Психологическая подготовка дирижера к работе с хором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить профессионально - психологически важные качества дирижера хора.
Задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать труды по дирижированию, исследования по музыкальной психологии.
2. Выявить и рассмотреть основные компоненты профессионально-психологически важных качеств дирижера хора.
3. Определить эмоционально-волевую составляющую профессионального дискурса дирижера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Параграф 1. Организаторские и управленческие качества дирижёрской деятельности…………………………………………………..…………… 5
Параграф 2.Эмоционально-волевая составляющая профессионального дискурса дирижера……………………………………………………..… 11
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Б.М. Теплов считал способность  эмоциональной отзывчивости центром  музыкальности человека. Очень точно  и емко он определил связь эмоций с музыкальным содержанием произведения: «Музыкальное содержание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки..., но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание» [14, c.203].

  Значение эмоций в творческой деятельности дирижера отмечают многие выдающиеся дирижеры. А.М. Пазовский [17, c.55] считал, что от степени эмоциональности дирижера зависит его способность зажечь и увлечь коллектив музыкантов, а через их исполнение и слушателей. Эмоциональный дар – это врожденное качество и талантливость дирижера во многом определяется именно его способностью оказывать эмоциональное воздействие на музыкантов.

   Таким образом, эмоциональность – это свойство дирижера передавать эмоциональное содержание музыки, вызывать ответную эмоциональную реакцию у хорового коллектива, а также вызывать сопереживание слушателей.

    Эмоциональность в деятельности дирижера проявляется в двух направлениях. С одной стороны, эмоции дирижера являются отражением содержания музыкального произведения, а с другой – обусловлены процессом совместной деятельности с коллективом и их межличностными отношениями. С этим связана еще одна особенность проявления эмоциональности дирижера. Поскольку дирижер не является непосредственным исполнителем и выраженные им чувства, эмоции действия еще не составляют самого исполнения, то, выступая в роли руководителя хорового коллектива, дирижер должен не только эмоционально прочувствовать драматургическое содержание произведения, но и суметь передать свое эмоциональное состояние исполнителям.

   Хотя суггестивность и эмоциональная заразительность имеют огромное значение в деятельности дирижера, одной из нежелательных сторон этого может стать полное подчинение воли исполнителя-дирижера эмоциям переживаемого образа, чрезмерность проявления чувства в исполнении на сцене. «При совершенной искренности чувств, при любой полноте и страстности переживания исполняемого, дирижер не должен никогда заходить за известную грань их внешних проявлений, демонстрации чувств. Дирижер никогда не должен допускать, чтобы его темперамент, переживание образа подавляли интеллектуальный контроль исполнения»,– замечает К.Б. Птица [18, c.264]. Поэтому необходим постоянный контроль и корректировка действий в проявлении эмоций и чувств дирижера. Известный французский дирижер Я.-П. Тортелье размышляя о соотношении эмоционального и рационального начала в деятельности дирижера, пишет: «Конечно, техника идет от головы. Мы часами, днями, неделями, месяцами, годами думаем о музыке головой. Но без expression – без чувства, ощущения – в музыке делать нечего. Не только в музыке – во всем искусстве» [16, c.224].

   Эмоциональное воздействие дирижера хора неразрывно связано и с волевым видом регуляции исполнительской деятельности. Но если в других видах исполнительской деятельности эмоциональная и волевая регуляция, прежде всего, имеет вид саморегуляции, то в дирижерском исполнительстве главным становится волевое воздействие на хоровой коллектив. «Дирижер хора, – пишет А.А. Егоров, – который хочет во всей своей работе добиться высоких исполнительских достижений, должен вложить в нее свою душу, а в свое дирижирование – сердце и волю» [15, c.117].

   Характеризуя волю как необходимый компонент дирижерско-исполнительской деятельности, Н.А. Малько (1985) придает ей значение наиболее существенного фактора в дирижерском искусстве. Также он подчеркивает необходимость приобретения навыков и умения применять волю как по отношению к себе, так и к управляемому хору или оркестру.

Многие дирижеры-исполнители  считают наличие волевых качеств необходимым условием дирижерской деятельности. Благодаря этим качествам дирижер сможет донести до хора свою музыкально-художественную интерпретацию, добиться воплощения поставленных перед хором задач. «Все необходимые дирижеру знания и навыки могут уподобиться некоему механизму, лишенному двигателя, если у дирижера нет волевых качеств», – пишет И.А. Мусин [4, c.136].

   В структуре волевого акта действий дирижера можно выделить следующие звенья:

1) определение цели (выбор  произведения, отработка конкретного исполнительского навыка, составление концертной программы и т.д.);

2) предварительное обдумывание  путей реализации своей творческой  концепции, разработка репетиционного  плана, подготовка хоровой партитуры,  подбор солистов, поиск конкретных  методов работы и пр.;

3) принятие решения  о воплощении поставленных целей; 

4) исполнение решения  – волевое действие, направленное  на преодоление препятствий в  работе с хоровым коллективом,  упорное движение к претворению  в реальном хором звучании  своих идеальных представлений.

    О значении волевых качеств в деятельности творческой личности писали многие выдающиеся дирижеры: Н.А. Малько, А.М. Пазовский, К.П. Кондрашин, И.А. Мусин, Г.Л. Ержемский, К.Б. Птица, П.Г. Чесноков, Н.М. Данилин и др. Говоря о необходимых качествах дирижера, А.А. Егоров отмечает: «Дирижер должен обладать большой волей, настойчивостью, необходимой выдержкой и уменьем правильно подойти к разучиваемому музыкальному произведению…он должен уметь добиваться точного и безусловного выполнения всех своих указаний. Ни одна малейшая интонационная, ритмическая, динамическая или же какого-либо иного порядка замеченная неточность не должна быть пропущена…вести процесс разучивания с неослабной энергией и убедительностью» [15, c.83].

  Дирижер и психолог Г.Л. Ержемский [10] считает, что основным механизмом психологического воздействия дирижера на коллектив для получения желаемого художественного результата является активный побуждающий волевой эмоциональный импульс. С. Сондецкис рассматривает волю как посыл энергии. «Власть, которая сразу охватывает оркестр, пишет он. – Но этот посыл может быть только искренним – его не разыграешь, не сделаешь по заказу» [16, c.61].

   Недостаточность волевых качеств в деятельности дирижера проявляется в отсутствии требовательности к себе, а, следовательно, и к исполнителям, что отражается и на исполнении музыкального произведения в невыразительных штрихах, однообразной динамике, статичности темпов, отсутствии кульминаций и т.д.

  К основным волевым качествам дирижера относятся целеустремленность – способность подчинить свои действия поставленным целям, умение определить оптимальные пути, средства и способы достижения цели; решительность – проявляющаяся в быстроте и уверенности принятия решения, в умении обосновать свой творческий замысел; инициативность – умение продуцировать новые творческие идеи, внутренне стимулировать свою деятельность; самостоятельность – проявляемая в обоснованности волевых действий, независимости принятия художественного решения; настойчивость – способность дирижера преодолевать трудности в работе с коллективом, с длительным и неослабевающим напряжением творческой энергии добиваться поставленной цели; выдержка – умение владеть собой, справляться с противодействием, исходящим от хора. В структуре волевых качеств дирижера следует выделить также и умение хормейстера реально оценивать результаты своей работы, то есть качество самооценки своих действий, которое в большинстве случаев проявляется достаточно субъективно, поскольку не каждый хормейстер может критически подойти к оценке своей деятельности, не всегда им делается правильный вывод о качестве действий, отличаются разнообразием и способы оценивания.

   Выдающийся хормейстер В.Г. Соколов [19,c.85] пишет: «…Конечно, большое значение имеет общая музыкальная культура дирижера, природные данные, способности к дирижированию… и главное – достаточное обладание силой воли, чтобы настойчиво и непреклонно добиваться решения творческой, художественно-исполнительской задачи. Словом, волевые качества дирижера – непременное условие успешной его деятельности».           Основой для проявления исполнительской воли является глубокая убежденность в тех художественных принципах, интерпретационных идеях, методах работы, которые дирижер стремится реализовать. А.А. Егоров [15, c.22] указывает на следующее: «Дирижер хора должен в полной мере обладать умением заставить исполнителей-певцов поверить в правильность и художественную справедливость трактовки музыкального произведения. Это уменье всегда отличает настоящих, подлинных дирижеров от «выбивателей такта». Претворение творческих намерений дирижера происходит в упорной, кропотливой работе, направляемой убежденностью в правильности своего художественного замысла. Многие дирижеры утверждают, что в своей работе они стараются придерживаться своей концепции и добиваться ее воплощения, и не заражаться звучанием, которое исходит от хорового коллектива. В этой связи решающую роль играет установка дирижера на возможно более точное воссоздание предварительно намеченного художественно-исполнительского замысла, тщательная проработка всех деталей исполнения. Для этого требуется значительные волевые усилия дирижера, мобилизация всех внутренних ресурсов. «Мне посчастливилось – я видел Томаса Бичема, Отто Клемперера, Шарля Мюнша, РансаКнаппертсбуша, – вспоминает Г.Н. Рождественский. – Это были дирижеры! Интерпретации занимали в данном случае второе место — могли быть спорными. А первое – их убежденность и способность передать свой замысел» [16, c.125].

   Чувство уверенности в себе и в своих силах является одним из отличительных свойств волевого человека. Этот фактор является значительной составляющей в механизме волевого воздействия на хоровой коллектив, а также играет большую роль в позитивном восприятии дирижера музыкантами. Поведение уверенного в себе человека, как правило, имеет внешнее выражение, проявляющееся в положении головы и корпуса, походке, мимике, речевых интонациях, движении и положении рук, отсутствии суетливости, общей подтянутости. Часто «уверенность в себе» соотносится с понятием социальная компетентность. Так, согласно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность – это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации» (Цит. по:Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании //www.vvsu.ru). Убедительный внешний рисунок волевого поведения, уверенный вид, как правило, сигнализирует о внутренней силе человека, усиливает впечатление о нем и является фундаментом успешной самопрезентации дирижера. Умение себя «преподнести» играет важную роль во взаимодействии дирижера и хора. Если внешний вид или манера держаться произведут отталкивающее впечатление на певцов хора, дирижеру будет трудно донести до исполнителей свое видение хорового произведения, даже если он предложит художественно ценную, интересную интерпретацию. Поведение, стиль общения могут создать барьер неприятия между дирижером и хоровым коллективом, поскольку профессиональные навыки сами по себе не обеспечивают успеха, для этого необходимо еще уметь располагать к себе людей, с которыми работаешь и общаешься, создавать и поддерживать позитивный стиль общения, учитывая, что «музыканты – люди опытные в общении, с ними нельзя делать ошибок».

   Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что особенность волевых проявлений дирижера заключается в их направленности на коллектив и коллективное исполнение. Волевое воздействие на музыкальный коллектив – одна из самых сложных составляющих дирижерской профессии, специфика которой такова, что дирижер не имеет возможности общения с хоровым коллективом в подготовительный период. Поэтому, прежде всего, формирование и проявление волевых качеств дирижера происходит при взаимодействии с хоровым коллективом в репетиционный период. В волевых действиях, умении добиться исполнения поставленных творческих задач, дирижер утверждает себя как профессионал, приобретает авторитет руководителя коллектива.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     До настоящего времени дирижерско-хоровая профессия остается

наименее изученным  видом музыкального исполнительства, несмотря на

длинный путь развития, и  требует дальнейшего изучения и  научного

осмысления в психологии труда.

    Многогранность профессии – руководитель музыкального

коллектива – требует  от дирижера комплекса интеллектуальных,

художественно-творческих, профессиональных и человеческих качеств, в

силу которых устанавливается  взаимодействие между ним и музыкантами.

   Из всех исполнительских профессий профессия дирижера – самая сложная и ответственная. Дирижер является посредником между композитором и слушателями, а это большая ответственность. Профессор  Санкт-Петербургской консерватории К.А.Ольхов сказал: «Сложность дирижерской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижера, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, инженером, планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролером, качественной стороны исполнения. Дирижер выступает как «мастер», который в необходимых случаях «подправляет» детали. Дирижер совмещает в себе функции актера, и режиссера, задумывая и ставя «музыкальный спектакль» и одновременно играя в нем главную роль» [8, c.65].

  Любой вид музыкально-исполнительской деятельности можно охарактеризовать как направленный на достижение успеха. В условиях изнурительных репетиций, постоянного дефицита времени, отведенного на решение задачи, профессиональная  деятельность музыканта проходит на фоне частого психоэмоционального напряжения. К профессии дирижера-хормейстера это относится в первую очередь. Из специфических дирижерских данных многие специалисты выделяют, в первую очередь, наличие волевых качеств, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции, ярко выраженную коммуникабельность и др. Прежде всего, это обусловлено спецификой дирижерской профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Готсдинер А. А. Музыкальная психология. - М.,1993.

2. Ержемский Г. Психология дирижирования. - М.,1983.

3. Кондрашин К. Мир дирижёра. - Л., 1976.

4. Мусин И. А. Техника дирижирования. - Л., 1987.

5. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М., 1997.

6. Сивизьянов А. Дирижёрское выражение музыкальных элементов и стилей. - Ш., 1997.

7. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения. - М., 1994.

8. Гинзбург,Л. Избранное: Дирижёры и оркестры: Вопр. теории и практики дирижирования./ Л. Гинзбург - Москва, 1981.

Информация о работе Психологическая подготовка дирижера к работе с хором