Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33
Цель исследования – выявить особенности организации урока музыки с точки зрения развития креативности детей.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- охарактеризовать креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей;
- описать организацию уроков музыки с точки зрения развития креативности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Развитие креативности младших школьников на уроке музыки.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Развитие  креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе.

 

Выполнила:

студентка 2 курса

заочного отделения

факультета  искусств

Никитина Ю. И.

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Тулаева В. В.

 

Омск  – 2009

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого      потенциала или способностей………………..…………………….…………...6

1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6

1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10

Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21

Заключение ...……………………………………………………………………31

Библиография ...………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определяя значение творческой способности в деятельности, можно сказать, что это способность  обнаруживать и ставить проблемы в нерегламентированных условиях деятельности, а также порождать множество разнообразных оригинальных идей для их теоретического и практического решения.

Несмотря на то, что много лет ученые работают в направлении формирования способности к интеллектуальному творчеству детей, результаты этой работы скромные. Пока современная система образования не реализует такие гуманистические функции, как обеспечение личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации.

Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности.

Младший школьный возраст – стадия способности к интеллектуальному творчеству, где креативность формируется как личностное качество.

Уникальные  психофизиологические возможности  младших школьников позволяют считать  этот возраст самым благоприятным  периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства.

Предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко, так как целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.

Много таланта, ума и энергии вложили в  разработку педагогических проблем, связанных  с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее  время исследованием проблем  креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева,            А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.

Исходя из актуальности указанной проблемы, мы решили обратиться к теме «Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Цель исследования – выявить особенности организации урока музыки с точки зрения развития креативности детей.

Объект исследования – урок музыки в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – процесс формирования креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

       - изучить литературу по проблеме  исследования;

        - охарактеризовать креативность  как особый вид специфического  человеческого      потенциала  или способностей;

       - описать организацию уроков  музыки  с точки зрения развития  креативности.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, а также из списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способности.

1.1. Креативность  как созидание

Креативность – (от лат. creatio - созидание) - творческие способности  индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

 

Если говорить о так называемой “природе” креативности, не следует забывать, что креативность не обладает природой, что она не свойственна личности от рождения. Та креативность, о которой мы говорим, остается гипотетическим конструктом, описывающим или объясняющим (в определенных пределах) особый вид специфического человеческого потенциала или способности. Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта.

(англ. creativity) - творческие  возможности (способности) человека, которые могут проявляться в  мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Под креативностью  в психологических исследованиях  обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

- Креативность (или творческость) – одна из важнейших характеристик  одаренности. Творчеством созданы  науки и искусства, все изобретения  человеческой цивилизации. Расположенность  к творчеству – высшее проявление  активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.

 В материалах исследований  психологии творчества, проведенных  в последнее время, содержатся  довольно много параметров, характеризующих  это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность), у В.Лоуэнфельда – восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.

 «Креативность  – пишет П.Торренс – это  значит копать глубже, смотреть  лучше, исправлять ошибки, беседовать  с кошкой, нырять в глубину,  проходить сквозь стены, зажигать  солнце, строить замок на песке,  приветствовать будущее».

 Есть в  его работах и более строгое  описание. Так понятие беглость  он рассматривает как способность  к продуцированию максимально  большего числа идей. Этот показатель  не является специфическим для  творчества, однако, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

 Гибкость  – представляет собой способность  легко переходить от явления  одного класса к явлениям другого  класса, часто очень далеким по  содержанию. Противоположное качество  называют инертностью мышления.

 Оригинальность – один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающихся от широко известных, общепринятых.

 Другой полюс  креативности обозначается термином  – «разработанность». Творцы  могут быть условно разделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие детально творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

- Способности  выше среднего уровня. В данном  контексте термин «способности»  имеет несколько нетрадиционный  оттенок. Здесь имеется в виду  широкий спектр явлений, таких  как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых  никакая творческая деятельность невозможна – это с одной стороны, с другой – как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной деятельности.

В настоящее  время обозначилось несколько основных аспектов исследования креативности: предметно-процессуальный и рефлексивный (процесс решения творческой задачи); личностный (особенности креативной личности); продуктивно-результативный  и социально-управленческий (условия креативного развития, самовыражения и косвенного управления сотворческим процессом обучения и воспитания).

 

1.2. Развитие  креативности у младших школьников

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий  актам других.”

                                                                                                          Б.Асафьев

 

Творчество  является тем мостиком, через который  проходят эмоционально-эстетическая реакция  от восприятия к воспроизведению  и закрепляются как личностные новообразования.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое  начало рождает в ребенке живую  фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании  сделать что-то, что до тебя еще  никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

У каждого школьника  есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны  желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Комплексный подход к развитию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Показателем творческого  развития является креативность.

Внутренним  содержанием в творчестве маленького ребенка может стать простая  эмоциональная оценка музыкального произведения как чего-то радостного, печального, грозного. И если это  несложная оценка находит выражение в соответствующем музыкальном образе адекватно замыслу автора, то можно уже говорить о творческом процессе, который превращает эстетическое переживание в сотворчество.

Поскольку под  понятием творчества в начальной  школе мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ученика на уроке музыки почти полностью должна быть творчеством.

Информация о работе Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе