Развитие у детей музыкальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 00:22, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие о способностях, их классификация.
2. Определение музыкальных способностей.
3. Развитие способностей в музыкальной деятельности.
4. Пути развития музыкальных способностей.

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 35.66 Кб (Скачать файл)

Областное бюджетное  государственное образовательно учреждение среднего профессионального образования

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по предмету

 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки 3 курса

2 подгруппы 

Дорощенковой А.В.

                                                                     Шифр      

           Домашний адрес:

 г. Смоленск,

проезд  Дзержинского

д.8, кв.128.

 

Вариант 2.

Развитие у детей музыкальных способностей.

План.

    1. Понятие о способностях, их классификация.
    2. Определение музыкальных способностей.
    3. Развитие способностей в музыкальной деятельности.
    4. Пути развития музыкальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о способностях, их классификация.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.

В педагогическом энциклопедическом словаре способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности1.

По М.В. Гамезо способности—это те особенности или качества личности, которыми определяется большая успешность деятельности одного человека по сравнению с другим2.

В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции, где способности рассматриваются как общие (всеобщие) качества3.

По Б. М. Теплову способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено4. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Необходимым, но не определяющим условием развития способностей являются задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Классификация способностей.

Существуют различные подходы к классификации способностей, в зависимости от критериев. В первую очередь различают:

    • природные, естественные, способности (в основе своей биологически обусловленности), многие из которых являются общими у человека и животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Они формируются на основе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта.
    • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение, обеспечивающие жизнь человека и его развитие в социальной среде. Это общие способности, включающие те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. Например: умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним относят музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие способности. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Так же выделяют сенсомоторные, перцептивные, мнемические, мыслительные, коммуникативные способности.

В качестве критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии, с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные.

Итак, способности проявляются, формируются и развиваются только в процессе конкретной деятельности, на основе анатомо-физиологических особенностей (задатков) и гибнут в бездействии. Способности наиболее эффективно развиваются там, где условия, способы (формы и методы) оптимально соответствуют их активному раскрытию и формированию.

Наличие компенсаторных механизмов в сложной структуре способностей, оптимальное сочетание ряда способностей и активное проявление интересов и склонностей позволяют формировать и развивать способности каждой личности.

2. Определение музыкальных способностей.

Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность".

Музыкальность—это чисто человеческое исторически обусловленное свойство, сложившееся в процессе общественной практики. По мнению многих музыковедов и эстетиков (И. Рыжкин, Г. Апресян, Ю. Кремлев и др.) музыкальность - это комплекс свойств личности человека, возникшего и развивающегося в процессе возникновения, создания, освоения музыкального искусства; это явление, детерминированное общественно-исторической практикой, всеми видами музыкальной деятельности.

Так как музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна, то, следовательно, и музыкальность включает в себя разнообразие свойств, начиная от простейших, слуховых дифференцировок до высших творческих проявлений.

Музыкальность, по Теплову Б.М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности5. Он подчеркивает, так как каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей - общих и специальных, и особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими, то музыкальность не сводится к одной способности: "Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей".

"Проблема музыкальности,—  пишет Б.М. Теплов,— это проблема, прежде всего, качественная, а не  количественная". У всякого нормального  человека есть некоторая музыкальность, так как способности зависят  от врожденных задатков, а развиваются  они в процессе воспитания  и обучения, то музыкальность  необходимо развивать с раннего возраста.

Б.М. Теплов дает определение музыкальной одаренности, включая в него качественное сочетание самой музыкальности, т.е. комплекса специальных, именно музыкальных, способностей и более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней): творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д.

Б.М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир, поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается ее содержание, а центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Понятие "музыкальность" включает в себя музыкальный слух и чувство ритма, неразрывно связанные с эмоциями, так как для более глубокого восприятия музыкального содержания, человек должен обладать: способностью дифференцировать движущиеся звуки, слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.

Итак, Теплов Б.М. определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Структура музыкальности.

Определение понятия музыкальности, которое дается в психологической и музыкально-педагогической литературе, подчеркивает ее комплексность и многосоставность. Существуют различные подходы к изучению этой комплексности. Например, Г. Ревеш, понимает музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. К.Сишор, наоборот, дает классификацию многочисленных отдельных музыкальных способностей.

Теплов Б. М. предметом своего исследования сделал специально-музыкальные способности, не рассматривая общие способности музыкально-эстетического восприятия, исполнительства, творчества. Он выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма6.

Ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии. Оно является эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство — это различение как общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, так и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Они различаются по степени их произвольности.

Способность к слуховому представлению совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют "внутренним слухом". Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения".

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. Оно лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальная память не включается Б.М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как "непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма".

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма.

В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

В структуре музыкальности так же выделяют более общие музыкально-эстетические и специальные способности. Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко вторым относятся названные основные музыкальные способности и сенсорная основа.

В состав творческих способностей входят компоненты, характеризующие исполнительство, - выразительность, непосредственность, искренность, и компоненты, отличающие продуктивное творчество, - индивидуальное своеобразие в замыслах и в поисках новых средств воплощения.

Структура музыкальности требует рассмотрения и тех способностей, которые характерны для успешного выполнения конкретной деятельности — слушательской, творческой или исполнительской. Так, по мнению профессора С. Савшинского, можно выделить: художественные качества (проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения); технические (виртуозность, точность игры и т. д.); эстетические (тембровое богатство звучания, их нюансировка)2.

Таким образом, понятие "музыкальность" включает в себя названные основные музыкальные способности и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки8; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т.д.).

Информация о работе Развитие у детей музыкальных способностей