. Музыка.  Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для     общеобразовательных школ, лицеев и гимназий  [Текст ] / Н.Г Ямалетдинова, Р.Д Хусаинова. - М.: Биро._2006г.

6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. [ Текст] / О.П. Радынова- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 200-80с.

7. Терентьева Н. А.  Программы  для     общеобразовательных  учреждений 1-4 кл.  [ Текст] / Н.А Терентьева. – М.: Просвещение.

8. Сергеева Г.П, Критская Е.Д .  Программы для     общеобразовательных учреждений 1-8 кл.  [ Текст] / Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение.

9. Головинский Г, Ройтерштерн М. Книга о музыке. [ Текст] / Г. Головинский, М. Ройтерштерн. – М.: Советский композитор.

10.  Галяцкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. [ Текст] / В. Галяцкая. – М.: Музыка. 1977 г.

11.  Ауэрбах. Л. Рассказы  о вальсе. [ Текст] / Л. Ауэрбах. - М.: Советский  композитор.

12. Келдыш Ю. История русской  музыки. [ Текст] / Ю. Келдыш. Москва-Ленинград, Государственное музыкальное издательство, 1947 (часть 2)

13. Аужанова Н.Б. Методические рекомендации по организации и проведению вечера вальса. [ Текст] / Н. Б. Аужанов  ‒ Алматы: ГРЮБ, 1981. – 74 с.

14. Тарасов В. В мире  вальса. [ Текст] /  В. Тарасов. - «Мелодия», 1989.

15. Детская энциклопедия. Т. IV, VII, 2- изд. – М.: Просвещение, 1965, 1966. – 921 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 


Информация о работе Жанр вальса в практике общего музыкального образования