Рубинштейн – педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

Русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Рубинштейна Виллуан был для него другом и вторым отцом. С девяти лет Рубинштейн уже выступил публично в Москве, в 1840 г. — в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры.
Программа включала такие трудные сочинения, как Allegro из Концерта a–moll Гумелля, Фантазия Тальберга на тему «Моисей в Египте» Россини, «Хроматический галоп» Листа.

Содержание работы

О биографии Антона Григорьевича Рубинштейна …………..3
Творческая деятельность ………………………………………4
Рубинштейн – педагог …………………………………………6
Сочинения Рубинштейна …………………………………….16
Заключение ……………………………………………………18
Список используемой литературы ………………………….20

Файлы: 1 файл

Рубинштейн.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 С кем бы Рубинштейн не занимался, он, прежде всего, терпеливо выслушивал исполняемую пьесу от начала и до последней ноты, но выражение лица его при этом менялось ежесекундно, пальцы нервно сжимались, разжимались или «играли» на крышке рояля. Его поведение было столь впечатляюще – выразительно, что присутствующим становилось ясно, как он хотел бы, чтобы сочинение было исполнено. Но он не прерывал играющего и обычно воздерживался от каких бы то ни было замечаний. После прослушивания он лишь в редких случаях показывал за инструментом, как следует играть тот или иной отрывок.

На занятиях с учениками  Рубинштейн чаще всего прибегал к  «методу окольных путей», стремясь намеками, наводящими вопросами, сопоставлениями и аналогиями расшевелить инициативу и разбудить музыкальную фантазию играющего. Рубинштейн изобрал метод косвенного наставления посредством наводящих сравнений и только в редких случаях касался музыкальных вопросов в строгом смысле слова. Таким путем он стремился пробудить конкретно – музыкальное чутье как параллель к его обогащениям.

Он не был педагогом  в обычном смысле слова. Он указывал вершину, с которой открывался прекрасный вид, но как на нее забраться, это  было дело каждого.

 

 Сочинения Рубинштейна.

 

 

     Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных произведений и романсов, не помеченных как opus.

     Для фортепиано написано Рубинштейном 50 произведений, в том числе 4 фортепьянных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году).

      Кроме того, им написаны концерты для скрипки и виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах — "Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" — 1849 г. (3 действия), "Хаджи Абрек"(1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) — 1875 г., "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) — 1880 г., "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) — 1875 г., "Нерон" (4 действия) — 1877 г., "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) — 1889 г., и балет "Виноградная лоза".

       Многие  оперы Рубинштейну давались за границей: "Моисей" — в Праге в 1892 г., "Нерон" — в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" — в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" — в Праге, Дрездене, "Маккавеи" — в Берлине, "Фераморс" — в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге Данциге, "Христос" — в Бремене (1895).

       В Западной Европе Рубинштейн пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела он пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт - Петербурге, под председательством Рубинштейна, в 1890 г., второй — в Берлине, в 1895 г.

      Педагогическая деятельность не была любимым занятием Рубинштейна; тем не менее, из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй.

      Как  дирижер, он был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке.               Главные литературные труды Рубинштейна: "Русское искусство", автобиография, изданная М. И. Семевским в 1889 г. и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein's Erinnerungen", Лейпциг, 1893), а также "Музыка и ее представители" (1891; переведен на многие иностранные языки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

В конце своей жизни  Рубинштейн работал с учениками  – пианистами по – другому. Его  основные эстетические и фортепианно  – исполнительские принципы, по – видимому, не претерпели существенных изменений. Но система преподавания стала иной. Теперь он только направлял ученика, расширял его кругозор, развивал воображение, помогал раскрыть в исполняемой музыке этические и эстетические ценности, указывал далекие вершины, на которые надо было подняться. Изменить метод своей фортепианно  - педагогической работы заставили Рубинштейна несколько причин.

 Во-первых, он не  считал нужным отдавать свои  силы и время кропотливой учительской  работе. В эти годы он высказывал  в своем дневнике следующую  мысль: выдающийся художник должен  прежде всего заниматься своим творчеством, а в педагогике – ограничить свою работу советами, широкого порядка указаниями и не считаться с требованиями учеников, жаждущих получить от него, как от любого учителя – профессионала, прежде всего «уроки».

Во-вторых, жизненный и художественный опыт привел Рубинштейна к выводу, что в работе со взрослыми и способными учениками его новая система занятий, не всегда дающая желанный эффект сразу, в конечном итоге является самой целесообразной. Он не обучал теперь учеников игре на фортепиано; он воспитывал у них то мужество, которое столь необходимо для творческой работы.

Будучи человеком деспотичным  и проявляя эту черту своего характера  в административной работе, он не был  в последние годы своей жизни  деспотичным педагогом. Больше того, он остерегался сильного воздействия своей личности на ученика. Он понимал, что делает его великим артистом, он не сможет, а излишней повелительностью и личным показом добьется только того, что ученики будут стараться подражать его манере играть.

Многосторонняя деятельность Рубинштейна была исключительно плодотворной. В его лице русская художественная культура выдвинула одного из замечательных просветителей, художника демократа.

Заключительную характеристику многогранной деятельности Антона Рубинштейна, следует упомянуть об одном важном мероприятии, осуществленном им в последние годы жизни: организация Первого всемирного конкурса музыкантов. Этим было положено начало многочисленным музыкальным соревнованиям нашего времени. Для проведения конкурса Рубинштейн пожертвовал значительную сумму денег, полученную от концертов.

Творчество Рубинштейна  стало важным этапом на пути подъема  русской фортепианной литературы, разработки в ней основных жанров, прежде всего  концертной музыки, а также мелодически  насыщенного стиля.

 

 

                                   * * *

 

 

Создал ли Рубинштейн, деятельность которого составляет эпоху  в истории пианизма, свою школу  фортепианной педагогики? Этот вопрос не раз обсуждался на страницах русской  и зарубежной прессы. Если судить только по количеству крупных пианистов, обученных непосредственно Рубинштейном, то можно прийти к выводу, что школы он не создал. Но это не так. Рубинштейн оставил нам в наследство нечто большее, чем школа в буквальном и общепринятом смысле этого слова: почти никто из русских педагогов фортепианной игры его времени и ближайших последующих лет не избежал сильного воздействия не только его исполнительского искусства, но и его передовых педагогических принципов. А многие традиции рубинштейновской педагогики и по сей день живут в фортепианных школах наших крупнейших художников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

 

 

 

  • Иосиф Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре».
  • А. Д. Алексеев «История фортепианного искусства» I, II части.
  • Л. Боренбойм «Вопросы фортепианной педагогики».
  • А. Спасская «Советы по музыкальной педагогике»
  • А. Соловцова «Об игре А. Рубинштейна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Рубинштейн – педагог