Жанр вальса в практике общего музыкального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают. Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворно влияние на детей музыкального искусства. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на его эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя, углубляя его. Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить и жанр вальса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3стр.

Глава I Теоретический обзор исследований жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов
История возникновения и развития вальса……………………...........6 стр.
Жанр вальса в фортепианной музыке………………………………...12 стр.
Глава 2 Жанр вальса в практике общего музыкального образования
2.1 Сравнительный анализ современных образовательных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы………………………………..17стр.
2.2 Анализ вальсов Я. Сибелиуса, А. С. Грибоедова, Р. Газизова………22 стр.
Заключение ………………………………………………………………….37стр.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВКР (Восстановлен.docx

— 5.36 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3стр.

 

Глава I Теоретический обзор исследований жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов

    1. История возникновения и развития вальса……………………...........6 стр.
    2. Жанр вальса в фортепианной музыке………………………………...12 стр.

 Глава 2 Жанр вальса в практике общего музыкального образования

2.1 Сравнительный анализ современных образовательных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы………………………………..17стр.

2.2 Анализ вальсов Я. Сибелиуса, А. С. Грибоедова, Р. Газизова………22 стр.

Заключение ………………………………………………………………….37стр.

Список использованных  источников

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        В настоящее время интерес к музыке очень высок. Она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой «попсовой», музыки все более возрастает, а классическая музыка с ее огромным духовным потенциалом остается мало востребованной.

В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают. Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворно влияние на детей музыкального искусства. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на его эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя, углубляя его. Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить и жанр вальса.

Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедших до нас творения живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. Танец, хореография – это огромная, богатая и очень разнообразная область искусства. Бывают танцы, которые связаны с какой-либо определенной национальностью, принадлежат определенному какому – либо народу и не выходят за пределы его жизни, быта, культуры. А бывают танцы, рожденные одним, но ставшим достоянием многих, иногда даже всех народов мира. Именно к таким танцам относится и вальс.

Вальс был рожден на стыке трех стран: Германии, Австрии и Чехии в XVIII веке. Вначале он был простым народным танцем и очень хорошо чувствовал себя в звучании нескольких инструментов, на которых играли два-три музыканта из народа в широкополых шляпах и грубых деревянных башмаках. А потом, благодаря своей необычайной увлекательности в проник и в аристократический салон, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором играли профессиональные музыканты в шелковых камзолах и напудренных париках. Постепенно музыка вальса перестала быть только музыкой, под которую танцуют,- ее стали слушать. Она перешла во всевозможные ансамбли, даже в симфонический оркестр, и на концертной эстраде стала себя чувствовать не хуже, чем в танцевальном зале. Не осталось, кажется, ни одной формы музыки, в которую не проник бы вальс. Его стали петь в сопровождении гитары, аккордеона и баяна, а сегодня он великолепно себя чувствует и в эстрадном ансамбле и в джаз – оркестре.

Конечно, за свою долгую жизнь вальс менял свой характер, но интересно то, что за три последующих века появилось много других танцев. Но вальсу эти новые танцы не мешали – он продолжал жить, обогащаясь тем, что ему давал каждый народ, каждая новая эпоха, каждое новое время. И даже сегодня, когда так широко распространены так называемые современные танцы, в любом месте, где танцуют – от простого школьного вечера до парадного дипломатического приема, - наряду со всеми современными танцами обязательно танцуют и вальс.

 Вальс увековечен  композиторами разных стран: И. Штраусом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном, Ф. Листом, М. Глинкой, П. Чайковским, С. Прокофьевым, Г. Свиридовым, А. Хачатуряном, К. Рахимовым и др. Благодаря  зарубежным и отечественным композиторам вальс зазвучал в операх, балетах, симфонических произведениях, инструментальных концертах.

Проведенный нами анализ современных федеральных и региональных программ по музыке для образовательных учреждений показал, что вальсы зарубежных и отечественных композиторов занимают в их содержании достойное место, однако недостаточно методических разработок что и подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования: Жанр вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов».

Цель исследования: проследить развитие жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов.

Объект исследования:  жанр вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов.

Предмет исследования: вальсы зарубежных и отечественных композиторов в фортепианной музыке.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования, нами решались следующие задачи: 

  1. Изучить и проанализировать, музыкально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Дать обзор жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов.
  3. Провести анализ современных образовательных программ по музыке в рамках исследуемой работы
  4. Сделать анализ вальсов Я. Сибелиуса, А. С. Грибоедова,  Р. Газизова.

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключение и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава I  Теоретический обзор исследований жанра вальса в творчестве зарубежных и отечественных композиторов

    1. История возникновения и развития вальса

Слово «жанр» происходит от греческого «генос» и латинского «генус» по-французски оно означает - род, вид, манеру, обычай. Прежнее понимание жанра было ограниченным, оно обозначало лишь один определенный «род» в искусстве - тематику быта, повседневной жизни. В живописи термин «жанровая живопись» означает картины бытового характера. В театральном произведении «жанровая сцена» говорит о сочной, колоритной картине, где метко схвачена какая-либо житейская ситуация. «Жанровая певица» выступает с исполнением песен общедоступного характера и легкой тематики.

Новое понимание жанра является заслугой советской музыкальной науки, так как советское музыкознание подходит к художественным явлениям с точки зрения их содержания.

Термин «музыкальный жанр» имеет несколько значений: все они могут быть связаны между собой в одно сложное понятие.

Различные стороны содержания музыки связаны с выразительными возможностями, доступными музыкальному искусству-воплощение богатого внутреннего мира человека, запечатление «аромата эпох» и национальных характеров музыкальной живописи. В каждой области содержания складываются свои характерные типы музыки.

Музыкальные жанры создает жизненная практика применения музыки в жизни общества. Формы этой практики разнообразны. Например, организация движения людей вызвала к жизни жанр марша, военная или охотничья сигнализация - музыку фанфар, убаюкивание ребенка-колыбельную, земледельческая работа – трудовые песни, события семейной жизни - праздничные, свадебные песни, плачи, похоронные причитания. Как народная, так и профессиональная музыка отражает общественную и личную жизнь человека, все ее стороны. Можно сказать, что жизненное предназначение музыкальных жанров в широком смысле слова связано с запечатлением самых разных сторон человеческой жизни через различные типы музыкальной выразительности.

Музыкальные жанры не существуют вне времени, вне истории. Любой жанр возникает в определенную эпоху, он формируется под влиянием вкусов людей данной эпохи и страны, он воплощает  черты этой эпохи, жизненного уклада и поведения людей. Некоторые жанры ушли в прошлое вместе с историческими изменениями эпох, например - жанры, связанные с культовой музыкой, с придворным бытом.  Другие жанры оказались более жизненны, сохранили свое существование и в последующие эпохи, благодаря тому, что они отражали коренные, существенные стороны жизни, внутреннего мира человека, его восприятие природы. Но при этом такие жанры сами преображались в соответствии с историческими изменениями эпох. Жанры обогащались новым содержанием, новым кругом образов, при этом они сохранили какие-то существенные, характерные «приметы-черты» позволяющие судить об их происхождении и подмечали связи с их историческими предшественниками.

Как можно узнать жанр на слух? В каждом жанре складывается свое определенное сочетание выразительных средств и комплекс художественных приемов, который легко узнается слушателем, например, по типу мелодии, ритма, аккомпанемента, темпу и т.д. Жанр марша легко узнавали благодаря четкому, равномерному чередованию метричных басов, волевой поступательно звучащей мелодии с четкими акцентированными долями, чеканными фигурами пунктирного ритма. В сопровождении марша ощущается близость барабанной дроби или равномерный шум множества шагов и в мелодии слышатся трубно - фанфарные возгласы. Или жанр песни, в ней мы слышим форму запева и припева. Мелодия  в песне является главной носительницей эмоционального начала. Аккомпанемент чаще всего скромно удаляется в тень, либо мягко помогает мелодии, либо носит изобразительный характер. Движение имеет для музыкального искусства большое значение. Музыка способна отображать явления действительности в их развитии, в движении. Это не только движение чувства, движение мысли, это и движения физические, совершаемые человеком плавные, угловатые, энергичные или сдержанные, величавые, легкие. Музыка организовывает эти движения, но отнюдь не отрывает движения от эмоций, ей всегда присуща какая-то экспрессия: это и веселье, и комизм, и драматизм и лиризм.

Велико значение танцев в музыке. Танцевальная музыка многое дала для прогресса всего музыкального искусства.

Она крепко связана с народным бытом, отражает национальные особенности, обогащает творчество композиторов с незапамятных времен до современности. В танце музыка связана с художественным движением. В эстетически осмысленных движениях человек может очень многое рассказать о своей жизни. Так возникли танцы народов разных стран и всего мира, например, старинные танцы: русская сюита, «Барыня», «камаринская», трепак, кадриль, украинский гопак, казачок, дагестанская лезгинка, польская мазурка, краковяк, чешская полька, венгерский чардаш, испанское болеро, австрийский лендлер, итальянская тарантелла и т.д. все эти танцы различны по характеру, движению и ритму. Воздействие народно-танцевальной музыки на профессиональное искусство чрезвычайно мощно и велико. Одним из самых замечательных танцевальных жанров является вальс.

Признаки по которым невозможно перепутать жанр вальса от других жанров, это: трехдольный размер, трехдольная пульсация аккомпанемента, басы ровно отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Мелодия иногда плавная и певучая, иногда подвижная и задорная,  но всегда полна упругой грации и производит впечатление кружения в живом восприятии такой музыки слушатель без труда определит жанр вальса.

Вальс берёт своё начало с альпийских областей Австрии и окрестностей Вены. Уже в начале XVII столетия его вовсю танцевали при Габсбургском дворе на балу. Подобные "кружащиеся танцы" известны ранее в исполнении баварских и австрийских крестьян. Специалисты легко могут проследить мотивы вальса в ранее известных крестьянских напевах. Во Франции в середине XVIII столетия была сильно популярна немецкая вариация вальса. Изначально его танцевали как одну из фигур кадрили, где руки переплетаются на уровне плеч. Несколько позднее вальс превратился в самостоятельный танец, в который ввели "закрытую позицию". До окончания XVIII века высшее общество легко приняло этот популярный австрийский крестьянский танец.

Вальс стал излюбленным танцем многих, хотя его ненавистники тоже давали о себе знать. Учителям танцев он казался серьёзной угрозой для их профессиональной деятельности, потому что основные шаги вальса можно легко освоить в кратчайшие сроки без посторонней помощи. Трудно даже сравнить вальс с другими придворными танцами, которые невозможно было исполнять без тщательной практики в запоминании сложных фигур, а также совершенствования танцевальных позиций и соответствующих манер поведения. По моральным нормам вальс критиковали ещё больше: чересчур быстрые кружащиеся движения, слишком близкая позиция. Для религиозных лидеров вальс казался воплощением греха и вульгарности. Придворные круги в Европе сначала изо всех сил противились этому танцу, а в Англии он был принят намного позже из-за строгих моральных принципов. Летом 1816 года вальс включили в программу того бала, который организовал в столице Англии принц-регент. 16 июля 1816 года газета The Times гневно критиковала вальс, призывая женщин к скромности и сдержанности, а также предупреждая родителей о том, какое пагубное влияние этот танец может оказать на их дочерей. Очень много неодобрения было и от лица старшего поколения, которые не понимали предпочтений молодёжи. А вот правящая в то время королева Виктория, любительница балов и развлечений, испытывала к вальсу особую страсть.

Сопротивление некоторых слоёв общества ничуть не уменьшило популярность вальса, а только дало толчок на его распространение. После французской революции буржуазия с величайшим восторгом переняла "скандальный" танец, соорудив множество бальных залов. В Соединённых Штатах Америки вальс впервые представили в Бостоне в 1834 году. Бостонский учитель танцев Лоренцо Папанти организовал особый показ, что пришлось не по вкусу общественным лидерам, назвавшим вальс неблагопристойным и неприличным танцем. Хотя, уже в середине XIX века он прочно укоренился в жизни Соединённых Штатов.

Информация о работе Жанр вальса в практике общего музыкального образования