Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

 

Упражнение  №4. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения, щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками).

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и  открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.

Большое место в системе  хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

Пение упражнений перед  началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние.

Исходя из этого, наибольшую пользу приносит комплексное использование  упражнений. Часто преодоление какой-нибудь отдельной трудности настолько  концентрирует на себе внимание руководителя, что прочие стороны певческого процесса. Комплексное же использование упражнений экономит время занятий и подводит учащихся к осознанию взаимодействия всех элементов вокально-хоровой звучности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. .  Методические рекомендации по применению фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе в начальной школе.

 

 

Осуществление опытно-экспериментальной работы является очень важным средством поиска эффективных путей обучения и воспитания. Опытно-экспериментальная работа – это, по сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение, причем педагог ведет наблюдение за процессом, который он сам и осуществляет [    ]. Опытно-экспериментальная работа нацелена на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципального образовательного учреждения «Сигма» в течение года. Анализ новообразований, связанный с применением метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки проходил в разных классах начальной школы.

Целью опытно-экспериментальной работы было определение эффективности применения фонопедического метода.

Гипотезой опытно-экспериментальной работы стало предположение о том, что фонопедический метод В.В. Емельянова способствует развитию вокально-хоровых навыков, если учтены психолого-педагогические и организационно-методические условия его применения.

Структура вокально-хоровой  работы на уроках музыки с детьми младшего школьного возраста состояла из трех этапов: артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания, дикции, распевок и изучение вокально-песенного репертуара.

Вокально-хоровая работа начиналась с артикуляционных и дикционных упражнений. Эти упражнения используются систематически в виде распевки, разминки (См.2.1., Упр №    ).

Так как у детей  младшего школьного возраста артикуляционный  аппарат зажат, то, корректируя так  называемую речь «сквозь зубы» необходимо добиваться, чтобы во время упражнений рот хорошо раскрывался в вертикальном положении. Нижняя челюсть должна опускаться примерно на два пальца, положенных один на другой, губы должны быть расслаблены. Движения при раскрытии рта должны быть мягкими, язык не должен горбиться, а лежать плоско, свободно касаясь кончиком нижних передних зубов. Это упражнение повторяется несколько раз подряд. Его, как и некоторые последующие, первое время нужно делать перед зеркалом. Например, игра «Прогулка» (См. Приложение), основана на вибрационно-вокальных упражнениях В.В. Емельянова и направлена на развитие навыков эмоциональной отзывчивости, владение певческим аппаратом. Эту игру целесообразно применять в 1 классе, так как для детей 6 – 7 лет характерна игровая деятельность.

Дикционные упражнения, входящие в состав артикуляционной  гимнастики, способствуют чистоте интонирования, красоте звучания голоса, исправлению речевых дефектов. Ясность произношения слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата. У детей 1 класса общеобразовательной школы артикуляционный аппарат пассивен и вял, поэтому развитие его требует особого внимания, для этого на уроках применяются следующие игры:

1. «Звукоподражание».  Эти упражнения направлены на  развитие дикции. Задачей является  научить детей четко и твердо  выговаривать согласные звуки. (См. Приложение      ).

2. С большим удовольствием  дети произносят скороговорки то шепотом, то громко, то медленно, то быстро, все вместе или по ролям. Скороговорки направлены на тренировку артикуляционного аппарата и на развитие дикции. Задача – научить детей четко и быстро не только проговаривать текст, но и уметь его пропеть. «Музыка в капусте», «Кенгурята играют в прятки», «Два щенка», «Подарок рыси», «Музыкальная считалочка», « Мышонку шепчет мышь». (см. приложение    ).

Для развития у ребенка  выразительности и воображения  при передаче различных эмоциональных  состояний нами используются игровые упражнения. Например, «Лисичка подслушивает», «Цветок» (см. приложение ). 

Дыхание в пении имеет  особое значение: от дыхания зависит  звукообразование, тембр, штрихи, продолжительность  звучания и другие качества голоса. Формирование певческого дыхания у детей – очень трудоёмкий процесс. Длительность и устойчивость дыхания вырабатывается постепенно. В раннем возрасте у детей мышцы дыхательного аппарата (диафрагма, лёгкие, брюшной пресс, мышцы живота) плохо развиты, так как в разговорной речи не акцентируется внимание на продолжительности выдоха. Поэтому у детей, не обучающихся пению, фонационный выдох равен 3-5 секунд. Наша задача состоит в том, чтобы не только научить ребёнка правильному певческому дыханию, но и развить продолжительность выдоха при пении с помощью специальных упражнений и игр (см. приложение  ).

С раннего детства  у ребенка необходимо развивать  такое необходимое качество личности, как креативность – способность к творческому конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. И тут на помощь приходят музыкальные складушки. Они развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт – образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве, а в будущем – хороший почерк и беглость в чтении. Однако главная цель складушек – развитие художественных способностей.

Музыкальные складушки  через игру и художественную деятельность тренируют творческие способности  ребенка, а значит, его активность, самостоятельность, оригинальность в  создании продукта творчества и свободу  в общении. Способности к творческому мышлению формируются в

процессе художественной деятельности и являются движущей силой  развитии личности.

Детские оздоровительные интонационно-фонетические голосовые игры являются основной формой развития показателей певческого голосообразования (звуковысотного слуха и голоса), чувства ритма и спонтанного музицирования. Все предлагаемые нами  стихотворения-игры являются интонационно-фонетическими упражнениями, в основе которых лежит фонопедический метод В.В. Емельянова, применение которого обеспечивает развитие психоневрологической сферы ребенка, а также выполняет общеоздоровительную и профилактическую функции (см. приложение    )

В песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами  доречевой коммуникации. Они даны человеку изначально от природы и от рождения, основаны на принципе саморегуляции организма и поэтому физиологически целесообразны.

Музыкальные складушки, то есть своего рода распевки, следует  применять для разогрева голосовых  связок после разминки.

«Песенка пони» относится к разряду артикуляционной гимнастики для развития мышц лицевой мускулатуры и ротовой полости. Задача этой распевки — научить ребенка щелкать языком, при этом щелканье должно быть различным и равномерно меняться. Первый  щелчок произносится языком и растянутыми в улыбку губами, верхние и нижние зубы при этом открыты. На второй щелчок — зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами.

2. «Песенка кота». Звук  «Рррр» является очень мощным  языковым вибрантом, который включает  в работу не только мышцы лицевой мускулатуры, ротовой полости и гортани, но и мышцы живота и диафрагму. Таким образом, через звук «Р» мы можем сделать вибрационный массаж всех внутренних органов. Как же научиться произносить этот трудный для детей звук? Начните с губного вибрато «БР». Обычно все дети легко вибрируют губами. А затем в губную вибрацию нужно подключить кончик языка, подтянуть его к губам. При этом голова чуть-чуть наклонена вперед, щеки и губы распущены. В это же время мышцы живота максимально напряжены и активны. Между прочим, если набрать побольше воздуха и как можно дольше и громче повибрировать губами или звуком «БР», то можно легко снять икоту!

3.  «Песня крокодила». В ней используется звук, который не имеет фиксированной высоты. Он представляет собой шумовой, низкий, шуршащий-скрипучий-рокочущий звук (в немецкой терминологии — «штро-бас»). Необходимо представить себе обиженного крокодила: рот слегка приоткрыт, мышцы лица расслаблены, язык мягкий, плоский лежит на нижней губе, нижняя челюсть опущена. В момент звучания голосовые складки максимально расслаблены. Штро-бас очень полезен, потому что снимает голосовую усталость и его вибрации благотворно действуют на всю гортань в целом. После игры в крокодила  голос становится намного чище и легче. Нужно обращать внимание на мелодику стиха, где нужно голосом выразить интонации обиды, досады и уныния, дать детям задание сыграть роль несчастного крокодила — включите мимику и спонтанные движения.

4. Музыкальная складушка  «Бегемот» способствует правильному  формированию гласных звуков. Детям предлагается посмотреть внимательно на картинку. Как раскрывает рот бегемот? Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Звук «А» произноситься в грудном, низком регистре.

5. В «Колыбельную»  играем тоненьким ласковым голосом.  Желательно переходить на гласную  «А» из среднего в высокий  регистр, исполнять ее более  протяжно, убаюкивающе. При этом  рот нужно открывать по тем же правилам, что и для «Бегемота», а образ создать совершенно противоположный — исполнить заботливо, нежно.

6. «Ночная песня Филина»  направлена на тренировку произношения  звука «У». Сначала вспомним, как  поет бегемот? А он поет свою  песню на звуке «А». Открываем рот на «А», как бегемот, а затем прикрываем зубы губами и формируем звук «У». А теперь будем играть в филина, который поет свою песню в темном лесу и пугает его жителей. Песенка исполняется как можно более низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У филина интонации пугающие, а у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуки «У» голос у филина звучал в низком регистре, а на «ууух» плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. У «зверей» же интонация изменяется на испуганную, хотя в звуковысотном отношении она остается прежней. Очень важно при этом энергично произносить звук «Х», так как именно на нем включается в работу диафрагма. Важную роль в этой игре занимают движения. Руки — это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, «пугает» зверей! Нужно следить: если у ребенка руки-«крылья» вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу — низкий. Это

способствует развитию координации движений и развитию звуковысотного слуха.

7. «Песенка слоника». Игра в слоника построена на сонорном звуке «Н». Однако здесь целесообразнее использовать заднеязычный носовой сонант «н — носовое» (гнусавое), как во французском языке. Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа и гайморовых пазухах. Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук «Н» машем им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите, как вас лечит «гнусавый голосок».

8. «Песенка про смех» является пульсирующим упражнением, при выполнении которого активно включаются в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы. С одной стороны происходит активный массаж внутренних органов, с другой – снимается нагрузка с сердечной мышцы. Начало песенки произносится от звука «соль» первой октавы, мишки гогочут на звуке «до», а мартышки верещат высоко на звуке «до» второй октавы. Звук «г» произносится с придыханием, как украинское «Г».  Пусть дети во время исполнения почувствуют смешинку держась за животики, и не забывают об артикуляции открывая рот, как бегемот.

11. В песнях играх  «Топ – топ, хлоп – хлоп»,  «Мы - веселые мартышки», «Большой олень» дети учатся соотносить свои движения со словами песни. (См. приложение   )

Большое значение для  формирования эстетических чувств детей, их духовного развития  отводится подбору репертуара. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.

Информация о работе Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк