Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33
Цель исследования – выявить особенности организации урока музыки с точки зрения развития креативности детей.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- охарактеризовать креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей;
- описать организацию уроков музыки с точки зрения развития креативности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Развитие креативности младших школьников на уроке музыки.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение -это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Инструментальное музицирование.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку  музыкальных инструментах. Хочу еще  раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении  всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Приобщая детей к  музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

-         ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

-         учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

-         учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Игра на инструментах - интересная  полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Инструментальное музицирование  вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать  свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития.

Вокально-хоровое  музицирование.

Пение – активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. Пути вхождения в песню рождаются самой музыкой и детьми и позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные методы вокально-хорового музицирования, помогают постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве. Приемы освоения песни должны быть освещены ее художественным образом, полностью “вырастать” из него. Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций. Все это позволяет непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.

Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом  интонировании, размышлении и так  далее) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях.

Креативное развитие невозможно без обращения к музыкальному фольклору. «Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания» (С. Мировопольский). Фольклор как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить русские, казахские считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа.

Еще одной формой свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей является ведение

 «Дневника музыкальных впечатлений», где дети отражают свои размышления. Дети заводят его со второго класса. В начале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, им дается план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также дается возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Эти задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети, как правило, очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.

Игра- драматизация. После прослушивания , дети могут разыграть сюжет, который по их мнению подходит к тому или иному произведению. Это развивает ассоциативно-образное мышление, учащиеся учатся общаться  друг с другом, находить общее решение выхода из сложившейся ситуации. 

К одной из нестандартных  форм творческих занятий по развитию креативности, можно отнести уроки интегрированного типа ( английский язык плюс музыка; изобразительное искусство плюс музыка; литература плюс музыка). Занятия интегрированного типа помогают учащимся лучше освоить материал двух дисциплин, темы которых дополняют друг друга.

Коммуникативно-двигательные игры.

Особая атмосфера  урока, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все. Это достигается широким  применением коммуникативно-двигательных игр, предполагающих не только детей, но и взрослых. Подобная атмосфера желанна  на любом уроке, а на уроке музыки она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет активная творческая деятельность детей.

Дети на самом  деле все время действуют, творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.

Педагогическая  направленность таких занятий очевидна: углубляются знания и в области  речи, и в музыке; легче устанавливается  рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.

 

 

Основная задача по  развитию креативности на уроках музыки: осмысление и усвоение понятий  о таких средствах музыкальной  выразительности, как интонация, темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм – на основе ряда творческих заданий.

При этом мы стремимся  к развитию:

творческой  фантазии;

умения сопереживать и отождествлять себя с действующим  лицом, воспринимать и воплощать  его мысли, чувства, настроения;

умения накапливать  наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, сценах;

навыков сочинения  простейших мелодий, напевок, интонаций  в определенном ладу, ритме;

навыков музыкальной  иллюстрации литературного, живописного  произведения;

навыков вокально-хорового и инструментального музицырования;

элементарных  навыков репродуктивной ориентации в понятиях;

умения воплощать  в словесных, живописных, пластических импровизациях собственные впечатления  о художественном явлении, музыкальном  сочинении.

умений анализировать  средства художественной выразительности, обращать особое внимание на роль образной детали.

Детское творчество на уроках музыки представляет собой  познавательно-поисковую музыкальную  практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать  знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Творчество  детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

                                                

 

 

 

 

      Заключение.

 

  Музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Креативность, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из “внешнего предмета” творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского “Я”.

Важно, чтобы  в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал”  свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Таким образом, все вышеперечисленные данные позволяют  сделать вывод о том, что уроки  музыки, построенные на системе специальных творческих заданий, существенным образом влияют на развитие креативности детей.

Креативность  – это твой ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более  эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо житейских или деловых проблем. А это требует непрерывно совершенствования твоих творческих навыков.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.refcentr.ru/

http://ref.a.ua/?id=271680

http://ref.a.ua/?id=276092

http://www.bestreferat.ru/referat-19419.html

http://www.bestreferat.ru/referat-50639.html

http://www.sunhome.ru/psychology/12371

http://revolution.allbest.ru/psychology/00025621_0.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/84800

http://works.tarefer.ru/70/100780/index.html

Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

Асафьев Б.В. Избранные  статьи о музыкальном просвещении  и образовании. Музыка. 1973. – 452с.

Вендрова Н. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991. – 248с.

Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. – М.: Просвещение, 1993. – 194с.

Гуревич К. Лабиринты  развития таланта. // Искусство в  школе. 1993. № 

Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2

Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. – 191с.

Калвейт. Резерв успеха – творчество. М.: Педагогика, 1989. – 152с.

Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.

Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы  психологии. 1990. № 3

Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской  игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.

Московская  С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. – СПб.: 1995. – 96с.

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 192с.

Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную  сферу личности. // Психологический  журнал. 1995. № 4.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное  пособие. М.:

 

 Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. № 1.

 Столяр З.  Выразительные средства музыки. Кишенев.: Киртя Молдованска, 1990.

Тарасов Г.С. О  психологии музыки. // Вопросы психологии. 1995. № 5.

Терентьева  Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 1994, - 78с.

Терентьева  Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных  видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184с.

Чепуров В.Н. Театр в школе. Кн. для учителя – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1983. – 112с.

Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников. – М.: Педагогика, 1985, - 144с.

Юдина Е.И. Мой  первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997, - 272с.

Информация о работе Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе