Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Фонопедическая практика В.В. Емельянова, а так же практика внедрения методической разработки показала, что, во – первых, при освоении фонопедических упражнений  формируется устойчивый навык произвольного управления регистрами; во-вторых, вырабатывается эстетически приемлемое певческое вибрато; в-третьих, появляется комплекс ощущений певческой «опоры»; в-четвертых, формируется навык управления артикуляционной мускулатурой в певческом режиме; в-пятых, певческая установка резонаторных полостей.

Активизируется весь комплекс мышц, участвующий в голосообразовании, резко увеличивается диапазон и  интенсивность голоса, характер звука приближается по типу к академическому.

Появление специфических  певческих ощущений и связанных  с ними эмоционально-образных представлений  позволяет включать традиционные методы вокальной педагогики и традиционную терминологию для дальнейшей работы над эстетическими и исполнительскими задачами.

При работе с хоровыми коллективами фонопедические упражнения можно включать в распевочную  часть репетиции постепенно, для  активизации каких-либо элементов  технологии или устранения каких-либо недостатков на усмотрение хормейстера, а можно некоторый период посвятить технологии половину репетиционного времени для работы над всем комплексом фонопедических упражнений.

Таким образом, фонопедический подход и фонопедический метод могут  и должны войти в вокальную  педагогику, так как направлены на решение базисных задач. Они являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной педагогике и искусству вокально-хоровой работы. Отсюда и определение: фонопедический – лечебно-профилактический.

В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной темп тембрового звучания.

Каждая фонема, слог или  слово целостно организует работу всего  голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.

 

 

 

 

 

 

1.2. Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работы на уроке музыки в начальных классах общеобразовательной школы.

 

Понятие о  психолого-педагогических условиях.

Одной из самых доступных  и увлекательных видов музыкальной  деятельности для учащихся младшего школьного возраста является хоровая деятельность. Хоровое пение – одно из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся. В условиях массового музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций.

Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют  свои представления о содержании музыки, её связях с окружающей их жизнью, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, приемах развития, формообразования, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.

Таким образом, хоровое  пение, во-первых, расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усвоить закономерности музыки в процессе её непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке, дает возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании.

Во-вторых, хоровое пение  решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объем  певческих умений и навыков, необходимых  для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.

В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.

В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения  к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

Высоко оценивал значение хорового пения как средства музыкально-эстетического  развития школьников академик Б.Асафьев. Он считал, что «школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции  музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными» (3). Горячо отстаивал Б.Асафьев мысль о том, что хоровые занятия в школе – это актуальное направление всей учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Таким образом, педагоги сходятся в том, что пение – один из самых прогрессивных и необходимых видов музыкальной деятельности. Творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкально-эстетического воспитания.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на личность. Учебная деятельность преобразуется на основе иной логики – логики, ориентированной на обнаружение и реализацию нерасчлененной целостности развития духовных и духовно-практических способностей человека, преобразующего и тем самым познающего предметность своего бытия.

Важным педагогическим условием? является учет возрастных возможностей субъекта учебной деятельности.

Поскольку музыкальное искусство выразительно по своей сути и обращено, в первую очередь, к эмоциональной сфере человека, а рассматриваемый нами метод направлен не только на вокальное развитие учащихся младших классов, но и на эмоционально-эстетическое, в контексте данной работы возникает необходимость рассмотреть возрастные особенности психофизиологического развития младших школьников.

И так, при применении фонопедического метода В.В.Емельянова в вокально-хоровой работе должны быть учтены его характерные особенности. Обучение детей пению должно строиться в опоре на психолого-педагогические и физиологические особенности данного возраста.

К наиболее типичным показателям  возрастных психических особенностей детей младшего школьного возраста, на которые указывают исследователи, относятся:

- моторная активность;

- сенсорно-перцептивная  активность (способность и потребность  в новых сенсорных впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);

- интеллектуально-волевая  активность (интеллектуальная активность, любознательность, интерес к выявлению связей причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций и т.д.);

- мотивация и эмоционально-выразительная  активность (социальный диапазон  жизненных мотивов, способность  к их эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению);

- способность (ее мера) к включению всех этих форм  психической активности в реальную  социальную (то есть ценную не  только для себя) деятельность, поведение,  общение (включая учение и игру) (30). 

В современной системе  воспитания младший школьный возраст  охватывает период жизни ученика  с 7 до 10 лет (1 – 3 классов).

Семилетний возраст – наиболее благоприятный возраст умственного развития, социальной подготовки ребенка. Но если в данном возрасте педагогический процесс во всех его компонентах не будет соответствовать возможностям семилетних детей, то они могут довольно скоро потерять охоту учиться. В частности, необходимо учитывать быструю утомляемость первоклассников. Оптимальным временем для занятий в этом возрасте является 35 минут два раза в неделю. Кроме того, очень важно в самый начальный период обучения активно использовать игровые моменты в ходе занятий.

Восьмилетний (девятилетний) возраст детей. Для данного возраста характерна невнимательность. Дети легко и быстро отвлекаются, перестают слушать педагога, забывают то, что слышали, допускают ошибки в своей работе и часто во время ее отвлекаются.

Чтобы управлять вниманием  детей, надо знать его природу, физиологические  основы. Нужно помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у младших школьников – явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности.

Есть ряд причин, которые  усиливают рассеянность детей. Одно из наиболее часто встречающихся – их легкое и быстрое проявление утомления. Оно наступает особенно быстро при выполнении неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной деятельности и слухового аппарата.

Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями вызывает возникновение сильного торможения нервной деятельности мозговой коры. Поэтому для того, чтобы внимание не успевало рассеиваться, и у детей не пропадал интерес к занятию, нужно построить его так, чтобы была возможность чередовать различные виды деятельности.

Десятилетний  возраст. В этом возрасте склонности и интересы детей становятся более устойчивыми и изобретательными. Дифференциация детей по интересам становится более определенной, среди них обнаруживаются более или менее способные и склонные к занятиям вокалом.

В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет у  детей является учитель. Учение и  учитель для них неразделимы. Если ребенок любит педагога, значит, любит учиться.

Особенности голосовых возможностей детей младшего школьного возраста.

Чтобы развивать и  воспитывать детские голоса, учителю  необходимо знать певческие возможности  школьников. Необходимо учитывать возраст  детей, проявление их интересов. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что приходить на занятия вокалом, имея некие «готовые рецепты» просто немыслимо. Пожалуй более чем в работе, со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией преподавателю следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно.

Так, у шестилетнего ученика  они невелики. Это обусловлено  тем, что его певческий аппарат  ещё не сформирован. Диапазон, в котором  наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми 1 – соль1, фа1 – ля1. Поэтому в качестве материала для пения на первых занятиях используются несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры.

Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется. В работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада, в основе которых лежат более сложные интервальные соотношения. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте. У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми1 – си1. Этот диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В тоже время он определяется возможностями голосовых связок, которые ещё довольно тонкие и короткие. Поэтому на занятиях следует добиваться ненапряженного, легкого и светлого звучания. Развитие этих качеств рекомендуется именно в диапазоне ми1 – си1. Затем нужно постепенно распространять их на более широкий диапазон. К концу второго года обучения середина певческого диапазона учащихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от содержания и характера песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре1 – ре2. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряженно. У некоторых ребят появляется красиво звучащее ми2.

С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до1 – ре2 (ми2). Часто наблюдаемые случаи раннего физического развития детей влекут за собой и более быстрое становление их голосового аппарата.

Сила голоса учащихся 7 – 10 лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков mР и mF. Но эмоциональная отзывчивость, свойственная детям, позволяет при этом добиваться выразительности и яркости исполнения. Бесспорно, не на всем диапазоне возможно использование всей палитры динамических красок, свойственных голосам школьников. Так, большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим. Часто использование в произведении низких или высоких звуков диапазона свидетельствует о неудобной тесситуре. Поэтому при определении репертуара учителю важно учитывать эти положения.

У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя. У детей данного возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. В связи с этим необходимо добиваться более ровного их звучания на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе развития тембра голоса имеет атака звука (твердая, мягкая). Умелое использование ее в вокальной работе (при примате мягкой атаки) положительно влияет на тембр, помогает избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носовой призвук и т.д.

У одиннадцатилетних  подростков можно обнаружить характерные  признаки низких и высоких голосов, грудное звучание. При правильном режиме работы голос постепенно крепнет  и расцветает.

Трудность учителя может быть связана  с тем, что голос у детей  начинает ломаться, т.е. наступает мутация, переход детского голоса в голос  взрослого. В последние десятилетия  часто наблюдаются случаи, когда  мутация начинается у мальчиков  в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но протекает он у них неодинаково. Поэтому педагог должен хорошо знать каждого ученика, следить за индивидуальными изменениями голоса, предлагать ребятам петь в удобном для них диапазоне.

У мальчиков при резкой форме мутации гортань быстро растет в длину. Голосовые связки делаются длиннее в полтора-два раза, звучащая зона постепенно переходит в малую октаву.

У девочек мутация  выражена менее ярко, нет такого сильного роста гортани. Однако в  их голосах исчезает звонкость, появляется сипота, усталость. Все это требует неуклонного соблюдения щадящего режима на занятиях. Пение в младшем школьном возрасте осуществляется только краевым натяжением связок и носит ярко выраженный фальцетный характер. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как первые разветвления, управляющие ею, только начинают разрабатываться. Период 7 – 10 лет является чрезвычайно важным в развитии голоса: с одной стороны его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой стороны – периодом становления и воспитания правильных певческих навыков. Диапазон голоса у детей 7 – 10 лет обычно охватывает октаву ре1 – ре2. Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У детей можно встретить даже звуки малой октавы (си – ля), но, как правило, они звучат напряженно. У других детей можно встретить довольно красивое звучание ми и даже фа второй октавы. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменения. Для нее наиболее типичной будет использование умеренных динамических оттенков mp и mf. Но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет и при такой динамической шкале добиваться яркой выразительности исполнения. Конечно, при таком ограниченном диапазоне не на каждом его участке можно добиваться всей гаммы динамических красок, свойственных данному голосу. Так, на нижнем участке диапазона большой вред может принести требование сильного звучания, а на верхнем – очень тихого.

Информация о работе Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк