Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Содержание работы

1. Введение......................................................................................................стр.2

2. Глава I.Теоретические основы организации развития музыкального образования у младших школьников.............................................................стр.3

3. 1.1 Теоретический анализ факторов, влияющих на формирование музыкального вкуса у детей............................................................................стр.3

4. 1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса............стр.

5. Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов..........................................................................стр.

6. 2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента.............................стр.

7. 2.2 Характеристика формирующего эксперимента.................................стр.

8. 2.3 Контрольный эксперимент....................................................................стр.

9. Заключение...................................................................................................стр.

10. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются. Иногда они  и противопоставляются: «Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю».

Мы учим детей  воспринимать музыку сознательно для  того, чтобы они ее глубже переживали, чувствовали.

Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем множество таких примеров, когда слушатели (и взрослые и  дети), очень мало и даже ничего о  ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку. Б.Теплов писал: "Чтобы оценить музыку, ребёнок должен её эмоционально пережить и поразмыслить над ней". [32]

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов

Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса  у учащихся начальных классов  проводилось на базе ГОУ ЦО «Монотон», были задействованы учащиеся 4-ого  «А» класса.

Эксперимент состоял  из трех этапов: констатируюшего, формирующего и контрольного.

2.1 Цель и методика констатирующего  эксперимента

Констатирующий  эксперимент проводился на базе ГОУ  ЦО «Монотон», рассматривался 4-й «А»  класс, чтобы установить уровень  развития музыкального вкуса у учащихся.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста

В эксперименте участвовало 20 человек. Для эксперимента была разработана анкета, по результатам  которой увидели, какой музыке учащиеся отдают предпочтение и привлекает ли вообще она их внимание.

Анкета для  учащихся 4 классов общеобразовательной  школы

 - Как Вы думаете, что такое музыка?

 - Какую музыку предпочитаете слушать? Почему?

 - Какие музыкальные стили, направления Вам знакомы?

 - Всем ли нужна музыка?

 - Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?

 - Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?

 - Может ли музыка плохо воздействовать на человека?

 - Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?

 - Как Вы думаете, какая музыка будет популярна через несколько десятков лет?

 - Считаете ли Вы необходимым включать уроки музыки в школьные предметы? Что это дает?

 - Влияет ли выбор музыки на характер человека, его образ жизни?

 - О музыке каких стилей, направлений, эпох Вы беседуете на уроке?

 - Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?

 - Считаете ли Вы необходимым на уроке музыки разговаривать о современной музыке? Почему?

 - Кто оказал влияние на выбор Вашего музыкального вкуса?

 - Сумели бы Вы противостоять вкусу большинства Ваших друзей и слушать только ту музыку, которая нравится Вам одному?

 - Как Вы думаете, способна ли музыка изменить человека? В какую сторону?

 - Думаете ли Вы, что музыкальный вкус с возрастом меняется? От чего это зависит?

 - Как Вы думаете, почему большинство детей предпочитают зарубежную музыку отечественной?

 - Вправе ли взрослый вмешиваться в музыкальный выбор ребенка?

 

 Так же для реализации данной цели были подобраны следующие методики:

1. «Открой  себя через музыку».

Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у  него чувства, эмоции, переживания.

Суть метода: Исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры  мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (не называя названия) и ответить на вопросы, указанные в анкете.

Инструкция: «Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музкальными

звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг к другу. У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение». В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение.

Исследователь ставит 5 баллов, если учащиеся различают  характер произведения, лад, в котором  оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название.

2 балла ставится  учащимся, если они допустили  неточности в различии настроения  произведения и соотношении его  с музыкальным образом.

0 баллов –  если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад.

 

2. «В гостях  у сказки».

Цель: выявить  уровень музыкального вкуса через  сочинение учащимися сказки по прослушанному  произведению.

Суть метода: Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей. Беседуют о том, что «сказку можно услышать без слов». Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения («Петрушка» И. Стравинского) придумать свою удивительную историю.

Инструкция: «Ребята, мы выяснили с вами, что все любят  сказки. Их можно передавать из поколения  в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые  образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем «увидеть» и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого. Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и «увидеть» в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге».

На основе «детских сказок» исследователь делает вывод  о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами.

Высокая оценка ставится тогда, когда «речь» детей  образная, эмоциональная, яркая, если они  наиболее точно передали замысел  композитора, сумели услышать незначительные «детали» произведения.

Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, «речь» их мало эмоциональная.

Низкий результат  – отсутствие собственного мнения, «речь» сухая, неэмоциональная, краткая.

 

3. «Море волнуется  - раз…»

Цель: определить у учащихся способность «вживаться»  в предложенный образ, проникать  и осмысливать его эмоциональное  состояние.

Суть задания: Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру «Море волнуется  – раз…». Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль.

Инструкция: «Ребята, всем вам, наверное, известна детская  игра «Море волнуется – раз…». В ней необходимо придумать какой-то определенный образ. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль». Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их.

Исследователь смотрит, насколько эмоционально и  ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.

Высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.

Средняя оценка – если были какие-то неточности в  передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.

Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.

Качественный  анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в  таблице № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

Критерии развития музыкального вкуса

Высокий

Средний

Низкий

  • адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;
  • точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;
  • - стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;
  • - умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.
  • - умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;
  • достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;
  • - осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;
  • - стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;
  • - анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;
  • - умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;
  • - при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.
  • - анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;
  • отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;
  • - восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;
  • - способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;
  • - в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

 

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:

Дети с высоким  уровнем музыкального вкуса характеризуются  целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью  слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты  констатирующего эксперимента можно  обозначить в таблице № 2 и в  виде диаграммы 

 

Таблица №2

Результаты  констатирующего эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5,00%

25,00%

80,00%


Вывод: Подавляющее  числ учеников 4 класса показало низкий уровень музыкального вкуса, что  связано с превалированием так  называемого «музыкального шума»  вместе качественной музыки в их жизни. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, в котором предстоит познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика формирующего эксперимента

На основании  вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали уроки  музыки, которые помогли детям  заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.

Информация о работе Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки