Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33
Цель исследования – выявить особенности организации урока музыки с точки зрения развития креативности детей.
Задачи исследования:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- охарактеризовать креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей;
- описать организацию уроков музыки с точки зрения развития креативности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Креативность как особый вид специфического человеческого потенциала или способностей………………..…………………….…………...6
1.1. Креативность как созидание..….…………………..………………………6
1.2. Развитие креативности у младших школьников ……………………..…10
Глава 2. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности……………………..………………………………………………21
Заключение ...……………………………………………………………………31
Библиография ...………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Развитие креативности младших школьников на уроке музыки.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Детям младшего школьного возраста изначально присуща  талантливость.

Известный американский ученый П.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в  творческой деятельности не те дети, которые  хорошо учатся, и не те, что имеют  высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.

 В разработанной  им концепции одаренности присутствует  триада:

творческие  способности;

творческое  умение;

творческая  мотивация.

 Творчество  в его понимании – естественный  процесс, порождаемый сильной  потребностью человека в снятии  напряжения, возникающего в ситуации  незавершенности или неопределенности. Разработанные им на основе  собственной концепции одаренности  методики одаренности, креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.

 В отечественной психологии  проблема интеграции интеллектуальных  способностей и креативности  имела место, однако была выражена  не так рельефно, как в американской  или западноевропейской психологической науке. Но в течение последнего десятилетия положение изменилось, и проблема дифференциации интеллектуальных и творческих способностей стала предметом ряда специальных исследований отечественных психологов (С.Д.Бирюков, А.Н.Воронин, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, И.П.Ищенко и ряд других).

 Известный российский  психолог В.Н.Дружинин, анализируя  подходы большинства отечественных  и зарубежных авторов к проблеме  соотношения интеллекта креативности  выделяет три основные позиции:

 Первая: Отказ от какого-то ни было разделения этих функций

 Вторая: Строится на  утверждении, что между интеллектом  и креативностью существуют пороговые  отношения; для проявления креативности  нужен интеллект не ниже среднего

 Третья: Интеллект и  креативность – независимые, ортогональные способности. При максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта (Валлах, В.Н.Дружинин, Дж.Коган и другие)

 В данном случае, истина, наверное, все же одна, но как видим, у специалистов, нет единства. Эта ситуация, к сожалению очень характерна для современной психологической науки в целом.

              Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство  эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера , совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических  впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому  развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

        Актуальность выбранной темы определяется требованиями современного образования в подходе к обучению и воспитанию школьника с установкой на творческую деятельность и его возможностью реализовать свой творческий потенциал.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени.

Этот  возраст  – стадия способности к интеллектуальному  творчеству, где креативность формируется  как личностное качество.

Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства.

Работая в системе школьного  образования учителем музыки, я вижу, что предметы эстетического цикла  и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко, чем предметы точных наук,  так как целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.

Специфика художественно-творческих уроков музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена  психологическими, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы.

 При этом  опорными являются три момента: 

1.Постижение  прекрасного происходит в органическом  единстве жизни и искусства,  зрительных, слуховых, вербальных, моторно-пластических  впечатлений, спонтанно формирующих  первоначальные эстетические представления.

Целостность восприятия искусства и деятельности обусловлена синкретизмом(целостностью)  восприятия и многозначностью восприятия задатков учащихся младших классов. Именно там наиболее ярко проявляется родственный характер всех художественных способностей: литературных, актерских, музыкальных и др.

2.Психофизиологические особенности детей – эмоциональная отзывчивость, высокая чувственность сенсорных зон нервной системы, тип соотношения первой и второй сигнальных систем – обусловливают преобладание в этой возрастной группе художественного типа сознания. Поэтому детям изначально присуща талантливость, что является важнейшей предпосылкой формирования эстетических способностей. Важно не упустить особенно благоприятные возможности эстетического творческого развития, так как компенсировать пробел позднее не всегда можно.

3.Своеобразный  артистизм, т. е. повышенная  способность к переживанию и  отождествлению себя с героями  произведений искусства. В процессе  выполнения творческих заданий  на уроках музыки ребенок проходит  путь:- от художественного восприятия  к пониманию художественного языка данного вида искусства;

- от понимания  и сопереживания к художественному  сотворчеству;

- от сотворчества  к самостоятельному творчеству.

Учитель на уроке  искусства – посредник, проводник  ребят в мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

Первым важнейшим  методическим принципом является средство эмоционального и рационального  начал в работе школьника на уроке  при общей повышенной  эмоциональности  содержательности занятия.

Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить различные виды искусства  в единое целое.

    1. Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа в младших классах.
    2. Рассмотреть креативность с точки зрения развития творческих способностей.
    3. Проанализировать процесс развития креативности у младших школьников.
    4. Изучить педагогический потенциал уроков музыки в общеобразовательной школе;
    5. Разработать рекомендации по развитию креативности детей на уроках музыки.

 

Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая  создает логическую и эмоциональную  целостность урока.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной (учитель – ученики) деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании младших школьников, а для уроков творческого типа (музыки) игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий.

Итак, процесс  активизации творчества на уроке  искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности.

Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки.

Его главная задача-  не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей используя различные формы взаимодействия.

Составляя, подбирая творческие задания, нужно придерживаться следующих принципов:

1.     Учитель должен ставить основной акцент на развитие креативности ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

2.     Использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

3.     Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий).

4.     В творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку.

5.     Наряду с принципом креативной работы на уроке также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений).

 

 

 

 

 

Глава II. Организация уроков музыки с точки зрения развития креативности.

Деятельность на уроке  музыки в общеобразовательной школе  предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы  работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, вокально-хоровое музицирование и другие.

Вот значение некоторых  из них:

Слушание  музыки.

Учиться слышать  музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время  пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего  внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Прежде всего, музыкально-творческое развитие детей проявляется в  восприятии музыки, размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Размышления.

Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация  речи ученика. Речевая интонация, тесно  связанная с проявлениями психической  жизни ребенка, дает возможность  услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей.

Импровизация.

Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.

Пластическое  интонирование. 

Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Информация о работе Развитие креативности детей на уроках музыки в общеобразовательной школе