Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Содержание работы

1. Введение......................................................................................................стр.2

2. Глава I.Теоретические основы организации развития музыкального образования у младших школьников.............................................................стр.3

3. 1.1 Теоретический анализ факторов, влияющих на формирование музыкального вкуса у детей............................................................................стр.3

4. 1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса............стр.

5. Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов..........................................................................стр.

6. 2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента.............................стр.

7. 2.2 Характеристика формирующего эксперимента.................................стр.

8. 2.3 Контрольный эксперимент....................................................................стр.

9. Заключение...................................................................................................стр.

10. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Молодежь уделяет  музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые.

Молодые - главные  посетители эстрадных концертов, участники  дискотек, покупатели кассет и дисков. К молодежи обращаются эстрадные звезды и популярные группы, ей хотят понравиться популярные композиторы и сочинители песенных текстов. Но далеко не вся молодежь безраздельно верна той музыке, которая числится молодежной. Кому-то больше нравится народная песня под гармонь или балалайку, другим по душе серьезная классическая музыка, третьи ни к какой музыке не испытывают явного интереса. У каждого свой музыкальный вкус.

Музыка рассчитана на понимающих и для них только и создается. Недаром же сказано: «Если это искусство – то оно  не для всех. А если оно для  всех – то это не искусство».

Если на ранних ступенях культуры музыку понимали все, то теперь стала угрожать опасность, что понимающие музыку исчезнут вовсе. По крайней мере, даже лидер авангардизма А.Шенберг вынужден был сказать: «Я ничего не понимаю в современной музыке: для меня она слишком сложна и нервозна. Почему все-таки молодые люди не пишут чего-либо более простого?» Он был сторонником идеи отсутсвия достойных современных образцов сочинений.

XX век позволил  более четко выявить и еще  одну особенность отношения публики  к серьезному искусству. Приобщение  самых широких масс к серьезной музыке – это не дело одной педагогической системы, хотя бы и очень совершенной. Конечно, музыкальное просвещение взрослых и музыкальное воспитание в школе, будь они организованы энергичнее и квалифицированнее, чем сейчас, по-видимому, усилили бы интерес к музыкальной классике и правильное понимание ее жизненного смысла.

К серьезной  музыке человека, массы, народ приобщают  в первую очередь такие исторические моменты, когда сама социальная жизнь  властно подчиняет повседневное главному, когда люди ощущают себя участниками и творцами исторических событий.

Такая жизнь  редко меняет характер потребностей, не оставляя времени для суетного и преходящего. Искусство также  необходимо людям, говорил Толстой, как пища, питье, одежда. И даже необходимее. Но оно делается необходимым не потому, что об этом мечтают художники или педагоги, а потому, что сама жизнь неожиданно и неопровержимо открывает людям эту необходимость.

Говорят, что  серьезная музыка сложна и непонятна, что она скучна и утомительна. В последние годы, особенно среди молодежи, все чаще приходится слышать о том, что серьезная музыка устарела, отжила свое время, вышла из моды, утратила актуальность. Ссылаются на то, что классика понятна, но не современна, а современная серьезная музыка может быть и актуальна, но непонятна. Наконец, просто отвергают претензии музыки на что-либо, кроме развлечения.

Многие из этих утверждений лучше всего опровергает  история музыки. Ни в одну из великих  исторических эпох развлечение не было главным, тем более единственным делом музыки. При этом музыка Баха или Моцарта, Глинки или Чайковского отнюдь не казалась их современникам ни непонятной по содержанию, ни недоступной по форме. Проблемы, к которым обращались великие музыканты, вовсе не устарели. А искренности и глубине, с которой они осмысляли эти проблемы, наша эпоха могла бы позавидовать. Справедливо говорится, что великое искусство всегда современно.

Ни в одну эпоху на земле не жило столько  композиторов, во всеоружии профессионализма работающих во всех жанрах музыки и  создающих новые жанры. Куда же исчезают тысячи опер, написанных современными композиторами? Почему так редко звучат десятки тысяч инструментальных произведений, романсов? Почему даже молодым композиторам-профессионалам так трудно найти отклик у современной молодежи? Может быть, дело в плохой рекламе, в инертности концертных организаций? В равнодушии исполнителей? В низком качестве высокой музыки, в катастрофическом недостатке личностей, талантов? А может быть, и в самом деле никто не виноват. Просто серьезная музыка всегда существовала и будет существовать для немногих?

Вряд ли можно  утешать себя тем, что на классику все-таки «ходят», и потому Чайковский или Рахманинов, Бах или Моцарт еще способны привлечь публику в  концертные залы. Все острее вопрос, почему классика с такой очевидностью выигрывает у современности и, одновременно, с такой же очевидностью уступает поп-музыке.

По-видимому, есть что-то такое в современных контактах  серьезной музыки с публикой, что  дезориентирует молодежь, формирует  у нее убеждение, будто серьезная музыка не более чем развлечение небольшой кучки пожилых людей, окутанное высокопарными словами.

Кто-нибудь в  оправдание такого убеждения мог  бы сослаться на слова одного из самых авторитетных композиторов XX века – И.Ф.Стравинского: «Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать – чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т.д. Выразительность никогда не была свойством, присущим музыке… Если нам кажется, что музыка что-либо выражает, это лишь иллюзия, а никак не реальность» [37]. Отсюда и в самом деле вытекает вывод, что разговоры о глубоком содержании и духовном богатстве музыки – занятие, достойное лишь наивных дилетантов. Между тем, классики были уверены, что без эмоционального взрыва нет ни творчества, ни восприятия музыки.

Вывод: Мы видим, что тенденции развития совеременного мира таковы, что они  не способствуют развитию полноценного, высококачественного, художественного  музыкального вкуса детей и подрастающего  поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса

Определение значимости музыкального воспитания в  развитии детей, формировании

их музыкальной  культуры, творческого отношения  к жизни, искусству дали в

своих исследованиях  Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов,    В.Н. Шацкая, М.Г.

Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования

проблемами, связанными с начальным этапом эстетического  воспитания детей,

занимались  А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О.

Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях

профессиональной  подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова,

Н.В. Соколова.

“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего

воспитание  человека”, - выдающийся педагог-гуманист XX века

В.А.Сухомлинский. [31]


Однако все  перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области

массового музыкального воспитания и формирования вкуса  в младшем школьном

возрасте. Подобных исследований применительно к начальному музыкальному

образованию фактически не  существует, тогда как современные  музыкальные

школы призваны решать не только задачи профессиональной подготовки учащихся,

но и формирования музыкальной культуры школьников.

Многие ученые работали над проблемой развития музыкального вкуса. Особый вклад внесла В.Н.Шацкая [34].Так, в 1947г. в статье: «Воспитание музыкального вкуса» она писала: «Массовое музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения советских школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь»

Воспитание  активного слушателя музыки связано  с двумя основными моментами:

 1) необходимость организации всех условий для активного восприятия музыки. Под активным восприятием музыкального произведения мы, в первую очередь, понимаем музыкальное переживание, т.е. способность заражаться и сопереживать настроения и чувства, выраженные композитором в музыке, с последующей эстетической оценкой, а также и осмысливанием как характера переживания, так и выразительных средств, необходимых для воплощения художественного образа.

В условиях музыкально-просветительской работы среди детей именно эта область – восприятие музыки – не может быть представлена самотеку. Именно здесь детям особенно необходимы художественная и педагогическая помощь и руководство. Пути этого руководства лишь намечаются. Нужна научно-исследовательская и экспериментальная работа и педагогов, и психологов, и музыкантов, чтобы проверить правильность этих путей.

 2) развитие потребности эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы. Более или менее успешное формирование навыков эстетического суждения связано с навыками первичного, доступного уровню музыкального развития анализа на слух воспринимаемых музыкальных произведений, в первую очередь вокальных, где текст помогает раскрывать музыкальное содержание. В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом интонировании музыки, а также разнообразные факты и высказывания, связанные с творчеством композитора или созданием данного произведения, должны, все вместе, помочь раскрыть источник содержания данного произведения, его идею и определить свое отношение к нему. Здесь, также необходимо руководство (особенно художественное) в воспитании этой потребности эстетического суждения у наших школьников. Пути и методы этого руководства также не раскрыты до конца.

Таким образом, проблема воспитания музыкального вкуса  в целом включает ряд еще не решенных вопросов, которые нуждаются  в дальнейшей разработке и проверке экспериментальным путем.

Н.Я.Брюсова  также работала над этой проблемой. В одной из своих методических работ, посвященной направлениям общего музыкального образования детей, Н. Я. Брюсова говорит о том, что при восприятии музыкального произведения каждый ребенок должен услышать в нем «голоса и движение всех чувств и всех существ всего мира — голос всех, кого видишь и о ком знаешь» [2]. Это направление, когда учитель помогает ребенку узнать по интонации музыки голоса многих людей, не является случайным и необоснованным. В музыке, говорит Н. Я. Брюсова, всегда звучат голоса знакомых детям людей и свой собственный голос, которые надо услышать и понять. В связи с этим другой автор — А. А. Шеншин, соратник Н. Я. Брюсовой по становлению и развитию общего художественного воспитания детей в России, провозглашает идею о необходимости стимулирования ребенка на «вслушивание» во время звучания музыки в самого себя. Это «вслушивание в себя» приводит ребенка к осознанию собственных переживаний, отчего опыт его самосознания значительно расширяется. Взаимосвязь внешнего (музыкального произведения) с внутренним (переживанием ребенка), считает А. А. Шеншин, должна составить основу для проведения уроков музыки в общеобразовательной школе. Может быть, поэтому он считает, что первая и главная задача массового музыкального воспитания — это формирование у ребенка умений «вслушиваться в самого себя, в то, как произведение звучит в нем, а не только вне его, осознать это непосредственное ощущение, связать динамику внешнего звукового движения с динамикой движений психических» [10]

В воспитании музыкального вкуса большое место занимают литературно-музыкальные темы, где в связи с беседой о творчестве какого-либо писателя или поэта широко показывается отражение его творчества в музыке.

Музыкальные интересы учащихся младших классов имеют  свои особенности и трудности. Младшие школьники хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее. Отсюда большое стремление к чтению книг о музыке и к лекциям. Обычно первые же шаги настоящего общения с музыкой вызывают очень большой интерес к ней и стремление глубже проникнуть в различные сферы музыкального искусства.

Установлено, что  воспитание художественного вкуса  осуществляется успешнее при условии  повторения музыкальных восприятий. Школьники, как правило, хотят не только чувствовать, и понимать музыку, но и много знать о ней.

Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми  с воспитательными целями, для  дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Дети должны узнать самое музыку, чистое, ясно и  открыто говорящее человеческому  чувству искусство, а не уроки  музыки, не обучение пению или игре, а самые песни, самую игру, живую музыку, живой ее голос. И притом лучшие песни и лучшую музыку, потому что только в лучшей музыке они услышат нужное и понятное им дело, а не выдуманную взрослыми забаву для детей или средство их воспитания.

Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальную историю.

Если обратиться к работам В.А.Багадурова, Т.Л.Беркман, Д.Л.Локшина, М.А.Румер по данной проблеме, то мы видим, что они говорят об этом так:

Освоение музыкальных  произведений предполагает полноценное  их восприятие, т.е. слышание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей  подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения.

К сожалению, до сих пор вопросу восприятия в  нашей музыкально-педагогической практике уделяется недостаточно внимания, особенно на первых этапах музыкального воспитания. Вместе с тем нельзя успешно заниматься никакой музыкальной деятельностью, если не развито восприятие.

Воспитание  восприятия может быть осуществлено лишь при постоянной руководящей  роли учителя.

Что же нужно  сделать для того, чтобы научить  школьников понимать и любить музыку?

Любить музыку – значит испытывать потребность  в общении с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в  какой-то мере, в ее форме.

Информация о работе Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки