Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Содержание работы

1. Введение......................................................................................................стр.2

2. Глава I.Теоретические основы организации развития музыкального образования у младших школьников.............................................................стр.3

3. 1.1 Теоретический анализ факторов, влияющих на формирование музыкального вкуса у детей............................................................................стр.3

4. 1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса............стр.

5. Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов..........................................................................стр.

6. 2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента.............................стр.

7. 2.2 Характеристика формирующего эксперимента.................................стр.

8. 2.3 Контрольный эксперимент....................................................................стр.

9. Заключение...................................................................................................стр.

10. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

Итак, ребята!

Бом – бом, бом  – бом;

Открывается альбом,

То веселый, то печальный

Не простой, а музыкальный!

 

Иллюстрация на доске.

- Ребята! Посмотрите: девочка держит куклу.

Послушайте  музыку, а затем дайте ей название, а картинка поможет вам в этом.

«Болезнь куклы»

Давайте перевернем следующую страничку нашего альбома. Посмотрите, ребята, какая красивая дама, а рядом с ней кавалер. Как вы думаете, что они делают? (Танцуют). А что? (Вальс). Правильно, это вальс. В начале XX века вальс был очень популярным, его танцевали везде: дома, на улице, в парках, на балах. Летом организовывали специальные тенистые сады и чтобы привлечь танцующих привозили жирафов. Нарядные дамы и кавалеры кружились в вальсе. Вот послушайте какой вальс написал П.И. Чайковский.

«Вальс»

А какой еще  танец танцевали на балах? (мазурку). Мазурка – польский танец. Им открывали балы. Послушайте, какую мазурку сочинил П.И. Чайковский.

«Мазурка»

Давайте перевернем следующую страничку нашего «Детского  альбома». Ребята! Это солдаты! Какое  произведение есть у П.И. Чайковского? (Марш деревянных солдатиков).

Давайте представим, что вы солдатики. Девочки возьмут барабаны в руки, а мальчики будут маршировать на месте. Только надо маршировать как игрушечные солдатики. Кто скажет как? (Ответы).

«Марш деревянных солдатиков» 

Молодцы! Я переворачиваю  следующую страничку нашего альбома. Как вы думаете, что это? (Ответы). Давайте послушаем музыку. Она поможет нам отгадать.

«Сладкая греза»

А что находится  на следующей страничке нашего, альбома  вам подскажет музыка. А я вам  подскажу, что это сказочный персонаж.

«Баба – яга»

Ответы детей. Повторное прослушивание.

 

Урок 4. Выдающийся композитор – М. И. Глинка.

Цель: приобщить  к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами - классиками и их музыку, развивать  музыкальный вкус.

Задачи:

 - формировать музыкальную культуру учащихся;

 - развивать эмоциональную сферу детей, воспитывать музыкальный, эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, желание слушать и исполнять ее.

Содержание  урока:

Имя Михаила  Ивановича Глинки знакомо каждому  русскому человеку. Его музыку любят, внимательно слушают. Она звучит по всюду: на праздничных торжествах, в домашнем кругу, в театре и по радио. Глинка жил давно. Родился он незадолго перед войной с грозным Наполеоном, которую потом назвали Отечественной войной. Завоевав пол – Европы, Наполеон пришел в Россию с огромным войском. Навстречу ему поднялся веся наш народ, захватчик не устоял перед такой могучей силой. Много героев отдало жизнь за родину, надолго война осталась в памяти русских людей. И М. И. Глинка, будучи уже взрослым, вспоминал о войне и многих героях ее, простых, скромных патриотах.

Первое время  Миша Глинка жил в деревне, где  воспитывался у своей бабушки. Всех забав было у Миши вдосталь. И  игрушки у него были какие только захочет, и гулять можно было где  угодно. Но Миша не довольствовался этим. У него были свои причуды и затеи. В доме иногда играл приезжий оркестр. Настоящий большой оркестр. В этот оркестр и повадился Миша. То послушает его в зале, то к музыкантам заберется, а то и сам играть на инструментах подлаживается. Скоро Миша научился играть на скрипке. Сам садился в оркестр и играл с музыкантами. Музыка очень занимала Мишу. Часто он убегал из дома послушать пение крестьян. Пели обычно в поле. Протяжные, тягучие звуки песни уносились в даль, вызывая какое – то неизведанное ощущение. Но больше всего Миша любил слушать нянины песни. Сидит Миша завороженный, не дыхнет. Много няниных песен запомнилось ему на всю жизнь.

А на праздники  во всех церквах звонили в колокола. Над городами, селами стоял веселый, ликующий перезвон.

Мише очень нравился этот звон. Дома он сам себе соорудил колокола из тазов из – под варенья. Набрал кучу тазов, расставил перед собой и ну палками колотить по ним. Гул стоит по дому невыносимый, а Мише звон малиновым кажется.

Миша недолго  пробыл в деревне, вскоре его отвезли в Петербург. Миша стал учиться, но музыку не забывал. А потом сам стал писать музыку и уже не расставался с ней до конца жизни. Любовь к музыке из детской забавы превратилась в труд, ибо сочинение музыки – труд, и не менее сложный чем, скажем, труд строителя. И песня очень похожа на дома, в нее, как в жилище, мы вкладываем свою душу.

Надолго остались у М. И. Глинки музыкальные впечатления  детства. И когда, уже взрослый, он стал сочинять музыку, то многое из того, что запомнил давно – давно, пригодилось ему. В жизни у М.И. Глинки была масса интересных, иногда радостных, иногда печальных впечатлений. Он любил путешествовать, побывал в разных странах (еще в детстве у него была книга о странствиях в заморские земли, которую он с удовольствием перечитывал не один раз), повидал много людей, услышал множество разной музыки, но с детства памятные песни остались с ним навсегда.

Сейчас мы послушаем  немного музыки из опер М.И. Глинки. А что такое опера? (…) Опера  – музыкальный спектакль. В отличие  от обыкновенного спектакля в опере не говорят, а поют. Почему так? Потому, что пением можно лучше выразить настроение. А настроение очень важно. Человек все врем в каком – либо настроении. Вот два мальчика подрались из – за игрушки и плачут. Настроение у низ скверное. Мамы долго нет и мы скучаем. Приходит мама и мы очень довольны. Настроение у нас хорошее. Наши настроения похожи на погоду: то солнечное, то веселое, то грустное, печальное.

Музыка –  волшебница, она чарует людей.

В опере есть декорации, актеры играют в костюмах, в гриме. Все как в обычном театре. Но главное – музыка. В музыке скрыто все: и то, что творится на сцене, и то, что переживают герои, видимое и невидимое. Музыка настолько выразительна, что, даже не улавливая слов, нам все понятно.

Эти волшебные чары музыки люди очень любят. Вам тоже должна понравится опера.

У Глинки есть опера  – «Руслан и Людмила».

Эта опера написана по сказке А.С. Пушкина Вы знаете эту  сказку? (…)

 

У Лукоморья  дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью  кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет на право  – песнь заводить,

На лево –  сказку говорит.

Там чудеса, там  леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

 

А послушайте как  А.С. Пушкин описывает злого волшебника Черномора:

 

Раздался шум: озарена

Мгновенным  блеском тьма ночная,

Мгновенно дверь  отварена;

Безмолвно, гордо  выступая,

Нагими саблями  сверкая,

Арапов длинный  ряд идет,

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет.

И входит с важностью  за нею,

Подъяв величественно  шею,

Горбатый карлик из дверей, его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала  борода.

А теперь послушаем  марш Черномора. В театре марш играют два оркестра. Один обычный, а второй духовой. Сначала звучит духовой, затем  ему вторит обычный. Духовой играет громко, зычно. А простой оркестр отвечает таинственно, как эхо. В середине марша слышен колокольчик.

Музыка марша  волшебная, исполняет ее небывалый  оркестр, все как в сказке. Послушайте ее.

У М.И. Глинки есть замечательные вальсы.

В вальсе плавно кружатся, движения танца напоминают падающие листья, да и музыка, как порыв ветра, то стремительна, то заставляет нас почти парить в воздухе, едва касаясь земли. Вальс у М.И. Глинки как интересный рассказ, иногда о чем-то грустном, иногда о захватывающе радостном, но всегда трогательный.

Глинка писал  вальсы, как пишет поэт стихи, вкладывая  в них свои самые сокровенные  переживания.

Сейчас мы послушаем  вальс из оперы «Иван Сусанин»

Музыка М. И. Глинки проста и разнообразна. Она  понятна и доступна каждому.

 

Урок 5. Мир  джаза.

Цель: приобщить  детей к различным течениям в  музыкальной культуре, развивать  музыкальный вкус.

Задачи:

 - познакомить учащихся с основными направлениями джазовой музыки: спиричуэл, блюз, регтайм, ритм – энд – блюз, рок – н – ролл.

 - развивать воображение, образное мышление

 - воспитывать слушательскую культуру, интерес к музыке

Содержание  урока:

Сегодня мы с  вами поговорим о джазе – очень  интересном виде музыкального искусства. Музыка джаза появилась в Америке  в XX столетии. Джаз - это искусство  импровизации. Джаз – это искусство солиста, но здесь требуется бескорыстное участие всех музыкантов. Джаз постоянно меняется, но корни его покоятся в блюзе – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Он возник во второй половине XIX века на основе вокального фольклора черных американцев, прежде всего трудовых песен, которыми сопровождалась работа в поле, рубка леса. Первоначально блюзовые музыканты пели под аккомпанемент банджо или гитары. Музыка, которую они исполняли, получила название сельский блюз. Позднее со становлением блюза как жанра профессиональной музыки, появился городской или классический блюз, который звучал в сопровождении инструментального ансамбля. У джаза богатые традиции и свои законы. Во все времена джаз был зеркалом Америки, американцев, гимн во славу человеческой жизни во всех ее проявлениях. Мужчины и женщины приезжали из разных мест, но была у них общая черта, о которой другие только мечтали – они умели творить искусство прямо у всех на глазах.

Джаз вырос  в тысячах разных мест, но родился он в Новом Орлеане, который был в начале XX столетия самым многонациональным, самым музыкальным городом. К тому же Новый Орлеан был центром работорговли, которую терпела страна только что провозгласившая, что все люди от рождения равны. Именно потомки людей, которые считались живым имуществом, создают самое музыкальное из всех видов музыкального искусства – джаз.

Послушайте  блюз

Другая особенность  джаза - сложный ритм. В основе джазового  ритма находится «бит» - удар, пульс, биение.

Большинство образцов джазовой музыки – это инструментальные пьесы, построенные по классической модели «темы с вариациями». После того, как ансамбль исполнил тему, солисты – импровизаторы по очереди играют вариации, а остальные аккомпанируют.

Общеизвестные темы, которые в джазе исполняются достаточно часто, называются стандартными. Многие стандарты – это популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданных в 20-50 гг.

Послушайте  регтайм, который называется «Артист  цирка»

Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или кларнет, тромбон и ритм – секция – банджо, контрабас, ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка ее варьируя, кларнет опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчеркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Первыми выдающимися мастерами этого стиля были черные музыканты – Кинг Оливер и Луи Армстронг.

Во второй половине XX века возникло новое явление художественной культуры – рок – музыка или рок. Первым направлением рок – музыки стал рок – н – ролл. Рок – н – ролл прежде всего танцевальная музыка. Самым популярным исполнителем рок – н – ролла стал американский певец Элвис Пресли. Он не писал собственных композиций, но незаурядные вокальные данные сделали его кумиром американской и европейской молодежи.

Спиричуэл –  жанр духовых песнопений черных американцев  на библейские тексты. Оказал влияние  на формирование блюза и раннего  джаза.

Регтайм – стиль  фортепианной игры и одновременно жанр. Главная особенность регтайма – разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов.

Блюз – песенный и инструментальный жанр афроамериканской музыки. Возник на основе вокального фольклора  черных американцев.

Ритм – энд  – блюз – музыкальное направление, возникшее на основе городского блюза в конце 30 гг. Его появление связано с созданием новой техники: электромузыкальных инструментов, микрофонов, усилителей звука.

Рок – н –  ролл – первое направление рок  – музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Контрольный  эксперимент

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Для реализации данной цели была использована «Музыкальная викторина», аналогичная констатирующему  эксперименту, а также проводилась  беседа с детьми о той музыке, которая их глубоко трогает, влияет на их чувства и настроение.

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на развитие музыкального вкуса. Используя серию уроков, где идет знакомство с историей музыки - от ее истоков до наших дней, можно повысить музыкальную культуру учащихся, а следовательно - их музыкальный вкус. Это видно уже из того, что дети стали активнее высказываться о музыке, из заинтересовало развитие музыки, формирование различных стилей и направлений, а главное - творчество композиторов-классиков. Они с большим удовольствием читают книги о музыке и делятся своими впечатлениями о прочитанном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Работа над  выбранной нами темой: «Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста» показала, что многие ученые занимались этой проблемой, но все же, в настоящее время, она продолжает оставаться актуальной. Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Мир музыки безгранично  богат, щедр и многообразен. Свои сокровища  музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей  культуры, от запросов к жизни, к  искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Д.Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками  музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути.

Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством радио, телевидения стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели.

Информация о работе Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки