Рубинштейн – педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

Русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Рубинштейна Виллуан был для него другом и вторым отцом. С девяти лет Рубинштейн уже выступил публично в Москве, в 1840 г. — в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры.
Программа включала такие трудные сочинения, как Allegro из Концерта a–moll Гумелля, Фантазия Тальберга на тему «Моисей в Египте» Россини, «Хроматический галоп» Листа.

Содержание работы

О биографии Антона Григорьевича Рубинштейна …………..3
Творческая деятельность ………………………………………4
Рубинштейн – педагог …………………………………………6
Сочинения Рубинштейна …………………………………….16
Заключение ……………………………………………………18
Список используемой литературы ………………………….20

Файлы: 1 файл

Рубинштейн.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО «Дзержинский музыкальный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Рубинштейн –  педагог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 

фортепианного отделения

Лялюхина Марина

Проверил:

 Щепетов В. Г.

 

 

 

Дзержинск 2009 год

Содержание

 

 

  • О биографии Антона Григорьевича Рубинштейна …………..3
  • Творческая деятельность ………………………………………4
  • Рубинштейн – педагог …………………………………………6
  • Сочинения Рубинштейна …………………………………….16
  • Заключение ……………………………………………………18
  • Список используемой  литературы ………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О биографии  Антона Григорьевича Рубинштейна.

                        (1829 – 1894)

 

        Русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Рубинштейна Виллуан был для него другом и вторым отцом. С девяти лет Рубинштейн уже выступил публично в Москве, в 1840 г. — в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры.      

      Программа включала такие трудные сочинения, как Allegro из Концерта a–moll Гумелля, Фантазия Тальберга на тему «Моисей в Египте» Россини, «Хроматический галоп» Листа.

В 1840- 1843 годы Рубинштейн в сопровождении своего учителя совершил концертную поездку по Западной Европе, имевшую исключительный успех.

Венцом просветительской деятельности пианиста были его знаменитые «Исторические концерты», произведения в сезоне 1885/86.

Программы концертов  включали произведения всех крупных композиторов, писавших для фортепиано или клавира, начиная с русских вёрджиналистов до русских современников Рубинштейна.

В сезонах 1887/88 и 1888/89 гг. Рубинштейн провел в Питерской консерватории  циклы концертов – лекций «История литературы фортепианной музыки», где охватил еще более широкий круг произведений и композиторов.

 Рубинштейн подчеркивал необходимость глубокого проникновения исполнителя в авторский замысел вплоть до мельчайших деталей текста. Пианистическое мастерство Рубинштейна отличалось исключительно высоким уровнем. Стремясь к созданию монументальных художественных концепций, он проявлял больший интерес к фресковой манере игры, чем к скрупулезной отшлифовки в пассажах каждой нотки.

Композитор написал  много фортепианных  пьес различных жанров, в том числе «мелодий», баркарол, романсов, вальсов, прелюдий и фуг. Большая часть их объединена в циклы и сборники: «Каменный остров», «Национальные танцы», «Петербургские вечера», «Смесь», «Костюмированный бал».

 

       Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Рубинштейн исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 г. Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 гг. Рубинштейн жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Рубинштейну Мендельсон.

       Вернувшись в Петербург, он стал заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому времени относятся серия его фортепьянных пьес и опера "Дмитрий Донской". 1854—1858 гг. Рубинштейн провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Рубинштейна, при участии хора любителей.

      В 1859 г. Рубинштейн, при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество. В 1862 г. была открыта "Музыкальная школа", в 1873 г. получившая название консерватории. Рубинштейн, назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Рубинштейн  вновь занимается концертной и усиленной композиторской деятельностью. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 г. До 1887 г. Рубинштейн жил то за границей, то в России.

     С 1887 до 1891 гг. вновь был директором санкт – петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции. Помимо гениальной передачи фортепьянных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Рубинштейн дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц. А. Кюи, под заглавием "История литературы фортепьянной музыки".

       В этот же период времени возникли, по инициативе Рубинштейна, общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885—86 гг. исторические концерты, данные Рубинштейном в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 г. торжественно отпразднован в Санкт - Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Рубинштейна. Покинув консерваторию, он вновь живет то за границей, то в России.

     Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 г. и похоронен в Александро-Невской лавре.

 

 

Творческая  деятельность.

 

 

      Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообще развитие рук было для Рубинштейна только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста.

      Сам  Рубинштейн говорил в своей статье "Русская музыка": "воспроизведение — это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал".

     Страсть  к сочинению охватила Рубинштейна, когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Рубинштейна публикой и отчасти критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубинштейн  – педагог.

 

Систематически фортепианно-педагогической деятельностью Рубинштейн занимался в своей жизни дважды: в 1862 – 1867 и в 1887 – 1891 годах, в период первого и второго директорства в Петербургской консерватории. По всему видно, что Рубинштейн, обладавший уже в эти годы огромным фортепиано – исполнительским опытом, в занятиях с пианистами пытливо искал, применял различные методы работы, нередко экспериментировал. Рубинштейн никогда не уделял так много внимания детальной работе над пианистическим мастерством.

В фортепианном классе Рубинштейна  обучалось около двадцати учеников и учениц, которым он ежедневно  отдавал 4 – 5 часов. В состав класса входили подвинутые взрослые ученики и десяти – двенадцатилетние дети. К числу наиболее способных учащихся принадлежали Л.Гомилиус, Г.Кросс,С.Смирягина,А.Спасская, М.Терминская. Помощником Рубинштейна был А.И.Виллуан, занимавшийся с учениками младшего возраста. Ученики старших курсов обязаны были посещать все занятия Рубинштейна, и он часто вовлекал в беседу и активную работу не только игравшего ученика. Но и всех присутствующих.

Воспитанию личности учеников, расширению их кругозора и жизненных интересов, разъяснению смысла и задач искусства Рубинштейн уделял серьезное внимание.

Рубинштейн никогда  не играл ученикам. Он только говорил, и ученики, поняв мысль, переводили ее на язык музыки и музыкального исполнения. Иногда, когда ученики играли одну и ту же фразу одинаково, он говорил: «В хорошую погоду ее можете играть так, как сыграли, но в дождь играйте иначе». Он всегда был логичен в своем искусстве, поэтому никогда не позволял приносить ему какое – нибудь произведение на урок более одного раза. Объяснял он это тем, что на следующем уроке он может забыть то, что рассказывал на предыдущем. Также он никогда не разрешал приносить какое – либо из его сочинений.

Рубинштейн придавал принципиальное значение репертуару для  воспитания пианистов. Он настаивал на том, чтобы ученики разучивали произведения высокой идейно – образной содержательности, могущие «открыть им возвышенный горизонт музыкального искусства». В фортепианном классе Рубинштейна  чаще всего звучала музыка Баха, Бетховена, Шопена, Шумана. Работе над сочинениями Баха, особенно полифонией, Рубинштейн уделял огромное внимание. На экзаменах все его ученики обязаны были исполнить по одной прелюдии и фуге из «Хорошо темперированного клавира».

Отдельные замечания  Рубинштейна на уроках позволяют понять те общие требования в отношении характера исполнения музыки, которые он предъявлял своим  ученикам. «Играйте без расслабленности», «Играть надо просто, но с чувством», «Без преувеличений!» - такого рода замечания часто раздавались в классе Рубинштейна.

Он не выносил нарочитости, надуманности, актерства, аффектации, сентиментальности, надрыва. Всему  этому он противопоставлял искреннее  и простое воспроизведение характера  музыки, согретое задушевностью и  пылкостью чувств.

Искусство интерпретации музыки Рубинштейн всегда рассматривал как творческий процесс. Он различал понятия: «исполнять музыку» и «передавать музыку». Термином «исполнение» он обозначал формально точную, но неодухотворенную игру. Под «передачей» музыки он понимал такое вчувствование и проникновение в произведение, которое позволило бы «воспроизвести перед слушателями идеи его». Характерно, что Рубинштейн говорил о воспроизведении идей произведения, а не идей автора.

Исходя из своего понимания  проблемы «автор и исполнитель», Рубинштейн в работе с учениками придерживался позиции, которая в суммарном изложении может быть сведена к следующему: во-первых, ученику следует  с предельной точностью и тщательностью изучить авторский текст; во-вторых, это изучение должно носить творческий характер; в-третьих, задача исполнителя сводится к тому, чтобы верно передавать «идеи произведения», но эти идеи могут быть воспроизведены в индивидуальных вариантах.

Рубинштейн не излагал  в классе эти принципы в виде цельной  программы. Она вытекала из отдельных замечаний по поводу отношения к авторскому тексту и к «исполнительским редакциям», по поводу характера нотной записи и по поводу права пианиста создавать индивидуальный исполнительский образ, передающий «идеи произведения». Он не признавал посредничества между композитором и исполнителем в лице редактора, который вносит в авторский текст субъективное толкование, сковывающее фантазию играющего.

Рубинштейн неизменно  обращал внимание учеников на необходимость  осмысленного прочтения отдельных  элементов нотной записи, добиваясь того или иного обозначения сочеталось с пониманием его относительного характера. Так, например, на уроках нередко шла речь о лигах, и он разъяснял ученикам многообразия выразительного значения лиг: «Смычком вверх и вниз, лига-штрих скрипок», «Не снимайте руку на лиге, только палец».

Ученики, обучавшиеся  у Рубинштейна в различные  периоды его жизни, указывали, что  он очень часто обращался к  игравшему с вопросами о характере  музыки, которая была только что  исполнена или которую предстояло сыграть. Ответы учеников редко удовлетворяли его, большей частью потому, что представлялись ему слишком общими. Тогда он прибегал к дополнительным наводящим вопросам.

Наводящими вопросами  он хотел максимально активизировать мысль и чувства ученика. Ясность художественных намерений должна была стать, по его мысли, основой работы ученика над созданием исполнительского образа музыкального произведения.

Кроме нахождения «путевой нити» (общего характера) произведения, от учащихся требовалось знание выразительных средств, которыми пользовался композитор: тонального плана, модуляционных отклонений, голосоведения, особенностей фактуры и т.п. Для того чтобы ученики поняли смысловые значения тех или иных композиционных приемов, Рубинштейн прибегал изредка к такому методу: Он видоизменял нотный текст (последовательность тональностей, элементы фактуры) и привлекал внимание слушателей к тому, как при этом меняется характер музыки.

Рубинштейн уделял много  внимания обучению учеников выразительному интонированию мелодии, чему должен был помочь класс пения, обязательный для всех исполнителей. Введение этого класса не было случайной прихотью Рубинштейна: во время своего второго директорства он снова включил в план занятий обязательное обучение пению, на этот раз только для пианистов. Задачу консерваторского класса обязательного пения он видел не в том, чтобы поставить ученикам голос, а в том, чтобы научить их «произносить мелодию». В своем классе он добивался от пианистов вокально-речевого интонирования мелодии на фортепиано, придавая при этом большое значение использованию разнообразных артикуляционных приемов. И впоследствии Рубинштейн требовал от учеников вокально-речевого «произнесения» мелодии. Он рекомендовал, например, по словам А. Гиппиус, с этой целью мысленно подтекстовать начало баховской Фуги соль минор из I тома «Хорошо темперированного клавира»:

 

 

  В классе он неизменно обращался к ученикам с вопросом: «На сколько дирижируете?» или «На сколько считаете?». Характерно, что выбранный играющим «пульс» нередко казался ему слишком мелким, и он рекомендовал его удвоить или утроить. Отдельные дошедшие до нас замечания Рубинштейна на уроках дают представления о его советах ученикам в отношении создания целостного исполнительского образа. Решающим в этом  вопросе он, видимо, считал соблюдение темпового единства во всей пьесе или на протяжении большого отрезка музыки и в особенности умение «подготовить и показать самое важное» в произведении, отодвинув на второй план менее существенное. Вот некоторые из его советов: «Подготовьте эту фразу, задержитесь на ней, а все, что было до этого, играйте неприметно»; «Проходите мимоходом, идите к главному, а у вас все главное, зацепилось за что-то, а важное не говорите, забыли».

Информация о работе Рубинштейн – педагог